ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вторая волна сект: бизнес на психически неуравновешенных

Николай Кононов :: 03 марта 2004

Религиоведы и социологи возвращаются к забытой было проблеме – росту популярности тоталитарных сект. Активность проповедников, спасителей и пророков, пошедшая на спад в конце 90-х, сейчас снова растет. Лет 12 назад рынок веры в чудеса монополизировали Сёко Асахара (настоящее имя Тидзуо Мацумото, 27 февраля этого года в Японии приговорен к смертной казни через повешение за теракты и убийства), Виссарион и Мария Дэви Христос. Потом было затишье. Теперь пошла вторая волна. Простой человек, бывший сантехник или торговец фруктами, выдумывает свою религию и собирает адептов. Это похоже на присказку к детской игре – "Кто придумал, тот и вода!" Кто придумал – тот и Бог.

День святой Валентины

– Алло, это секта "Исход"?

– Да, это "Исход". Но мы никакая не секта! Мы – те, кому открылась Истина.

– Знаете, я тоже хочу, чтобы мне открылась Истина, но боюсь попасть в секту...

– Что вы! Мы не секта, никого не обворовываем. Приходите завтра на занятие – будем читать книгу, ее написала наша Богиня, и читать доклад про Четыре Луча.

– А ничего, что я в первый раз, про Лучи не знаю? Вдруг не понравится?

– Главное, чтоб ваше сердце было открыто... Запоминайте: завтра в полседьмого на "Пролетарской" в центре зала. Я такая высокая, в длинной шубе. И запомните – никуда вы от нас не денетесь! Если нашли нас – значит, это уже Знак!

"Исход вперед, и все за нами!"

Пока мы ехали на трамвае, инженер-гидротехник Таня проводила ликбез.

Богиню зовут Валентина Кузнецова. В прошлой жизни кандидат химических наук. Живет в Питере. Излучает, исцеляет и взаимодействует. Восемь лет назад Валентине явились Владыки и объяснили, кто виноват и что делать. Виноваты другие религии, перевравшие Истину. Надо получать диктовки и просвещать.

Таня без ума от Валентины. В один прекрасный день прочитала ее книгу и поняла, что ждала этого момента всю жизнь. Поехала на вокзал и взяла билет в Питер. На работе покрутили пальцем у виска, но было поздно. Инженер-гидротехник нашла свою Богиню.

Мы подошли к бывшему детскому саду. Половину его занимает общество слепых. По вторникам и четвергам оно сдает "Исходу" зал с азбукой Брайля на стене.

Напротив Брайля – стол с реинкарнациями Богини. Среди них бог Тот, царица Тамара и Пифагор. Таня благоговейно коснулась фотографии Самой. Женщина, похожая на кустодиевскую купчиху, рассматривала потолок.

Вокруг стола сидели "исходовцы". Возраст выше среднего. Мужчин всего трое.

– Братья, товарищи, это новый человек в нашей группе. Прошу любить и уважать.

Товарищи заулыбались. Татьяна указала на черно-бело-желтый флаг из плотной материи.

– Это нам Богиня продиктовала – каких цветов он должен быть. Черного, белого и...

– Татьяна! Фиолетового, а не черного, – строго заметили товарищи.

– Да, да, фиолетового...

– Он же черный.

– Нет, Николай. Он фиолетовый. Разве ты не видишь?

– Вижу.

Занятие началось. Решили спеть главную молитву. Таня сунула в руки листок: "Пой про себя". Из динамика полилась музыка, неуловимо напоминавшая "Вихри враждебные". Поющие упорно не попадали в такт. "Это мы – люди из нового пятимерного мира с планеты Лентина, которая будет служить Небесным Родителям вместе с людьми восемь миллиардов лет!"

Музыка кончилась. Товарищи перекрестились и ударили в ладонь, прокричав: "Исход вперед, и все за нами! Хэй! Хэй! Хэй!" После чего перешли к диктовке о внутренних механизмах мира.

– Из розы образуется Грааль, а в нем кровавые слезы Господа Сомты и соленые Богини Валентины. От Сомты идут белые и золотые лучи. Правильно понимаю?

– Вроде да. Но когда Господь сомкнулся с Богиней, был фейерверк... Как же так? Разве не было фейерверка?

– Был, но на тонком уровне. Я хочу обратить внимание вот на что – мы должны любить богов в земном воплощении. Владимир Владимирович Путин – это бог Тот. Не забудьте, что год назад знаки Зодиака поменяли свои названия. Это тоже важно...

Происходящее казалось розыгрышем. Спектаклем, поставленным режиссером-абсурдистом в кружке самодеятельности.

По залу нетерпеливо курсировал пенсионер Леонид. Мягко спорила с соседкой учительница литературы Наталья. Глядя на ее шаль с кистями, можно было предположить, что она любит романсы и варенье.

Они обсуждали судьбы планет Матрикс, Зарайя и Лентина, как новые приключения Каменской. Никакими суицидами, проданными квартирами, убийствами на религиозной почве решительно не пахло.

От разговоров о Сомте разболелась голова. Из монотонных речей сознание с трудом выделяло отдельные фразы. Казалось, что собрались жильцы подъезда, чтобы договориться, сколько платить за домофон...

– Люба, не забудь отдать деньги за кассеты с молитвами. Таня, когда Вадим привезет книги из Питера, его надо встретить.

...или идет урок в воскресной школе. Просто обсуждают необычную религию. Но если учесть, что некий смысл можно найти в каждой религии...

– Братья, сестры, не забудем, что Валентина тоже была несовершенна, пока не ступила на путь Исхода и не сообщила нам в книгах истину!

...то получается, что достаточно придумать философскую систему, – пусть самую абсурдную – и люди клюнут. Любой символ, сюжет, притчу всегда можно трактовать так, что желающий увидеть смысл увидит его. В гороховом супе можно разглядеть метафору жизни человека – горох плавает на дне, потом становится мягче, всплывает, одни горошины развариваются, другие остаются крепкими и заслуживают честь быть съеденными. И так далее...

– Никола-ай! Ты что, заснул?! Тебе повезло. Это святая вода, осталась бутылочка... Какой ты счастливый! Впервые увидел Ее и сразу можешь выпить воды, освященной Ею.

Занятие тихо и благостно завершилось. Товарищи встали, запели мантру.

По пути к метро Таня говорила, что на первой встрече ничего понять нельзя. Не страшно, это придет потом.

– Ага, – сказал пенсионер Леонид. – Третий год хожу, а понимаю с гулькин нос.

– Я тоже многого не понимаю, но ведь только Она может все понять! А мы простые люди, должны дорасти до этого уровня.

– Почему ты выбрала Валентину?

– Как почему?! Потому что это истинное, настоящее! Это я поняла, как только книгу увидела. Внутри перещелкнуло и я мужу сказала: прямо сейчас надо ехать в Питер...

– Я, кстати, на днях туда собираюсь. Родственники приглашают.

– Правда, что ли? Отлично! Как раз попадешь на четверговую медитацию. Увидишь саму Богиню. Чтобы хоть что-нибудь понять, почитай на сайте диктовки и не забудь, что наши медитации платные – 250 рублей. Богине надо жить, выпускать книги. В общем, все увидишь... Только диктовки почитай обязательно!

А я свой день перерождения не буду справлять...

Понять диктовки было невозможно. Позже стало ясно, что игра в "непонятки" – основной прием "Исхода". Чем загадочнее, тем лучше. Меньше шансов быть уличенным в непоследовательности.

Объяснить суть философии "Исхода" также невозможно. Это бессвязное нагромождение идей. Все религии в одном флаконе. Известно, что до прихода Владык химик Валентина Кузнецова состояла в секте "Брахма Кумарис". А потом придумала свой "Исход".

Смысл ее философии пример таков: "Будущее, друзья Мои, в руках каждого. Это говорю Я, Господь Шива, Солнечный Логос, так любящий вас, дети Мои, и мечтающий, что большинство людей сумеет, изменив свое сознание и вырастив новое тело, уйти на Новую Землю в предопределенный Нами час Х".

Естественно, час Х не обозначен – потому что после него придется или изойти, или прикрыть лавочку. Богиня отделывается общими прорицаниями на эту тему.

Несколько раз в год "исходовцы" устраивают выездные семинары. Видимо, выращивают новые тела. Причем делают это там, где тепло. Например, в Крыму или Египте. А вернувшись домой, пишут о том, как помедитировали.

"Прошедшие две недели марта были очень насыщены очищением души. Великая Богиня Валентина-Изида продлила семинар, чтобы завершить то, что нужно было сделать. Видимо, в Москве мы еще не были к этому готовы".

Всего Богине поклоняется более 500 человек. "Исход" имеет представительства по всей России. Даже в Петропавловске-Камчатском живет некая Федосеева Наталья Георгиевна, торгует книгой "Рождение Атлантиды".

А 13 февраля "Исход" собрался отмечать день перерождения своего божества. Но вместо празднеств ограничились покупкой подарка Валентине. Устраивать гулянья Богиня не пожелала.

Новое о черной дыре

Найти дом "Исхода" в Яковлевском переулке оказалось просто, по вывескам. Гостиница "Зарайя", турфирма "Матрикс-М". Знакомые названия. Благотворительному фонду "Исход" (он же "Exodus") в доме принадлежат две квартиры. В одной сидели сотрудники, занимающиеся выпуском книг и кассет. Другая скрывалась за тяжелыми дверями.

В холле югославы красили стену и потолок. Ремонт начался еще осенью. Гостинице пытаются придать вид. Дела "Исхода" идут неплохо: турфирма возит группы адептов из других городов, за тяжелыми дверями считают денежки.

Впрочем, для Питера, где сект пруд пруди, Богиня и приближенные живут скромно. Особенно если сравнить со "Свидетелями Иеговы", отгрохавшими себе шикарный дом у метро "Пионерская".

Очередной сеанс выращивания тела "Исход" проводил в ДК "Пролетарский". Контингент тот же, что и в Москве. Возраст средний и выше среднего. Инженеры, пенсионеры, учителя. Некоторые привели детей. Всех встречала администратор ДК.

– А вы не боитесь, что это секта? Взорвут что-нибудь или массово самоубьются...

– Да нет, что вы! Они тихие-мирные. Как кружок макраме. Раз в неделю приходят, не шумят, нормально платят..

У входа в зал сидела женщина и собирала деньги в пакет. На тот самый день перерождения. Позади нее стояла другая женщина с пакетом побольше. Плата за присутствие, 100 рублей. За этой женщиной пряталась еще одна. Время от времени она разворачивала совсем большой пакет – туда падали деньги за поездку в Испанию на семинар.

– Вы, наверное, в первый раз на медитации? – спросили из-за спины.

– В первый.

– Тогда меня зовут Лена. А вас? Очень приятно. Как пришли к нам? Искали и нашли? Прекрасно! Я тоже шесть лет назад была в поиске. А потом – знаете, как это бывает – увидела первую книгу Богини и поняла, что судьба...

Вспомнились инженерно-гидротехнические откровения. Видимо, книга замечательным образом воздействовала на девушек, искавших себя. А с виду не скажешь – обыкновенный синий кирпич. Та же эклектика, что и под другими обложками.

– Потом уехала в Эстонию, жила там долго. Но уже знала, что вернусь. Стала ходить, росла, теперь курирую московскую группу. А когда "Исход" только создавался, Богиня была ученой, кандидатом наук. Но теперь только нами занимается...

– Профессионально?

– Да. А что? У каждого есть свое дело. И у Валентины тоже дело, благое. Все платят за книги, кассеты, медитации, поездки, чтобы ей было на что жить. Мы благодарны, Богиня дает нам Истину.

– Зачем вам она?

– Вы какой-то странный. Для защиты, конечно. Чтобы были правила, законы. Без этого нельзя, чувствуешь себя неуверенно. Нет защиты от того, что будет дальше.

Тут мы вошли в зал и увидели на сцене Богиню.

Она сидела за столом, обтянутым красным сукном. Подозрения относительно Кустодиева подтвердились. Рядом с ней устроилась женщина и стала показывать какие-то списки.

Все это напоминало заседание партактива. Компаньонка Богини чертила в тетради невидимые фигуры. Богиня качала головой. В зале деликатно шумел народ.

– Рядом с Валентиной сидит Бог Сомта. Его зовут Тамара, – шепнула Лена, – Вон там, у выхода на сцену их охраняют ребята из Первой группы, самой старшей.

Зал притих. На сцену поднялась девушка в очках и с чувством произнесла: "Споем нашу молитву". Магнитофон заиграл знакомую мелодию. На этот раз показалось, что она похожа на "Вставай, страна огромная". Все 200 человек пели.

Потом девушка в очках читала доклад. Высказывала гипотезы относительно диктовок. Раза три сбилась. Один из пунктов доклада назывался "Новое о черной дыре". "В Книге Будущего, – говорила девушка, – в диктовке от 26 июля 2002 года Господь показал нам черную дыру".

Богиня, слушавшая доклад, была как будто рассержена. Казалось, что она сильно утомлена. Тамара-Сомта постоянно склонялась к ней и снова чертила в тетради.

