ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Al Hayat": Мухаммед Сейид Расас. Почему в Лондоне и Вашингтоне не существует проблемы хиджаба?

09 марта 2004

В 1649 году группа религиозных пуритан отрубила голову английскому королю Карлу I, что в итоге привело к английской буржуазной революции 1688 года; французы, воодушевленные идеями атеистов Вольтера и Дидро, казнили короля Людовика XVI через четыре года после начала буржуазной революции 1789 года.

Английские секуляристы (лаицисты) не были борцами против религии, они занимали промежуточную позицию между религией и атеизмом. С тех пор, как король Генрих VIII отделил англиканскую церковь от Рима в 1534 году, а церковь и духовенство от политики, это не мешало верующим заниматься политикой, если они имели политические воззрения. То же самое произошло при пуританской революции (часть пуритан бежала в Северную Америку в 1620 года, спасаясь от гнета английского короля, и осела там), богатые землевладельцы и торговая буржуазия (парламент) восстали против короля и аристократии и сумели в 1688 году установить конституционную монархию.

Во Франции секуляристы (их название происходит от словосочетания 'век света') основывались на противостоянии церкви, сросшейся с абсолютизмом, предприняли совместно с революционерами - Робеспьером, Маратом и Сан Жюстом - попытку заменить христианство новой религией 'религией разума'. За этим последовала диктатура, империя Наполеона, якобинство, либерализм, затем пришли правые и заключили мир с церковью и религией. То же самое мы наблюдаем у британских либералов и лейбористов.

Все это нашло отражение в судьбе английского и французского колониализма. Если привести изречение Редьярда Киплинга, 'бремя белого человека' не ограничивалось тем, что Лондон решал в своих колониях политические вопросы и вопросы безопасности, управлял экономикой колоний, он еще выполнял цивилизационнцую миссию - насаждая свою культуру он не был враждебен местным культурным традициям. За редким исключением, не трогал он и местную социальную структуру. Что касается французов, то они весьма активно использовали культурный фактор в своей колониальной политике.

Во всех французских колониях, в том числе в мусульманском мире, мы наблюдаем враждебность к конкретной религии - исламу. Эта враждебность объединила безбожника Эрнеста Ренана и иезуита Анри Ляминса. В их книгах об исламе мы обнаруживаем единый отрицательный взгляд на ислам. Возможно, объяснение этому следует отнести к событиям 732 года, когда мусульманские войска дошли до центра Франции. Англию это вторжение миновало - ее защищали моря; Испания, Италия и Франция противостояли наступательному движению исламских завоевателей на север, которое окончательно захлебнулось, когда потерпела поражение османская блокада католической Вены в 1683 году. Англия же после поражении испанской Великой армады в 1588 году в течение двух последующих веков направляла свои усилия на захват Нового света, затем на Индию и морские пути вокруг Африки, пока наполеоновская экспансия не повернула ее в сторону южного и восточного Средиземноморья.

У Лондона в Египте и у Парижа в Алжире наблюдается две противоположные тенденции во взаимодействии с местными культурными и общественными реалиями. Обращает на себя внимание тот факт, что французская политика, близкая арабам, начинается только при генерале Де Голле в 1967 году. Возможно, это объясняется стремлением французского руководства преодолеть последствия своих поражений в Суэце и Алжире. Однако мы не находим продолжения этой тенденции в сфере отношения французов к исламу и мусульманству и их отношения к мусульманской общине во Франции. В тоже время политические противоречия Лондона (который был радетелем образования еврейского государства в Палестине) и Вашингтона с арабами не привели их к культурной враждебности исламу и мусульманам не только до 11 сентября, но и в последующий период.

Проблема хиджаба (также чадра, паранджа - покрывало, накидка, надеваемые женщинами-мусульманками при выходе на улицу и скрывающие лицо и руки. Первоначально его должны были носить жены пророка Мухаммеда, потом - все свободные мусульманки - прим. пер.) во Франции высветила эти различия. Обращает внимание то единодушие политических, а за ними и социальных кругов во Франции на проблему запрещения хиджаба, которая объединила все политические силы от крайне правых до крайне левых. Это показало голосование в Национальном собрании по вопросу о запрещении хиджаба. В то же время события 11 сентября не привели к разжиганию в США на официальном или общественном уровне истерии против ислама, как это случилось, например, после Перл Харбора в отношении японцев или в 50-е годы, в эпоху Маккартизма, против Советов.

Истерии не наблюдается не только в Нью-Йорке Детройте или Сан-Франциско, ее не видно и в Багдаде у Поля Бремера, который своими действиями очень напоминает английскую колониальную политику в Каире в отношении местных культурных и общественных реалий. Отмечая это, мы не намерены оправдывать американскую политическую, военную и экономическую оккупацию Ирака.

Завершим вопросом: было ли случайностью то, что премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган отправил двух своих дочерей, носящих хиджаб, учиться в американские университеты после того, как турецкие университеты отказались их принимать в мусульманском наряде, следуя заветам атеиста Ататюрка, пропитавшегося в свое время духом французских атеистических традиций?

"ИноСМИ.ru", 7 марта 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама