ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"НГ-религии ": Евгений Каширский. Протестанты готовы служить России. Церковное воспитание делает их образцовыми солдатами

03 марта 2004

Об авторе: Евгений Каширский - руководитель Отдела христианского образования Союза Реформатских Церквей России.

Распространение протестантизма в России ставит перед государством немало вопросов. Один из них - отношение протестантов к военной службе. Не задаваясь целью дать подробный отчет о морально-политической подготовке протестантского контингента, поговорим о некоторых общих особенностях протестантского служения в армии.

История

Вопреки мнению некоторых председателей призывных комиссий далеко не все протестанты - сторонники пацифизма. Более того, в странах Европы и Северной Америки, где протестантов предостаточно, никаких проблем с формированием личного состава армии нет. По крайней мере нет той взвинченности и болезненности. И как мы видим, армии стран НАТО вполне боеспособны.

На Руси именно протестанты были первыми грамотными военными специалистами. При Петре I им доверялось руководство вооруженными силами (вспомним вице-адмирала Корнелиуса Крюйса, генерал-фельдмаршала Якова Брюса, генерал-фельдмаршала Петра Ласи и др.). От воинской повинности освобождались только мусульмане и буддисты.

Проблемы начались с появлением в России меннонитов, баптистов, евангельских христиан и адвентистов, не желавших брать в руки оружие. В 1787 году Екатерина II освободила меннонитов от военной службы. Даже после введения в 1874 году всеобщей воинской повинности им разрешалось служить пожарными, лесниками, работать в мастерских.

В дальнейшем подобные льготы были пожалованы духоборам, молоканам, адвентистам, баптистам. Но большинство религиозных "отказников" подвергалось нешуточным мерам воздействия (их прогоняли сквозь строй, ссылали в монастырь, сажали в тюрьму).

После революции Советская Россия признала право граждан на отказ от военной службы (декрет "О свободе совести, церковных и религиозных обществах" 1918 года и "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям" 1919 года). По некоторым оценкам, правом на альтернативную гражданскую службу воспользовались около 40 тыс. человек. Однако в 1927 году было принято новое Положение о воинских преступлениях, в котором уже предусматривалась уголовная ответственность "за уклонение от воинской службы под предлогом религиозных убеждений". Окончательно альтернативная служба была отменена в 1939 году.

Грешно ли служить? Кальвинисты и лютеране, будучи государственниками, не имеют предубеждений против армии. Баптисты, евангельские христиане, пятидесятники и адвентисты, то есть большинство протестантских Церквей и союзов России хотя и считают, что греха в военной службе нет, на практике зачастую избирают альтернативную гражданскую службу. Особенно это характерно для адвентистов. Находясь в армии, они не имеют возможности соблюдать субботу, во время которой, согласно их вере, нельзя работать, а в условиях армейской службы заниматься боевой, строевой и офицерской подготовкой. Немаловажную роль играют наличие в армейском рационе питания неприемлемой для адвентистов свинины и необходимость принятия присяги. Как известно, некоторые деноминации запрещают своим последователям давать клятву. Наконец, беспрекословное подчинение командиру противоречит, по мнению "отказников", библейскому положению о повиновении одному лишь Богу. Компромисс был найден: адвентисты учатся на медиков и служат в медсанбате.

Что касается руководителей религиозных объединений, то даже в случае их личных пацифистских убеждений они не склонны запрещать верующим исполнять свой гражданский долг. В сущности, каждый призывник решает сам, противоречит ли служба его убеждениям. Кому-то такая позиция покажется двусмысленной. Но, учитывая прежний тотальный пацифизм русских протестантов, это можно считать прогрессом. Практически никто из них не оспаривает положение Конституции о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России.

Работа с личным составом

Российская Федерация все еще с трудом определяет свое место в общемировом стратегическом пространстве. Очевидно, что в процессе переосмысления национальных интересов должна подвергнуться значительным изменениям и воспитательная работа с личным составом. Нынешняя эклектичная система патриотического воспитания явно отстает от жизни.

Существенной корректировке подвергается воспитательная работа и в условиях контрактной системы. Беседы о любви к родине не могут заслонить очевидного факта: военный человек за деньги отдает свою жизнь и здоровье. Не следует путать любовь к родине и служение государству. Любят бесплатно, служат за деньги. В данном случае уместнее говорить об отношениях не с родиной, но с государством. От государства требуется гарантия, что семья убитого получит оговоренную компенсацию или же сам военнослужащий получит деньги за утраченное здоровье.

Но человек никогда не довольствуется единственным желанием заработать. Мысль, что он убивает других и может умереть сам исключительно ради денег, не дает психологического комфорта. Военнослужащему, как любому человеку, нужна высокая цель. Очевидно, что одной идеологией здесь не обойдешься, поскольку политические приоритеты меняются, и то, что вчера было правильным, завтра может оказаться ошибкой и просчетом. Это хорошо видно на примере Афганистана. Военнослужащие, исполнившие свой "интернациональный долг", столкнулись с равнодушием и непониманием общества.

Протестант - находка для армии

Протестантизм способствует обретению качеств характера, весьма полезных при прохождении военной службы. Членам протестантских общин в значительной мере присущи целеустремленность и дисциплинированность. Протестант с детства привыкает каждое воскресенье посещать церковь или молитвенное собрание. Он настроен на перенесение трудностей и невзгод. Это не тупая покорность, но творческое преодоление проблем. Ценятся в армии и такие типичные протестантские добродетели, как любовь к порядку и верность слову. Части, составленные преимущественно из протестантов, будут наверняка избавлены от неуставных отношений, а офицерский корпус, в котором численно возобладают протестанты, не будет подвержен пьянству и воровству.

Стоит отметить и протестантский коллективизм, который объясняется постоянной жизнью протестантов в общине. Мы убеждены, что образ большой семьи, сформированный протестантами, будет весьма полезен для армии. Община - синоним боевого братства.

Интеллектуализация армии влечет за собой спрос на специалистов с высшим образованием. Если раньше протестантам путь в вузы был закрыт, то сегодня в жизнь входит образованное поколение, выросшее в условиях свободы. Протестантский менталитет в сочетании с интеллектуальным багажом делают протестантов весьма полезными работниками в любой области.

Образование открывает возможность для протестантов работать военными врачами, переводчиками, психологами, юристами, криминалистами, следователями. Недалек тот день, когда они будут занимать штабные должности, работать в административно-хозяйственном управлении, отделах информации и прессы, управлениях финансового контроля и материального снабжения. Современные протестанты, придя в армию, помогут поднять уровень аналитической работы в штабах, улучшить работу разведки и контрразведки.

Разумеется, все эти рассуждения о роли протестантов останутся лишь благими намерениями, если армия будет по-прежнему бездушно относиться к своим солдатам. Недавний случай с Владимиром Березиным, умершим по дороге в воинскую часть, говорит сам за себя. И все же будем надеяться, что протестанты помогут оздоровить моральный климат в Вооруженных силах нашей родины.

Бойня в день Ашура, ставший самым кровавым в Ираке за последний год, подтверждает, что с падением Саддама Хусейна война не закончилась. Просто теперь она приняла новую форму, у нее другие участники и другие цели.

"НГ-религии", 3 марта 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама