Красная горка (в 2011 году – 1 мая)
Красная горка – время свадеб. Откуда пришел этот праздник?
Православие и "Красная горка"
Красная – значит "красивая"
"Красная горка" – это словосочетание намного более знакомо, чем два других названия одного и того же праздничного дня – Антипасхи или Фомина воскресенья. Аналогично тому, как сырная седмица носит название Масленицы, Происхождение Честных Древ Креста Господня – "Медового" (или "Первого"), Преображение – "Яблочного" (или "Второго"), а праздник в честь Нерукотворного образа Господня – "Орехового" (или "Третьего") "Спасов".
Два календаря – языческий и христианский
Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные.
Церковь установила праздник Рождества Христова, чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – "святое дело".
Церковь освящает начатки урожая на "Спасы"? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию "главного момента", "гвоздя программы": освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и "приобщиться к святыньке" (исповедоваться-причащаться – это для "фанатиков").
С "Красной горкой" чуть проще, чем со "Спасами", поскольку это название не самого праздника Антипасхи, а народного, существующего, скажем так, в параллельном измерении. Но это не значит, что риск подмены отсутствует напрочь. К сожалению, многое в "генетике" этого праздника должно побуждать нас к осторожности.
Добро бы люди праздновали Антипасху и "Красную горку", воздавая каждому свое порознь. А вот если человек, считая себя "воцерковленным" (типа, он "не как прочие человецы" – обрядоверы, которым только бы освятить, да съесть; он молится, постится и слушает... ну, дальше сами знаете), Антипасху по сути будет праздновать как "Красную горку", тогда ничего хорошего.
Откуда взялась "Красная горка"?
Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение этого праздника и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность.
Красная горка в 2011 году 1 мая
Красная горка в 2011 году – 1 мая
Мы знаем, что "Красная горка" – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Согласно народному поверью, кто на "Красную горку" не участвует в гуляниях, но дома сидит, тем ох, как не повезет в жизни: парню когда-нибудь достанется жена уродливая, рябая, косая (далее добавить по вкусу) – короче, ущербная вторая половина, а девушка выйдет за распоследнейшего мужичонку; их семейная жизнь будет несчастной: ужас и кошмар (да и вовсе помрут сразу после свадьбы!). А вот те, кто в этот день поженятся, никогда не разведутся.
Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. "Красная горка" – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении "ярилок" использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что, формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в "коллективном бессознательном".
Особенно актуально задуматься об этом в наше время, когда всевозможные неоязыческие "реконструкции" преподносятся как что-то исконно-традиционное, родное. Реконструкции-то, может, и надуманные, искусственные, зато дух тот же. Поэтому этнографы могут спорить о существовании/несуществовании в древнерусском пантеоне богини Лады, но именование Ладой массовицы-затейницы увеселительных мероприятий этого праздника весны и любви – само по себе достаточно символично и устанавливает в подсознании участников устойчивую связь с языческими истоками нашего "ветхого человека" (точно так же, как этому способствует, опирающееся на суеверный страх, вышеупомянутое подстегивание к участию).
Можно ли православным праздновать "Красную горку"?
"И что теперь?" – спросите вы. "Не отмечать этот праздник, игнорировать его?" Отнюдь. Из рекомендации быть внимательными и избирательными (в том числе относительно того, кто и в каком духе организует празднование) вовсе не следует, что праздник сам по себе порочен, вреден и т.п.
Мы благодарны Богу за дар жизни, и нет ничего постыдного в том, чтобы сообща радоваться, например, вступлению в свои права весны – этого столь богатого по своей символике времени года, стержневым значением которого является торжество жизни над смертью: природа как бы воскресает, восстает, какие бы зима ни чинила ей препятствия, как бы ни сковывала!
Вся наша жизнь такая, что надо радоваться ей, помня, однако, слова Апостола: "Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия" (Еф. 5; 15 – 17).
В самом празднике греха нет, но, как и ко всему земному, он может примешаться (особенно учитывая его "дурную наследственность"), чего вполне можно избежать.
Более того, ведь мир дольний – икона мира горнего. Так же и праздники, посвященные "дольнему", могут быть обращены к горнему, если возводить ум от созерцания земной красоты – к небесной, если видеть в земном отблески небесного.
Что такое "Красная горка"? Почему у праздника такое название?
"Красная" значит "красивая". Но красота весенней горки особенная – это красота земли, освобождающейся от зимнего плена; красота земли возвышенной (вернее, той ее части, которая ближе к небу), а потому уже свободной, ожившей в то время, пока остальная земля все еще не пришла в себя: издревле после того, как таял снег, падал уровень разлившихся по весне вод, первыми подсыхали и прогревались горки и пригорки, на которых можно было собираться молодежи, чтобы веселиться в лучах весеннего солнца.
А ведь и душа наша так: не вся она хороша, много в ней слякоти, рытвин, оползней, а то и вовсе местами она какая-то непробиваемо мерзлая и ей никак не отойти... но есть в ней стороны, которые как-то поближе к Богу. С них начинается ее возрождение к вечной жизни. Они – красивы, ибо приобщаются красоте небесной; они первыми очищаются, ими душа как бы роднее Богу, ими она чувствует весну Пасхальную и ликует, и тянется к Небесам, и мало-помалу вся освобождается из плена сатанинского холода.
Источник: Православие и мир