После доклада Богиня взяла в руки микрофон и сказала: "Сейчас мы споем новую песню. Всех знающих прошу на сцену". Ее голос оказался неожиданно спокойным.

Знающие уже бежали по проходам. Динамики захрипели и в зал понеслось: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор. Exodus дал светильникам всем крылья, а в сердце вспыхнул пламенный костер!"

Богиня смеялась. На сцене люди с высшим образованием надрывались в микрофон: "Все выше, и выше, и выше, стремимся мы к вечности вновь. И в каждом стремящемся видим мы веру, надежду, любовь..."

Потом выяснилось, что все песни "Исхода" написаны на мотивы советских шлягеров. "Голубой вагон бежит-качается", "В лесу родилась елочка". Ощущение абсурда усилилось.

– А теперь, – сказала Богиня ровным безразличным голосом, – мы приступим к медитации. Первая группа, проверьте – слышат ли нас другие города?

Мужчины из Первой группы заговорили сразу по нескольким мобильным телефонам.

– Тема нашей медитации такова: создаем два шара, розовый и салатный, и отправляем их Небесному Астрологу. Строим пирамиду... Входим в нее в состоянии Андрогина... Я вижу его. Андрогин стоит на правой ноге и вращается против часовой стрелки...

Зал сидел с закрытыми глазами. Валентина делала паузы. Было слышно, как под домом культуры ходит метро.

– Мы видим оба шара, розовый и салатный... Мы чувствуем их легкость... Отпускаем их поочередно Небесному Астрологу... Не торопимся...

Никто и не собирался торопиться. Многие покачивались, как сомнамбулы. Одна Богиня с усилием, словно выполняя ответственную работу, выговаривала слова. После окончания медитации она осталась сидеть. Первая группа перекрыла вход на сцену.

– Я специально приехал из Москвы, можно задать Богине вопросы, которые мучают меня? – Нет. Записывайтесь на прием. Это раньше она разговаривала со всеми, а теперь прием ограничили. – Но я же для этого и ехал. Что же делать? – Ну хорошо, – приближенный смягчился, – можете написать ей записку. Если она захочет, ответит сейчас, если захочет – в диктовке скажет. Только чтоб почерк был разборчивый!

Я написал: "Как вы относитесь к высказыванию ‘‘Хочешь быть богатым (духовно, материально) – придумай свою религию’’? Вам не кажется, что в нем есть доля истины?"

Вопрос передали быстро. Кандидат химических наук Валентина Васильевна Кузнецова уже уходила со сцены. Она остановилась, развернула записку и пробежала ее глазами. Показалось, что по лицу Богини скользнула улыбка. Но потом она нахмурилась и вместе с охраной скрылась за кулисам.

В зале отчетливо пахло гороховым супом.


Прокомментировать советские песни "исходовцев" и рассказать о причинах второго пришествия мессий корреспондент "Столичной" Николай Кононов попросил известного сектоведа Александра Дворкина, придумавшего сам термин "тоталитарная секта".

– Сначала определимся с терминологией. Что такое тоталитарная секта?

– Это авторитарная организация, главный смысл существования которой – власть и деньги для руководства. А оно в погоне за этой целью прикрывается различными масками – религии, психологии, культурологии, педагогики, политики. Секта распознается по ряду свойств: обман при вербовке, контроль сознания адептов, регламентация всех аспектов их жизни, обожествление лидера.

– В чем особенность второй волны популярности сект?

– В 90-х годах шло накопление людей, завоевание российского рынка. Потом секты вычерпали до дна те сегменты общества, на которые делали ставку. То есть, скажем, "Свидетели Иеговы" работали с людьми пенсионного и предпенсионного возраста, "Церковь Христа" – с учащимися технических вузов, муниты – с идеалистически настроенными студентами-гуманитариями. В какой-то момент рост числа адептов прекратился. Теперь у них задача – закрепиться в обществе. Обзавестись недвижимостью, создать положительный имидж. Через судебные иски приучить журналистов к тому, что не стоит их критиковать.

– А новые секты?

– Распространенный случай: честолюбивый человек побыл в секте, понял механизм ее работы, понял, что выше определенного уровня ему не подняться, и стал раскручивать свою секту. Поэтому, кстати, появляются клоны. Вариации на тему.

Отдельная песня – психокульты. Секты, организованные в виде психологических курсов или семинаров. Перспективное направление для предприимчивых людей, нацелившихся на обирание "лохов". Еще существуют коммерческие культы – многочисленные сетевые пирамиды. Во всем сетевом маркетинге много признаков сектантства, а ряд сетевых компаний являют собой полностью сформировавшиеся секты.

– Но ведь маркетинг никак не связан с религией.

– А кто вам сказал, что секта обязательно должна быть с ней связана?! Вот "Гербалайф". Контролирование сознания есть? Есть. Обожествление лидера организации есть? Марка Хьюза сверхчеловеком называют... Обман при вербовке. Фанатичная вера в волшебные свойства "Продукта". Все признаки налицо.

– Тогда чем секта отличается, скажем, от скаутской организации?

– Надо смотреть, насколько контролируется сознание. До какой степени организация вторгается в жизнь человека. Это как радиация. Она есть всюду, в Москве и в Чернобыле. Но все-таки вы предпочитаете жить в Москве.

– Получается, что определение секты очень субъективно. Кому-то кажется, что настолько посвящать жизнь чему-то нельзя. А кто-то скажет: "Все нормально".

– Нет. В секте всегда есть обман при вербовке. Человек стремится заслужить право быть принятым в скауты. А тут задача другая – затащить человека в организацию прежде, чем он что-то про нее узнает. Тебя приглашают в теплую молодежную компанию, а оказываешься у мунитов.

– Почему люди идут в секты?

– В секту никто не идет! В секту приводят.

– Хорошо. Почему человек соглашается на то, чтобы его привели?

– Во-первых, людей обманывают. Во-вторых, как правило, в секту попадают те, кто испытывает стрессовое состояние. При стрессе вам легче что-либо внушить. А когда вы уже в секте – это состояние в вас искусственно поддерживается. Иной раз, чтобы вытащить человека из секты, достаточно сделать так, чтобы он отоспался, отъелся и на несколько дней просто остался один... Хотя, как правило, люди не остаются в сектах на всю жизнь. Потому что когда вы отдаете секте все, что имеете – здоровье, деньги, силы – сразу становитесь ненужным. Вас выбрасывают на улицу.

– Каких людей легче всего затащить в секту?

– Студентов первого-третьего курсов. Они испытывают возрастной стресс, переход от детской к взрослой жизни. Плюс первые разочарования, поиск смысла жизни... Вторая группа – люди предпенсионного и пенсионного возраста. Человек чувствует себя невостребованным, одиноким. Появляется свободное время. Человек задумывается о вечном.

– К какому типу сект относится "Исход"?

– Это оккультно-теософская секта. В ее идеологии смешаны теософия Блаватской, идеи Церкви универсального будущего и секты "Радастея". На последнюю она особенно похожа. "Радастею" создала Евдокия Марченко из Миасса, астрофизик по образованию. Последние четыре года у нее скачок популярности – Евдокия ездит по всей России. Называет себя Межпланетным Оператором... "Исход" и "Радастея" – почти клоны. И там и там во главе стоят женщины с графоманскими наклонностями. У меня, кстати, есть гипотеза, что самые догадливые графоманы основывают секты и выдают свои тексты за сакральные. Иначе их никто читать не будет. На то, что пишет Марченко, без слез смотреть невозможно.

– А почему "Исход" поет песни на старые мотивы? Это что – советское подсознание дает себя знать?

– Всегда легче переходить на знакомую мелодию, чем придумывать новую. Муниты и радастейцы поют советские песни. В секте Порфирия Иванова слова их гимна положены на "Марсельезу". Через музыку людей приводят в измененное состояние сознания. В это время в кровь человека выбрасываются эндоморфины, человек получает свою дозу кайфа. Привыкает. Получается та же химическая зависимость, что и у наркоманов. Роль наркотика играет слово, которым лидер воздействует на адепта. То, что в "Исходе" медитация проходила лениво – ничего не значит. Если человека достаточно натренировать, то хватит нескольких слов, чтобы он входил в состояние транса. Невнушаемых людей нет.

– Какие секты, кроме "Исхода", можно назвать сектами второй волны?

– Ту же "Радастею", "Страну Анура". Секту Мирзакарима Норбекова, самозванного академика всевозможных академий, который позаимствовал одни идеи у неопятидесятников, а другие – в оккультном движении "Нью Эйдж". Более мелких сект – тысячи.

– Глядя на Норбекова, понимаешь, что религию можно построить на чем угодно. Была бы фантазия.

– Конечно. Некую философскую систему можно построить хоть на вот этой лампочке. "О великий прозрачный объект, который дает нам свет! Включается в темное время суток!" Или на вашем супе... Да на чем угодно можно построить. Спрос-то есть.

2 марта 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама