ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кормить нельзя прогнать

Анна Захарченко :: 24 мая 2011

Представители московской власти сообщили волонтерам храма Св. бессребреников Космы и Дамиана в Столешниковом переулке, что кормление бездомных нужно прекратить. В центре города должно быть чисто.

– Ну и чем мы мне будем помогать? – Спрашивает Кирилл.

– А в чем тебе помогать-то?

Кириллу 27 лет, последние несколько из которых он живет в Москве. Сейчас он уже спит на улице – тепло. Зимой приезжал переночевать в ночлежку в Марфино или устраивался на вокзале. Физически здоров, ростом под метр девяносто, блондин. Трезвый. Родился в Пензе, с трех лет воспитывался в детском доме. Говорит, что одна пензенская семья его усыновила, но и они умерли, как и родные родители. Вроде бы есть сестра, но информации о людях, которые ее воспитывали и о том, где она сейчас, Кириллу не дают. Как исполнилось 18 лет, государство дало ему дом в деревне, но там парень жить не хочет, село ему не нравится. Да и "этот дом проще уже снести и другой выстроить". В Пензе курил траву, за обворованный им дом отсидел 9 месяцев: "все, что у них взял – вернул до копейки!". Работал в салоне игровых автоматов, через полгода стал играть сам и спустил все, что у него было. Приехал в Москву, на стройке его "кинули", не заплатили за три недели работы. Больше надрываться не хочет, потому что побаливает спина. Теоретически, готов поехать обосноваться в любом понравившемся городе, в Москве выживать тяжело. В ближайших планах – поменять крышки от колы на пляжное полотенце. Пить вечером не собирается, поужинает на вокзале, а пообедал в Храме святых бессребреников Космы и Дамиана, где каждую среду и пятницу бездомных кормят горячей едой, снабжают лекарствами и одеждой.

Каждый раз за длинные столы со скамьями, установленные прямо в церкви, усаживается 300-500 человек. В начале второго женщины, мужчины, старые и совсем молодые, опрятные и давно не мывшиеся, стоят у входа в Храм и ждут, когда им разрешат войти. Тут же, в Столешниковом переулке, у машин курят клиенты соседнего банка. На разномастную толпу они смотрят с удивлением, спрашивая друг у друга, нет ли сегодня какого-то церковного праздника.

Магазины на Тверской демонстрируют новые коллекции, рекламные растяжки зовут на вечеринки, машины гудят, а прохожие разговаривают по мобильным, отплевываясь от тополиного пуха. На двух женщин неопределенного возраста с заплывшими лицами, синяками и расчесанными голыми ногами, устроившихся в ожидании обедов центре майского шумного города прямо на асфальте под деревом, некоторые смотрят брезгливо-недоуменно, как на пятно посреди вытащенной к торжеству белоснежной скатерти.

Для служителей же и добровольцев кормления бездомных – будничная работа, причем тяжелая, что физически, что морально. Контингент у них не самый простой в общении. Приходящие постоловаться люди по-разному воспринимают свое нынешнее положение, некоторые смиренно – "Я давно уже ничего не стыжусь и гордиться мне нечем". А кто-то и агрессивно: "Мы тебе и голову пробить можем тарелкой" – это уже в мой адрес. Сторонние наблюдатели здесь не нужны, здесь две стороны и между собой они соблюдают субординацию. Столы справа от входа предназначены для тех, кто прошел санобработку, у них на руках справка об отсутствии вшей и чесотки. Без этой бумажки – на левую сторону. Некоторым такое ущемление их прав не нравится. Волонтер Виктор встречает гостей на входе и говорит им, как рассаживаться.

– Мужчина! Мужчина, у вас справка есть?

– Конечно.

– Покажите мне, пожалуйста.

– Я ее охраннику отдал на входе.

– Да там нет охранника и не надо ее никому отдавать! Садитесь за другой стол.

Недовольный посетитель бурчит что-то под нос и пересаживается. На дверях Храма написано, что пришедшие с запахом алкоголя внутрь не попадут, но от некоторых все же попахивает. На это смотрят снисходительно: "Ну, главное, чтоб вел себя нормально. Тем более, некоторые с вечера пили".

В первую смену в зале собирается около двух сотен человек. Наконец-то все распределены: женщины за столами, что ближе к алтарю, мужчины за ними, все со справками – через проход. Отдельной группкой сидят опрятные пенсионерки, они, как мне шепнули по секрету, не бездомные и вроде бы без материальных проблем, просто нашли для такой способ социализации, наверное. Приходят, обедают, общаются. Мужчины, в основном, едят молча, только подзывают разносящих еду. Меню нехитрое, зато горячее. На первое – суп из пакетика, в который для сытности добавляют тушенку и картошку. Второе – картофельное пюре с сосисками. К нему не жалеют зелени, нарезали целые тазы укропа, лука и петрушки – все же это витамины, а после зимы их ой как не хватает. Десятка два горячих чайников заботливо прикрыты чехлами, чтобы не остывали. К ним на сладкое подадут маленькие куличи. Все продукты покупаются на деньги храма, прихожан и спонсоров. Последние часто присылают в храм свою продукцию. Например, сегодня каждый желающий получил по три пакета чипсов и большой бутылке холодного чайного напитка.

Владимир сидит, отвернувшись от всех, прихлебывает чай. Рассказал, что приехал из Магадана.

– На заработки?

– Да я даже не знаю, зачем. Ничего не зарабатываю.

Он говорит, что не может уехать из Москвы с 2007 или 2008 года. За все это время не смог собрать 13 тысяч рублей на билет домой, там старенькая мать. Пьет, конечно, но в последнее время держится. Снимает койко-место за 4500. Раньше вроде был военным. Вообще, как говорят волонтеры, которые уже давно помогают на кормлениях, история у всех завсегдатаев похожа. Москвичей среди них немного, а вот из отдаленных регионов – полно. Все говорят, что уехали бы хоть сегодня, но на деле редко кто уезжает – в столице проще прокормиться. Если человек действительно попал в сложную ситуацию и не может купить билет, едва ли не в любой благотворительной организации ему помогут, есть такая практика. Покупают именно билет, сажают в поезд, билет отдают проводнику. Бродяжничество – это тоже болезнь, и некоторые сами выбирают для себя такое существование: в грязи, болезнях, опасности. Бездомные есть во всем мире, даже в самых благополучных и сытых странах, взять, к примеру, тех же парижских клошаров. И если они не хотят, или психологически не могут работать, это не значит, что они не хотят есть, не страдают и им не холодно.

– Надеюсь, я не попал в кадр? – Интересуется седовласый высокий мужчина. – Дело в том, что я человек очень известный, пока был жив Алексий II, он лично приглашал меня на богослужения.

Добровольцы в душу не лезут, пригревают всех, кто просит. Но теми, кто попал на улицу и смог вырваться с нее, очень гордятся. Один из бывших бездомных сейчас живет и работает во Франции. Другой – кинематографист, пригласил теперь волонтеров на фестиваль, в котором принимал участие. Ради таких историй и работают прихожане и просто милосердные люди со стороны. Для кого-то тарелка горячего супа, душевная беседа с тем, кто тебя не осуждает и тобой не брезгует, молитва становятся тем толчком, что помогает вернуться к нормальной жизни. А оказаться среди тех, кого государство называет людьми без определенного места жительства, не так и сложно, не зря есть поговорка "от сумы да от тюрьмы не зарекайся". Могла ли представить бывшая жена бизнесмена, что будет стоять в очереди за бесплатной похлебкой? А оказалось, что муж в кризис влез в долги и продал за них квартиру, где она жила.

На обед отведено 40 минут, потом – общая молитва. Кто-то крестится, кто-то просто стоит. Добровольцы раздают одежду: джинсы, свитера, майки. По размерам распределяют туфли и ботинки. Некоторые утрамбовывают пюре в пластиковые стаканчики, чтобы забрать на ужин. Всем приболевшим раздают лекарства – от давления, от желудка, а в основном – от ОРЗ. Сейчас простужены почти все, ночи-то холодные.

После того, как расходится первая смена, со столов убирают посуду, перемывают тарелки, протирают полы, ставят греться чайники, распределяют по столам хлеб, мужчины заносят бидоны с едой. Еще сотня человек ждет, когда все будет готово, у входа. Присесть и отдохнуть у волонтеров нет ни минуты, снова начинается суета: принести суп – забрать тарелку – подать второе – налить чай – распределить лекарства.

Когда постепенно начинает покидать храм вторая смена, женщина из добровольцев встает в сторонке передохнуть минутку.

– Устали?

– Больше морально. Первое время было особенно тяжело, особенно тот момент, когда начинают тянуть руки за едой. Сейчас привыкла немного, но все равно...

– Давно помогаете?

– Около года, наверное.

– А слышали, что в центре Москвы хотят запретить кормления?

– Да! Вы представьте, как это ужасно! Куда толкают этих людей? Голодать? Воровать? За нас надо биться!

Однако чиновникам привычнее биться против чего-то. Коррупции там, или вот бомжей, например. Мэр Читы так вообще в этом году посетовал: "К сожалению, мы не имеем лицензии на отстрел бомжей". Потом, конечно, сказал, что пошутил. Московские же власти подходят к проблеме с точки зрения права и справедливости. Например, законопроекты об ограничении бродяжничества, по мнению департамента соцзащиты, не противоречит никаким конвенциям о правах человека. На самом деле, справедливости ради надо сказать, что власти готовят и проекты ресоциализации таких элементов, поддержки их, просто в центре города должно быть чисто и благолепно. Говорят, что сам Собянин увидел бомжей, толкущихся около храма, и велел прогнать и запретить. Представители московской власти уже сообщили, что лавочку нужно прикрывать. А вот в церкви не поймут, что от этого изменится.

– Допустим, если нам выделят помещение на окраинах города, то и туда будут приезжать обедать. – Рассуждают волонтеры. – Но общественным ведь транспортом, а из метро их гоняют! И все равно они не уйдут из центра, потому что тут милостыни больше. А вот горячей еды и лекарств тут больше не получат.

Пока бездомных продолжают кормить. Прохожие то морщатся при их виде, а то и интересуются, чем можно помочь. Сами бродяги говорят, что хотели бы и дальше приходить в Храм Космы и Дамиана, тут и еда и "отношение человеческое". Принудят ли кормильцев разогнать голодных или оставят все, как есть – пока неясно. И что изменится от этого запрета – тоже. Чем-то похожа позиция властей на поведение ребенка, сжигающего дневник в мусорке за школой. Вроде бы избавился от него, и оценок плохих больше нет. А двоечки-то вот они – в классном журнале.

Источник: Милосердие. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама