ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на II Межрелигиозном миротворческом форуме

Москва, 2 марта 2004 года :: 03 марта 2004

"Пространство СНГ как место уникального межрелигиозного диалога"

На пространстве Содружества Независимых Государств живет множество народов с их самобытными культурными и религиозными традициями. Распад прежнего многонационального государства, обостривший межэтнические противоречия, поставил нас перед необходимостью найти тот modus vivendi, при котором могли бы мирно сосуществовать разные этносы, религии и культуры.

Куда нам обратиться в этих поисках? Иногда нам говорят, что наиболее удачным опытом межрелигиозного диалога и сотрудничества является опыт благополучных стран в дальнем зарубежье. Конечно, этот опыт мы с уважением изучаем и во многом используем. Но нужно ли основываться только на нем?

Между прочим, история Западной Европы изобилует религиозными войнами и конфликтами. И хотя они канули в лету, там до сих пор не могут разрешить вновь возникающих конфликтов. Так, правительство Франции вопреки воле многих верующих практически добилось запрета носить в публичных местах религиозные символы - мусульманские хиджабы, заметные христианские кресты, иудейские кипы, сикхские тюрбаны и так далее. Не акт ли это отчаяния? Не попытка ли уйти путем запретов от реальной жизни, в которой религия играет все более заметную общественную роль?

В странах СНГ отношения между разными религиями, а также между религиями и секуляризмом видятся менее конфликтными. Да, мы прошли через ожесточенное противостояние веры и неверия, но оно окончилось гражданским миром. Да, были межнациональные и политические конфликты, но они никогда не перерастали в религиозные войны. Трудно представить себе более мятежное время в России, чем начало XX столетия, когда произошла революция и в стране вспыхнула братоубийственная война, когда перенапряглись не только классовые, но и межэтнические отношения. Однако вот что писал в 1922 году в газете "Еврейская трибуна", издававшейся в Берлине, ее редактор М.М. Винавер: "Православная Церковь в целом, как единение верующих, и особенно верующий православный народ не проявлял никогда по отношению к евреям ни прозелитизма, ни резкой нетерпимости, ни активности в преследовании. Истинно-верующий русский народ, привыкший к разнообразию мнений в вопросах веры, сам склонный искать и углублять вопросы веры, не только мирится, но понимает и уважает инаковерующего, лишь бы вера его была чиста и искренна" ("Большевики и Православная Церковь". "Еврейская трибуна", 1922, №23 (128) от 19 июня).

У нас есть своя эффективная модель мирной совместной жизни, достойного преодоления противоречий. В чем причина этого? Полагаю, что она - в нашем историческом, духовном, культурном наследии. Нас, сидящих в этом зале, объединяет не только единая история, не только общий личный опыт и общий опыт наших народов. Нас объединяют во многом схожие духовные идеалы, и один из них - это идеал смирения. Поясню, почему я вспомнил здесь об этом слове, которое так часто употребляется во дни Великого поста.

О добродетели смирения сегодня говорится очень мало, она давно "вышла из моды". Однако смирение есть не добровольное убожество, но сознательный отказ от гордыни, в частности, отказ от попытки построить своими силами царство Божие на земле, отказ от горделивого "социального конструирования". Мы смиренно любим Творца и созданный Им прекрасный мир. Упование только на человеческие силы - не наша традиция. Нам чуждо стремление создать единую квазирелигию, сформировать "глобальную этику". Мы уважительно и бережно относимся к традициям, которые веками присутствуют в наших народах. Каждый из этих народов, каждая национально-культурная община имеет право на свой образ жизни, на свои принципы построения социума. Никто не должен навязывать ей иную общественную модель, особенно с помощью силы.

Диалог и сотрудничество религий сегодня стимулируются открытием границ, усилением международного сотрудничества, совместным участием стран и народов в мировых процессах. В то же время для нас - верующих традиционных религий - отношение к интеграционным процессам обусловлено нашим долгом сохранять и развивать уникальность личности, семьи, народа, исконные духовные традиции наций и этнических групп. Возможность утраты отеческой веры никогда не станет для верующих допустимой ценой интеграции с кем бы то ни было - это многократно доказано историей.

С другой стороны, очень важно, чтобы отстаивание и поиск национальной идентичности не приобретал форм крайнего национализма и ксенофобии, способные привести к кровопролитным конфликтам. И здесь особо следует подчеркнуть роль межрелигиозного диалога, который важен не только как средство преодоления возможных недопониманий и подозрительности между религиозными общинами, но и как способ совместного отстаивания в условиях секуляризма духовных и нравственных ценностей, провозглашаемых традиционными религиями, отстаивание права на религиозный образ жизни, осуществляемый на уровне личной и общественной жизни.

Будущее мирового устройства не в плавильном котле цивилизаций, разрушающих традиционные ценности, в том числе и религиозные, но во взаимоуважительном сосуществовании и сотрудничестве всех культурных моделей. Очень важно, чтобы ни одна из этих моделей не претендовала на универсальность и не подавляла другие политической, экономической или военной силой.

Ведет ли к распаду единства человеческой семьи многоциливизационное устройство мира? Нет. При условии, если удастся избежать взаимной изоляции и отчуждения. Именно поэтому между целостными этнокультурными общинами необходим диалог. Диалог, направленный не на смешение вер, не на их "объединение" вокруг секулярных идей устроения мира, вокруг материализма и рационализма. Нам нужен диалог, который позволит каждой религиозной традиции раскрыть свой потенциал в созидании личной, семейной, общественной жизни, в построении прочного и справедливого мира.

Пространство СНГ - это уникальное место в мире, где такой диалог возможен. Полагаю, религиозные лидеры СНГ в полной мере используют эту возможность во благо своих народов и народов всего мира.

"Служба коммуникации ОВЦС МП"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама