ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Протодиакон Андрей Кураев об "абхазской митрополии": "Впервые в истории некрещеные люди принимают решение о создании митрополии"

Мария Сеньчукова :: 17 мая 2011

15 мая в Новоафонском монастыре в Абхазии прошло народное собрание, провозгласившее создание "абхазской митрополии". Возникновению новой структуры предшествовал длительный конфликт национального, политического и церковного характера.

Образование "митрополии" неканоническим путем фактически обозначает новый раскол.

Ситуацию комментирует находящийся на месте событий протодиакон Андрей Кураев.

Каноническая ситуация вполне ясная. За две тысячи лет церковной истории не один раз бывало так, что группа энтузиастов пробовала создать новую суперправославную суперавтокефальную и супернациональную структуру. Церковь выработала свои способы реакции на такого рода деяния. Есть каноны, предписывающие, какая должна быть реакция Церкви на самочинные сборища. Есть соответствующие термины.

Чтобы было понятно, что произошло на собрании в Новом Афоне – две детали.

Сначала представьте себе, что, скажем, в московском районе Ясенево пара местных батюшек решила собраться и объявить о создании "ясеневской автокефальной митрополии". При этом они сказали: "Мы не раскольники, потому что мы же не назвали себя Московской Патриархией! Мы никого не обидели и канонов не нарушили, просто объявили, что мы теперь ясеневская митрополия, и одного из нас избрали кандидатом в митрополиты".

Это как раз и есть то, что вчера произошло на собрании в Новом Афоне.

Вторая интересная особенность – на собрании, согласно данным организаторов, было порядка двух тысяч человек. При этом у них был такой регламент, что собраны были все абхазы, вне зависимости отношения к Церкви. Христианин ты, мусульманин или язычник – приходи и участвуй. Дальше открытым голосованием с участием всех пришедших, простым поднятием рук, без какой бы то ни было регистрации, принимались важнейшие решения: о создании "Абхазской автокефальной митрополии", составление списка кандидатов в епископы митрополии и т. д. А затем было сказано, что в дальнейшем голосовании, выборе епископа, будут принимать участие только крещеные.

По результатам голосования, проведенного с тайными бюллетенями, оказалось, что участвовало около 750 человек. Если из двух тысяч участников крещеных было всего семьсот пятьдесят, то, очевидно, собрание было, мягко говоря, не христианское в своем большинстве.

Впервые в церковной истории некрещеные люди принимают решение о создании митрополии, да еще и автокефальной. Это был бы просто цирк, если бы его не организовал человек, называющий себя доктором богословия, знатоком канонического права – я имею в виду отца Дорофея (Дбара). Он-то прекрасно понимал каноническую ничтожность всех этих действий. И при этом он просто открыто лжет своей же аудитории и манипулирует этими людьми. И причем как всякая манипуляция эпохи "оранжевых" и прочих подобных им революций, ее проводят, используя как можно чаще слово – "свобода". Это самое модное слово сезона в Египте, в Ливии – ну и заодно в Новом Афоне.

Чье духовенство было в последнее время в Новом Афоне – грузинское или русское?

Во-первых, давайте напомним: монастырь Новый Афон был построен русскими монахами в 70-х годах XIX века.

Во-вторых, у них был устав, согласно которому игумен монастыря избирается из числа обители. Однако в XX веке судьба новоафонских монахов была весьма печальной, как и судьба всех монахов советской эпохи. К тому времени, когда Абхазия обрела государственную независимость, реальных живых монахов в монастыре не было. Одно время туда переехал со старого Афона игумен Петр (Пиголь). Сейчас он насельник московского Высокопетровского монастыря. Затем по благословению отца Виссариона, который исполняет обязанности главы Сухумо-Абхазской епархии, несколько молодых людей приняли постриг по нашу строну Кавказа – в Адыгейской епархии Русской Православной Церкви. Среди них был тот же самый иеромонах Дорофей (Дбар).

Иеромонах Андрей (Ампар) был пострижен в домовом храме архиепископом адыгейским Пантелеимоном – он не постриженник Новоафонского монастыря, но он числит себя его наместником. То есть он ссылается на устав Новоафонской обители, который сам же не исполняет.

Месяц назад в монастыре произошел раскол, в результате которого священники ушли. На сегодняшний день там остался только один иеромонах Андрей, который официально является там экономом, а не настоятелем, остается еще один иеродиакон, запрещенный в служении в одной из епархий Русской Православной Церкви (не очень понятно, как он, находясь в состоянии запрета, может служить), и пять-шесть не то трудников, не то послушников (причем ни один из них абхазом не является – все это русские люди с изломанными судьбами).

В то же время все абхазское духовенство не поддержало раскол. Семнадцать из восемнадцати священников немногочисленной Абхазской епархии остались с отцом Виссарионом и раскол не поддерживают. Говоря языком канонического права, произошло следующее: два заштатных клирика Адыгейской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, иеромонах Дорофей (Дбар) и иеромонах Андрей (Ампар) на территории чужой Поместной Церкви устроили бунт, устроили собрание без благословения Грузинского Патриарха, Московского Патриарха, которым они подотчетны, без благословения реального управляющего Абхазской епархии отца Виссариона (Аплиа), и объявили о создании своей независимой митрополии.

Опять же, интересно, что по ходу собрания информации о создаваемой структуре менялась. Сначала они говорили, что создают только митрополию Нового Афона. Потом они стали использовать выражение "Абхазская митрополия".

Поэтому тут не надо быть дипломатом или знатоком канонического права, чтобы понять, что каноническая реакция на такого рода классическую раскольническую ситуацию должна быть вполне однозначной.

Эти люди вполне понимают, что они делают, потому что они заранее сами себя объявили не только епископами и митрополитами, но и мучениками. Иеромонах Дорофей (Дбар) сказал: "Нас ждут не лавры, но венцы".

Как Вы полагаете, с чьей стороны последует реакция в первую очередь – с грузинской или с русской?

Не знаю, реакция может быть самой разной.

Вполне естественной может быть реакция Грузинской Церкви. Может быть задан вопрос Московской Патриархии: "Что ваши клирики устраивают на нашей территории?"

Естественно, будет реакция Сухумо-Абхазской епархии – отца Виссариона и духовенства – и тоже негативная.

Негативная реакция, очевидно, последует со стороны руководства республики Абхазия. Сейчас нас отец Виссарион везет к премьер-министру Сергею Мироновичу Шамба для сопоставления наших точек зрения.

Остается ждать реакцию Московской Патриархии.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама