ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вечный огонь и христианская жизнь языческих символов

Александр Александрович Волков :: 25 мая 2011

Ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин заявил, что празднование Дня Победы является подобием "гражданской религии", ритуальные формы которой предполагают "всеобщее поклонение огню" и являются языческими: "Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной, гнева Божия... Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале". Свое несогласие с позицией С. Чапнина выразили пресс-секретарь Патриарха прот. Владимир Вигилянский ("Поклонение Вечному огню является языческим актом, но люди, которые приходят к Могиле Неизвестного Солдата и возлагают венки, не поклоняются огню, они отдают дань павшим"), председатель СИНФО В. Легойда и прот. Всеволод Чаплин.

Является ли вечный огонь языческим символом? Возможно ли существование языческих символов в христианстве? Над этими вопросами размышляет известный специалист в области риторики и семиотики профессор Московской духовной академии и заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ профессор Александр Волков.

Вечный огонь – это символ. Давайте подумаем, какие символы мы используем в церковной жизни. Возьмем самые простые вещи.

Литургия

Что такое литургия? Исторически литургия была сакральным, языческим действием (Λειτουργία, – общественная повинность в греческих полисах, сопряженная с денежными издержками, которую по очереди брали на себя богатые граждане). Само по себе понятие "литургия" восходит к сакральному языческому действию, а христианство поменяло значение символа. Античный театр – это не то же самое что современный театр: античный театр и античная трагедия – действие сакральное.

Что такое вечный огонь? По латыни – это Ignis vigil. А всенощное бдение – это Vigilia (бдение – лат.). Это действие, насколько можно представить, было связано с богинями Церерой, Либером и Либерой, составлявших т.н. плебейскую троицу богов (в противоположность патрицианской троице – Юпитер, Юнона и Минерва, которым выстроен храм на Капитолии – капитолийская триада). Итак – эти группы языческих богов вместе назывались по-латыни "trinitas" – так впервые было использовано это слово, от него произошло французское Trinité, английское слово trinity.

C латинской trinitas были связаны такие действия, как вакханалии, потому что Либер соответствовал Дионису, Вакху. Что же прикажете отказаться нам от Троицы и литургии, потому что эти слова существуют еще с античных языческих времен?

Герб

Возьмите наш российский православный герб и изображенного на нем двуглавого орла. Да, конечно, двуглавый орел – это герб византийский, герб другой христианской империи – австрийской, а потом российской. Откуда он взялся? Двуглавный орел был символом хеттских царей. Как-то я из Турции привез табличку, гляжу, а на ней хеттский двуглавый орел – куда какой языческий символ.

Имена

Теперь возьмем самые простые ситуации: как давались священнические имена фамилии. В конце XVIII-го и начале XIX века среди инспекторов семинарий была модна любовь к античности. Оттуда у нас священнические фамилии: Апполонов, Венерин, Афродитов? Это фамилии связаны с языческими божествами. Что же священникам отказываться от своих фамилий?

Возьмите наши имена. Кто такой Ираклий? Гераклов. Возьмите мою фамилию – Волков. Откуда появился? Это либо прозвище, но скорее всего, это языческое имя, которое наши предки давали детям. Опять же, возьмите имена наших русских святых: Владимир – то ли от Вольдемара, то ли Вольдемар от Владимира – трудно сказать. Ольга – это германская Хельга.

Теперь возьмите святцы. Январь – это бог Янус. Февраль – это февралия – искупительная языческая жертва и бог Фебрус, март – бог Марс, апрель – тут несколько сложнее, потому что само по себе понятие "aprilis" связано с солнечным светом, но исторически это слово, скорее всего, восходит к этрусскому обозначению Афродиты, только заимствованное из греческого). Дальше: май – Майя, июнь – Юния, июль – обожествленный Юлий Цезарь, август – Октавий Август, тоже обожествлённый император римской империи.

Сколько же этих символов, которые мы используем, так что же нам взять и отказаться от названий месяцев? Пытались. Сначала это пытался сделать Карл Великий, первый император западной римской империи, потом французские революционеры, большевики пытались одно время, но не прижилось.

О символе

Если перейдем к теории, то можно сказать следующую вещь: символ есть разновидность знака. Всякий знак – это некий материальный объект, который что-то для кого-то означает. В знаке выделяются три составляющие: сам корпус, тело знака (двуглавый орел), то, что он обозначает (российское государство) и то, для кого он обозначает (интерпретант) – для нас с вами. Мы этот символ можем и должны интерпретировать.

Как хетты интерпретировали двуглавого орла? Понятное дело, язычески. В римской империи, в византийские времена, символ интерпретировался как единство восточной и западной империи под единым венцом басилевса. В России он интерпретировался, как отношения Востока и Запада под единой православной монархией.

Интерпретация символа исторически, в геральдике называется блазоном. В зависимости от того, как мы истолковываем тот или иной символ, он тем и является. Так и вечный огонь. Да, когда-то это был языческий символ, но потом его истолковали другим образом.

Я бы позволил себе посоветовать вместо того, чтобы отвергать его, попытаться истолковать его по-христиански.

Наши великие отцы и учителя церкви так и поступали, и их примеру следует подражать. Возьмите Рождество. Первая проповедь о Рождестве на востоке была произнесена святым Иоанном Златоустом. Известно, что этот праздник до некоторой степени искусственный, он был установлен там, где праздновался римский праздник сатурналий вместо них: отцы церкви истолковали его с точки зрения христианства. Мы празднуем и, будем праздновать Рождество Христово.

Мне представляется, что отрицание, отвержение гражданских праздников, с какими бы символами они не были связаны – дело не совсем христианское. Мы должны уважать людей, которым мы обязаны жизнью и самим своим существованием. И такие слова безответственные приводят к тому, что мы сами себя, свою веру компрометируем в глазах людей, которые к этой вере ещё не пришли.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама