Михаил Александрович Мень, родился в 1960 году. 1993 год – депутат Московской областной Думы. 1995 год – депутат Государственной Думы. 2000 год – вице-губернатор Московской области. 2002 год - заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы.
А. Щипков. Гл.редактор портала "Религия и СМИ"
Михаил Александрович, вы курируете национальную и религиозную политику города Москвы. В чем существо этой политики, каковы особенности? Существует ли она вообще?
М. Мень. Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Существует. И более того, является одним из главных факторов поддержания в городе межнационального и межрелигиозного мира, а значит обеспечения стабильности и безопасности для москвичей и гостей столицы. В основе, скажем так, "религиозной политики" Правительства города лежит принцип невмешательства в межрелигиозные отношения, или дискуссии об истинности той или иной веры. Мы не судьи в богословских спорах. Ответственность, которая возложена на нас федеральным законом, это ответственность за создание условий для полноценной деятельности религиозных организаций, зарегистрированных в соответствии с законом на территории Москвы. А если у кого-то возникает вопрос о законности деятельности той или иной религиозной организации, то это вопрос уже не к Правительству Москвы, а к органам юстиции, регистрирующим эти организации или к правоохранительным органам.
У религиозных организаций, как у любого, как теперь принято говорить, хозяйствующего субъекта огромный объем задач по строительству, ремонту, содержанию культовых зданий и связанных с этим вопросами землепользования, коммунальных услуг и т.д. Все эти вопросы невозможно решить без участия города и, поверьте, нам вполне хватает этих забот. Кстати от правильного решения таких вот "бытовых" проблем, во многом, зависит климат в области государственно-конфессиональных отношений в столице.
Например, каждый год в бюджете Москвы выделяются средства на ремонт и реставрацию культовых зданий – памятников истории и архитектуры. Причем эти средства идут не только на православные храмы, но и на здания других религиозных организаций. Здесь и московская хоральная синагога, и московская соборная мечеть, и старообрядческие храмы в Рогожской слободе, и католические храмы.
Вместе с религиозными организациями мы участвуем в проектах, имеющих большое социальное и воспитательное значение. Так в 2003 году, совместно с Русской Православной Церковью проводился ряд мероприятий, посвященных памяти святого благоверного князя Даниила Московского. Правительство города участвует в проекте создания Православной энциклопедии. В стадии проработки и согласования с Московской Патриархией находится вопрос об оказании поддержки Русскому на Афоне Свято Пантелеимонову монастырю, который является одной из главных святынь Православия и символом неразрывной связи Европы с Россией.
Те же самые принципы положены и в основу нашей работы с национальными объединениями и организациями. Много лет национальные общества и землячества просили выделить достойное помещение, в котором можно было бы проводить мероприятия, связанные с национальными праздниками, традициями, проводить научные конференции и так далее. Мэрия не просто выделила здание на Басманной улице, вложив, кстати, в его ремонт и реставрацию значительные средства, – было создано специальное государственное учреждение Московский дом национальностей, как общегородскую площадку межнационального диалога и общения. Представители наших национальных диаспор любят это место, относятся к нему с уважением, считают его строительство и создание благим делом правительства Москвы. Сегодня Московский дом национальностей является тем местом, куда могут придти представители различных общественных организаций, которые в какой-то мере занимаются национальной политикой или сами являются структурами, представляющими интересы тех или иных национальных образований. У нас часто бывают депутаты Государственной Думы. Здесь проходят брифинги, дискуссии, собираются журналисты, пишущие на национальные темы. Не так давно прошла презентация Гильдии журналистов, освещающих национальные проблемы. Возглавляет Гильдию известный журналист Маргарита Лянге, которая много лет ведет на Радио России программы о проблемах национальных меньшинств.
Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков много внимания уделяет вопросам, связанным с национальной проблематикой, регулярно общается с представителями разных национальностей, которые живут в Москве. По инициативе Мэра в Москве принята и действует городская среднесрочная программа "Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира".
А. Щипков
Москва это своего рода государство в государстве. И на то, что происходит в Москве, смотрят регионы. В этом смысле на вас лежит дополнительная ответственность, потому что любой ваш шаг оценивается в регионах как руководство к действию, как некий образец.
М. Мень
Безусловно, это так. Мне очень часто приходится общаться с регионами, и когда губернаторы узнают, что я курирую вопросы национальной и религиозной политики, они просят рассказать, как у нас выстроена работа в этом направлении. Москва в данном случае не столько образец и эталон, сколько "испытательный полигон", поскольку здесь представлены практически все действующие на территории России религиозные и национальные организации.
А. Щипков
Место чиновника, который курирует национальную и религиозную тематику взрывоопасное. Не опасаетесь ли вы, что эта работа может сказаться негативно на вашей дальнейшей карьере?
М. Мень
Во власти исполнительной, да и законодательной, когда берешься за тот или иной участок работы, то негатива вокруг себя нажить можно сколько угодно, и любая тема по-своему остра. А строительство в Москве не острая тема? А земельно-имущественные отношения, которыми я занимался на предыдущей работе, не острая тема? Здесь, конечно, я надеюсь на свой определённый политический и жизненный опыт, всё-таки шесть лет я был депутатом парламента и, работая заместителем председателя комитета по культуре ГД, очень много контактировал с религиозными организациями. Это был очень сложный период передачи культовых зданий. Указ президента о передачи был, а механизма не было. Учреждения культуры находились в культовых зданиях, и вокруг этого возникали конфликты между творческой интеллигенцией и церковью. Я очень много занимался проблемой родного моего города Сергиева Посада - выводом с территории Троице-Сергиевой лавры музея, который находился там в годы советской власти. Сегодня музею выделили прекрасное здание вне стен монастыря. Мой думской опыт – это опыт поиска компромисса, и он помогает мне и сегодня. Думаю, что это учитывал и Юрий Михайлович, назначая меня на такой трудный участок.
А. Щипков
Насколько я помню, в прессе проходила информация, что Лужков советовался по поводу вашей кандидатуры с Патриархом. Не странно ли это выглядит?
М. Мень
Нелепо скрывать, что я православный христианин, и что Святейший Патриарх Алексий очень хорошо знает меня. Для Юрия Михайловича, как человека, сделавшего для РПЦ более чем кто-либо другой, важно, чтобы линия отношений Правительства Москвы с РПЦ МП выстраивалась людьми, понимающими особенности, специфику и проблемы доминирующей религии. Но это не говорит о том, что я как практикующий православный буду занимать протекционистскую позицию относительно моей родной конфессии.
А. Щипков
Сколько дней в неделю вы работаете?
М. Мень
Восемь. Ведь помимо религиозной и национальной политики, помимо связи с регионами, помимо защиты интеллектуальной собственности, я ещё курирую развитие спорта и физкультуры. В выходные проходит огромное количество спортивных мероприятий, на которых я не могу не бывать.
А. Щипков
Сегодня Союз православных граждан активно борется со строительством в Москве второго большого кришнаитского храма в центре столицы. Не могли ли вы пояснить ситуацию?
М. Мень
Во-первых, не второго, во-вторых, не большого, в третьих, не в центре. В четвертых, мы живем в правовом государстве и законам должны подчиняться все – и православные, и кришнаиты. Ситуация на сегодняшний день такова. У кришнаитов в пользовании находилось определенное помещение, в котором они осуществляли отправление культа. По генплану города это здание подлежит сносу. В таком случае по закону город обязан предоставить либо другое здание, либо участок для строительства альтернативного сооружения. Вышло соответствующее постановление Мэра Москвы. Все разговоры о том, что это будет какой-то гигантский храм – несостоятельны. Ни одна организация, включая религиозную, не может сооружать здания без согласования с Московским комитетом архитектуры. Численность этой религиозной группы в Москве невелика, поэтому о сооружении "гигантского" храма речи не идет.
А. Щипков
Вы по-прежнему курируете связи Москвы с Чечнёй?
М. Мень
Это входит в сферу моих полномочий, так как я отвечаю за связи с регионами. Я на протяжении прошлого года несколько раз бывал в Чечне. Последний раз общался с Ахмадом Кадыровым буквально недели две назад, когда у нас шел процесс подписания соглашения между правительством Москвы и Чеченской республикой.
А. Щипков
В чём предмет договора?
М. Мень
Взаимопомощь. Подобные соглашения являются базой, на которой будут в дальнейшем строиться экономические отношения. После взрыва здания чеченского правительства в Грозном, федеральные власти восстанавливают основное здание, а Правительство Москвы выстроило дополнительное здание. За эту работу я был отмечен благодарностью президента РФ, и это для меня – большая честь.
А. Щипков
Ахмад Кадыров по возвращении из Саудовской Аравии сделал несколько очень громких политических заявлений, одно из которых касалось установления в России государственной религии.
М. Мень
Я исхожу из того, что у нас есть Конституция, в которой зафиксировано, что в Российской Федерации нет никакой государственной религии. Если мы возьмёмся за пересмотр Конституции, тогда давайте проведем публичную дискуссию, давайте это обсуждать. Я не считаю, что нам нужна государственная религия, как во всей стране, так и в отдельно взятых регионах или национальных округах. В стране существует доминирующая конфессия, большинство россиян в той или иной степени причисляют себя к этой конфессии. Представители государственной власти в регионах по факту уделяют этой конфессии больше внимания, но введение государственной религии на территории РФ ни к чему, кроме конфликтов не приведет.
А. Щипков
Как вы решаете проблему религиозного воспитания своих детей?
М. Мень
Я воспитывался с детства в православной семье. И своих детей стараюсь воспитывать в православной традиции: они ходят в церковь, исповедуются, причащаются. Ваш вопрос, Александр Владимирович, я понимаю, не столько о моих детях, сколько о дискуссии вокруг введения в школе курса "основы православной культуры". Мне кажется, что факультативно обязательно должно существовать образование с акцентом на изучении истории религий, с выделением православия в отдельный доминирующий блок.
А. Щипков
Насколько я помню, у вашего отца есть книга под заглавием "История религии".
М. Мень
Она даже рекомендована Министерством общего профессионального образования в качестве пособия для системы дополнительного образования учащихся. Первая часть называется "В поисках пути, истины и жизни", вторая - "Пути христианства". Но речь идет не о книге моего отца, а о цивилизованном подходе к образованию вообще и образованию религиозному в частности. На эту тему я не раз беседовал с Любовью Петровной Кезиной, руководителем Департамента образования города Москвы. Молодой человек, если он хочет считать себя образованным, несомненно, должен изучать историю религий: и с мусульманством должен быть знаком, и с иудаизмом, и, тем более, с христианством. Я уж не говорю о православной культуре в рамках изучения истории религий. Хотя я разделяю опасения относительно предлагаемых сегодня учебников: насколько грамотными и компетентными они будут.
А. Щипков
В прессе проходило сообщение о том, что в сферу вашей компетенции вскоре войдут вопросы, касающиеся миграционной политики. Так ли это?
М. Мень
Предложение в комитете по межрегиональным связям и национальной политике создать управление по миграции действительно было. Я докладывал об этом мэру Москвы. Он поставил задачу найти вариант переподчинения миграционных дел в другую государственную структуру. Административно мы бы справились, с этим вопросом, но политически это выглядело бы крайне некорректно, я бы даже сказал сомнительно, придавать вопросам миграции национальный привкус.
А. Щипков
Что вы думаете о перспективах христианской политики в России?
М. Мень
Пока не вижу таких перспектив. Было время, когда я увлекался этой идеей. Изучал христианско-демократическую идеологию, идеологию народных партий. Например, в Европарламенте представлена Европейская Народная партия, которая, по сути, является союзом христианско-демократических партий европейских стран. Скажу больше, внедрение названия Народная партия в российскую политику принадлежит мне.
Вообще, идеология христианской демократии базируется на принципах протестантской социальной этики, прежде всего на принципах социального партнерства и субсидиарности – то есть некоего набора личной ответственности. Основная ответственность – твоя ответственность перед самим собой, перед теми близкими людьми, перед твоей семьёй, и, что очень важно, перед обществом.
Вот хороший пример. Мы заходим в подъезд и видим: он грязный, загаженный. Человек без субсидиарной ответственности либо не заметит, либо, в лучшем случае, поругает жилконтору. Человек – носитель идеи христианской демократии в каждую дверь вставит записочку и предложит собрать денег на кодовый замок. Так появляется понимание,
что, в конечном итоге, не кто-то там наверху, а ты сам строишь свою жизнь, свою судьбу и на тебе лежит главная ответственность за результат.
Как Вы понимаете, для России это не характерно. Поэтому, кое-кто попытался превратить ХД идеологию в идеологию клерикальную, то есть попросту создать церковную партию. Порой даже помимо желания самой Церкви.
Но это уже совершенно другая политическая парадигма.