ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Границы Санкт-Петербургской епархии в ХVIII веке

Паничкин Александр, протоиерей :: 10 мая 2011

В продолжение публикации серии статей, посвященных Санкт-Петербургской епархии, читателям предлагается обзор положения этой епархии при ее учреждении, в котором протоиерей Александр Паничкин также касается перемен, произошедших в связи с увеличением населения Петербурга, а также с ростом экономического и политического значения столицы.

При учреждении в Санкт-Петербурге епископской кафедры в ее состав вошла та территория, которая была подведомственна Духовному Правлению. По территории она была наименьшей из всех великорусских епархий и совпадала с двумя провинциями по гражданско-административному делению: Санкт-Петербургской и Выборгской.

К первой относились следующие города с уездами:

1. Санкт-Петербург

2. Кронштадт

3. Шлиссельбург

4. Ямбург

5. Копорье

Кроме того, в состав Санкт-Петербургской епархии входил еще находившийся на территории Швеции Либелицкий погост, приход, который составляли 150 "венцов" (т.е. семей) православных карел, куда по просьбе шведского посланника был определен священник.

С юга и запада Петербургская епархия граничила с Псковской (в состав последней входил Гдов), а с юго-востока и востока с Новгородской (в ее состав входили Луга, Новая Ладога, Каргополь), на севере она граничила со Швецией.

Статистические данные

Население вновь открытой епархии не было сплошь православным. Среди сельского населения было много лютеран, имевших свои кирхи. Так, в Выборгском уезде был всего лишь 1 православный приход. Инославное духовенство не всегда дружелюбно относилось к православному, наблюдались факты открыто выражаемой неприязни. Пастор Тюрис-кирхи в 4-х километрах от Ораниенбаума в 1741 г. бил "смертельно" священника Ораниенбаумской церкви Фоку Федотова и ограбил его "пожитки"[1]. По численности православного населения и по количеству церквей Петербургская епархия значительно уступала большинству русских епархий, о чем свидетельствует относящаяся к 1740–1742 гг. статистическая таблица, приведенная в журнале "Странник" за 1868 г. (т. 1. в статье свящ. М. Архангельского "Преосвященный Никодим, первый епископ Санкт-Петербургский", с. 15-16); она помещается здесь ниже.

Сведения о числе храмов и прихожан Санкт-Петербургской епархии

Название города и уезда

Церквей приходских

С соборами и домовыми церквами

Домов

Жителей

Духовных

мужчин

женщин

всего

мужчин

женщин

всего

Петербург

29

45

4816

33494

18825

52319

162

160

332

Петербург. Уезд

15

-

1927

6641

5734

12375

57

61

118

Кронштадский заказ.

6

-

439

13269

2668

15937

29

33

62

Шлиссельбург

1

-

354

782

823

1605

7

14

21

Шлиссельбург. уезд

5

-

693

1966

1941

3307

21

29

50

Ямбург

1

-

222

632

648

1280

3

10

13

Ямбургский уезд

5

-

1198

4664

4482

9146

23

26

49

Копорье

2

-

581

2127

2075

4202

10

10

20

Копорский уезд

13

-

3184

10859

10384

21243

55

56

111

Выборг

1

-

Нет свед.

4224

745

4969

5

6

11

Выборгский уезд

1

-

37

84

69

153

2

3

5

Всего по епархии

95

116

13451

78742

48394

127163

463

482

945

На протяжении изучаемого отрезка времени количество приходов на территории епархии резко не увеличилось. Так, в 1762 г. насчитывалось (за исключением домовых) 120 церквей:

I. Санкт-Петербургская губерния:

1. Санкт-Петербургский уезд – 70 церквей.

2. Кронштадтский уезд – 6 церквей.

3. Шлиссельбургский уезд – 9 церквей.

4. Копорский уезд – 20 церквей.

5. Ямбургский уезд – 7 церквей.

II. Выборгская губерния:

1. Выборг – 5 церквей.

2. Вильманштранд – 1 церковь.

3. Нейшлот – 1 церковь.

4. Фридрихсгам – 1 церковь.[2]

Однако за это время население столицы почти удвоилось[3]. В отношении численности духовенства Санкт-Петербургская епархия также уступала другим епархиям (см. таблицу.)

По утвержденному Синодом штату духовенства на 1743 г. по Санкт-Петербургской епархии полагалось быть 8 протопопам, 2 ключарям, 137 попам, 1 протодакону, 31 диакону, 139 дьячкам и 139 пономарям[4].

О фактическом наличии духовенства свидетельствует нижеприведенная таблица.

Количество духовенства в 1743 г. при донесении 15 июля распределялось по городам и уездам следующим образом

Прото-попов

Клю-чарей

Попов

Прото-диа-конов

Диа-конов

Дьяч-ков

Поно-марей

1. Петербург

4

2

52

1

20

28

19

2. Петербург. Уезд

-

-

20

-

3

13

7

3. Шлиссельбург

1

-

2

-

1

-

2

4. Шлиссельбург. уезд

-

-

6

-

-

6

4

5. Кронштадт

1

-

8

-

4

4

1

6. Ямбург

1

-

1

-

1

1

1

7. Ямбургский уезд

-

-

6

-

-

4

5

8. Копорье

-

-

3

-

1

-

2

9. Копорский уезд

-

-

13

-

-

10

9

10. Выборг

1

-

2

-

1

2

1

11. Выборгский уезд

-

-

2

-

-

-

1

Итого

8

2

115

1

31

68

52

Несмотря на то, что епархия в отношении укомплектования находилась в сравнительно благополучных условиях, по сравнению с другими (так она была освобождена от разбора "изменных" церковников в солдаты), на протяжении изучаемого периода систематически наблюдался некомплект духовенства. Так, в епархии в 1743 г. не хватало 22 священников, 64 дьячков и 87 пономарей. В 1744 г. не хватало 20 священников, 41 дьячка и 78 пономарей[5]. В 1769 г. (при наличии 186 церквей) не хватало 8 священников, 53 диаконов и 154 причетников[6].

Кроме находившегося на территории епархии духовенства, Санкт-Петербургскому епископу были подведомственны еще и причты заграничных церквей. Ко времени управления епархией преосвященным Сильвестром (Кулябко) заграничные церкви были при посольствах в Лондоне, Париже, Стокгольме, Копенгагене, Гамбурге. Духовенство и причетники в заграничные церкви посылались преимущественно из образованных, из Санкт-Петербургской епархии. Так, в Стокгольм был послан в 1746 г. священник Исаакиевского собора А. Львов. А псаломщиками и церковнослужителями в заграничные церкви назначалась студенты семинарий по особой рекомендации ректора.

Изменение границ епархии

До учреждения штатов 1764 г. территория Санкт-Петербургской епархии увеличивалась лишь незначительно за счет новых русских завоеваний. Так, после поражения Швеции по Абовскому договору (16 июня 1743 г.) к России отошли города Фридрихсгам, Вильманштрандт и Нейшлодт с прилегающей территорий. В 1744 г. учреждена была Выборгская губерния, в состав которой входили провинции Кюменогорская и Кексгольмская. В церковном отношении эта губерния вошла в состав Санкт-Петербургской епархии. Но во вновь присоединенных местностях население было почти сплошь лютеранским. Православными были лишь прибывшие сюда из России военные, отчего в Вильманштрандте, Фридрихсгаме и Нейшлодте было лишь по 1 церкви, и те были полковые[7]. Только 2 сельских прихода Либелицкий и Иломайский были православными и имели церкви.

Из Новгородской епархии за это время была лишь перечислена одна мыза Раутуе с 92 человеками православного населения (принадлежала к приходу Тиуралу в расстоянии 150 верст, между тем как Александровская церковь Шлиссельбургского уезда находилась в 23 верстах. Синодальным указом №1429 от 16 июня 1755 г. по ходатайству владельца мызы генерал-адъютанта М. Яковлева была приписана к Санкт-Петербургской епархии[8]). Более значительное расширение границ епархии произошло при установлении штатов в 1764 г., когда происходил пересмотр границ всех русских епархий.

Увеличение населения Петербурга, все возрастающее его экономическое и политическое значение, вызвавшее тяготение к нему близлежащего населения в большом радиусе, а также постепенное возвышение его иерарха, – все это повлекло за собой и расширение пределов епархии. На основании утвержденного Екатериной II доклада Духовной комиссии от 29 мая 1764 г. в Петербургскую епархию переведены были из Псковской епархии Ревель и Нарва, а из Новгородской Старая и Новая Ладога, что повлекло за собой довольно значительное увеличение числа приходов епархии.

Статистика приходов выглядит следующим образом:

1. Санкт-Петербург – 70 церквей (город с уездом).

2. Ревель – 6 церквей.

3. Выборг – 5 церквей.

4. Кекгсгольм – 6 церквей.

5. Нарва – 3 церкви.

6. Шлиссельбург – 9 церквей.

7. Кронштадт – 6 церквей.

8. Ямбург – 7 церквей.

9. Копорье – 20 церквей.

10. Старая Ладога

– 20 церквей

11. Новая Ладога

12. Вильманштрандт – 1 церковь.

13. Нейшлодт – 1 церковь.

14. Фридрихсгам – 1 церковь.

Итого 155 церквей[9].

24 сентября 1764 г. на основании указа №205 был причислен из Псковской епархии Иван-город, в котором была одна церковь[10].

Теперь Петербургская епархия соответствовала по гражданскому административному делению 3 губерниям: Петербургской, Выборгской и Ревельской.

Положение епархии по штату 1764 г.

Введение новых штатов, принесшее значительное ущемление интересов большинства русских епархий, не только терявших вотчины, но и лишившихся очень многих приходивших в запустение в результате этого древних обителей, оказало на не имевшую вотчин Петербургскую епархию (вотчины имел лишь Александро-Невский монастырь) благотворное влияние. Во-первых, епархия, как мы видели выше, значительно расширила свои границы за счет соседних, в соответствии с чем столичный иерарх получил 23 июня 1764 г. титул архиепископа Санкт-Петербургского и Ревельского[11]. Во-вторых, штаты 1764 г. окончательно закрепляли высокое положение Петербургского архиерея, действительно соответствовавшее посту столичного иерарха. По этим штатам полагалось:

"1. Все великороссийские епархии расположить по 3 классам, и из них, по благопристойности и достоинству санов, быть Новгородской, Московской и Санкт-Петербургской, итого 3 в первом"[12].

По синодальному рассуждению о первенстве архиереев от 17 апреля 1767 г. определялось: "в первом классе 3 архиепископии, и поэтому в первом классе все равны"[13].

Но штаты 1764 г. не только упрочивали положение епархии в смысле чести, но и материально. Ранее жалованием обеспечивался только архиерей (Санкт-Петербургский епископ в 1745 г. получал 1500 рублей в год, вдвое больше против Московского архиепископа, что объяснялось сравнительной дороговизной жизни в столице[14]), служители же архиерейского дома получали содержание от Александро-Невского монастыря. По новым штатам Петербургский архиепископский дом был обеспечен в размере преимущественном (как и все дома членов Синода) перед другими епархиями. Из поступивших в распоряжение государства за счет полного обнищания многих древних монастырей колоссальных сумм, некоторая часть была истрачена Екатериной на внешнее благоустройство столицы. До сотни тысяч было истрачено на постройку Александро-Невского монастыря. Значительная часть пошла на Петербургский женский Смольный монастырь. Из этих же денег была построена богадельня на Смоленском кладбище.

Монахи некоторых не только заштатных, но и штатных монастырей после 1764 г. вынуждены были нищенствовать. Большинство этих средств было выдано придворной знати. На военные нужды пошло до 9 миллионов. Из этих средств 30000 р. было обещано за голову Пугачева. На эти средства было построено здание Академии художеств и памятник Петру I на Сенатской площади. Главной целью возведенных Екатериной II сооружений было не ее благочестие или нищелюбие, но желание "показать себя"[15].

Объединение Санкт-Петербургской епархии с Новгородской епархией

В дальнейшем положение Санкт-Петербургского иерарха изменяется к лучшему еще больее. 11 декабря 1767 г. умер первенствующий член Святейшего Синода митрополит Димитрий (Сеченов). Новгородская епархия после этого в течение 7 лет оставалась вдовствующей. За отсутствием новгородского архиерея первое место в заседаниях Синода занял архиепископ Санкт-Петербургский, а с 1 января 1775 г. происходит объединение Петербургской и Новгородской епархий под управлением одного архиепископа Гавриила II (Петрова), которой с этого времени получает титул Санкт-Петербургского и Новгородского.

Неверно предполагать, что главной причиной объединения была скудость средств Петербургской епархии. После введения штатов вопрос о скудости отпал вовсе. Соединение епархий имело целью перенести преимущества Новгородской епархии, исторически древнейшей из Великорусских епархий (первый епископ Новгородский Иоаким Корсунянин прибыл в Новгород в 992 г.), в Петербургскую. По титулу "Новгородский" столичный иерарх становился преемником целого ряда Новгородских святителей, ведших свое начало от времен Владимира Святого и имевших ряд отличительных преимуществ (Право ношения крещатых риз "полиставриона"). Это соединение в своем титуле двух городов – столицы и одного из древнейших русских городов – обеспечивало архиепископу Гавриилу вполне заслуженное (и по его личным качествам) первое место среди членов Синода и русских иерархов.

Это соединение 2-х епархий под оморфом одного иерарха просуществовало более 100 лет, до 1892 г.

[1] Архангельский М. свящ. Преосвященный Никодим, первый епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский. – "Странник" за 1876 г. – т. 2 . – с. 195-196.

[2] Таблица эта относится к 1762 г. и цитируется по труду проф. Покровского И.М. "Русские епархии в XVI-XIX вв. – т. 2 . – Казань, 1913. – с. 426.

[3] С 1750 по 1765 г. население Петербурга увеличилось с 80000 до 150000. Пушкарев. И. Описание Санкт-Петербурга. – 1 часть. – СПб., 1839. – с. 41.

[4] О.Д.Д.Х.А. С.С. – т. 18. – Пг., 1915. – с. 1487.

[5] О.Д.Д.Х.А. С.С. – т. 18. – Пг., 1915. – с. 1487-1490.

[6] Титлинов Б.В, проф. Гавриил Петров, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени. – Пг., 1916. – с. 533.

[7] "Попутный новозавоеванный город Фридрихсгам по близости приписать к Санкт-Петербургской епархии, и для кого те доношения, оставя с них копии, к достодолжному рассмотрению отослать к епархиальному архиерею, преосвященному Феодосию, Архиепископу Санкт-Петербургскому при указе, а для ведома о том в военную коллегию и Выборгскую гарнизонную канцелярию послать указы".

П.С.П.Р.В.П.И. – Елизавета Петровна. – 1746-1752. – СПб., 1912. – т. 3. – с. 127.

[8] О.Д.Д.Х.А. С.С. – т. 34. – СПб., 1912. – с. 356-357.

[9] П.С.П.Р.В.П.И. – Екатерина II. – 1762-1772. – т. 1. – СПб., 1910. – с. 230, 247.

[10] П.С.П.Р.В.П.И. – Екатерина II. – 1762-1772. – т . 1. – СПб., 1910. – с. 247.

[11] П.С.П.Р.В.П.И. – Екатерина II. – 1762-1772. – т. 1. – СПб., 1910. – с. 233.

[12] П.С.П.Р.В.П.И. – Екатерина II. – 1762-1772. – т. 1. – СПб., 1910. – с. 174.

[13] П.С.П.Р.В.П.И. – Екатерина II. – 1762-1772. – т. 1. – СПб., 1910. – с. 395.

[14] П.С.П.Р.В.П.И. – Елизавета Петровна. – 1746-1752. – т. 3. – СПб., 1912. – с. 159-206.

[15] Попов М.С. свящ. Арсений Мацеевич и его дело. – СПб., 1912. – с. 488-491.

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама