ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сколько времени нужно оглашать?

Адаменко Наталья Александровна :: 03 июня 2011

Этот вопрос встает перед каждым священником или катехизатором, который начинает это непростое, но благодатное дело – катехизацию взрослых людей. Может быть, ограничиться огласительными беседами в течение одной-двух недель или месяцев? А может, необходимо вести оглашение до реальных изменений в жизни катехуменов, вообще не обращая внимания на сроки? Как решался этот вопрос в древности и как он может решаться сейчас? Наталья Адаменко отвечает в своей статье на эти актуальные вопросы современной церковной жизни.

Прежде всего, стоит отметить, что в традиционных святоотеческих школах катехизации (Римской, Александрийской, Иерусалимской и др.) этапы катехизации[1] имели различную продолжительность. И, как правило, вначале это был длительный подготовительный этап – оглашение "слушающих", и довольно короткие (несколько недель) и интенсивные этапы перед крещением и непосредственно после него. В древности через этот подготовительный этап проходили все члены Церкви за редким исключением[2]. Вообще, тогда оглашение взрослых было довольно длительным и напряженным процессом, который требовал и от оглашаемых, и от Церкви много сил. Но и сейчас людям очень трудно входить в суть христианства, даже если они уже решили поменять что-то в своей жизни, им всегда требуется достаточно длительное время, чтобы соотнести всё в своей жизни с волей Божьей и изменить в ней то, что нужно изменить. Атеизм, язычество, суеверия, в которых и которыми жил человек до обращения, пронизывают всю ткань жизни. Это и привычки, образовавшиеся с детства, и образ мыслей, и образ жизни, и сложившиеся отношения с людьми.

Духовная реальность, которая традиционно называлась оглашением "слушающих" или первым (предварительным) этапом оглашения, всегда присутствует в жизни человека, приходящего в Церковь, независимо от его подготовки и других факторов, как-то: возраста, социального положения, уровня образования. В нормальном случае – это всегда некоторый промежуток времени между выраженным желанием человека креститься (или войти в Церковь) и признанием Церковью оглашаемого готовым к Таинству Крещения (воцерковления). Мы знаем, что длительность этого этапа для взрослых людей в древности была примерно 3 года[3], в наших условиях такое часто кажется недостижимым. Конечно, сейчас этот срок может быть сокращен, но полное отсутствие такого важного этапа в духовной жизни человека ничем не оправдано, ведь нельзя просто игнорировать церковную традицию, так бережно сохраненную в Предании Церкви. Да и по опыту современной церковной жизни известно (и многие священники могут это подтвердить) что, если желание креститься взрослого человека, предварительно не наученного вере и жизни христианской, сразу же удовлетворяется, то Таинство Крещения часто остается бесплодным, и человек потом в церковь так и не входит.

Что же должно было происходить в жизни "слушающих" за это довольно длительное время? Они обретали опыт христианской жизни, то есть жизни в послушании Богу через деятельное исполнение заповедей, через общение с христианами, общую молитву, чтение и слушание слова Божьего с катехизической (большей частью этической, нравоучительной) проповедью. В этот период жизни оглашаемые приносили "плоды, достойные покаяния", то есть искореняли смертные грехи[4], обретали личный непосредственный духовный опыт в молитве. Также им было необходимо избавиться от "обычных" грехов (сквернословие, ложь, воровство), вредных привычек (алкоголь, азартные игры) и одновременно приобрести навык общей молитвы, посильной благотворительности и милосердия по отношению к другим людям.

В древности именно на деятельном милосердии оглашаемых делался особый акцент. После того как подготовительный этап оглашения завершался, поручители (крестные) свидетельствовали о том, что их поручаемые действительно изменили жизнь: оставили грехи, принимают участие в жизни церковной общины, помогают конкретным людям[5]. Как замечает дьяк. Павел Гаврилюк: "Три года в огласительной школе были испытательным сроком, в течение которого от язычника требовали отказаться от многих дурных привычек, покаяться в грехах прошлого и принять решение жить согласно Христову учению. Огласительная школа была местом, где люди в первую очередь познавали любовь Божью и сами учились любить"[6]. Прошедшие первый этап оглашаемые переходили на второй этап катехизации – они уже непосредственно готовились к Таинству Крещения.

Конечно, речь не идет об автоматическом переносе или простом механическом повторении форм и сроков оглашения, существовавших некогда в Церкви, в сегодняшнюю церковную жизнь. Да это и невозможно сделать, даже если бы было такое желание. Но учитывать основные задачи разных этапов оглашения, заложенные некогда в этих формах и сохраненные для нас в Предании Церкви, необходимо, как необходимо собирать и изучать опыт оглашения современных "слушающих" в Православной Церкви.

На первом этапе оглашения существует несколько основных задач – это серьезное покаяние и исправление жизни, слушание и исполнение Слова Божьего, обретение опыта Церкви как реальности общей жизни и обретение опыта церковной молитвы и др. Рассмотрим же задачи подготовительного этапа катехизации подробнее.

Покаяние

В своей книге "Вступление в церковь" прот. Николай Афанасьев описывает, каким должно быть покаяние перед крещением: "Покаяние должно быть полным – действительной переменой всей внутренней жизни желающего вступить в Церковь. Эта внутренняя перестановка должна найти выражение и во внешней жизни. Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного в Церкви. Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в сознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни"[7].

Всецелое, серьезное покаяние означает, что оглашаемый не только узнает о грехах и соглашается, что "это, действительно, плохо", но начинает с грехами бороться. Но не с абстрактными "грехами человеческими" вокруг себя или даже "грехами человечества", а со своими личными, причем, этическими грехами, т.е. выраженными в поступках и словах, наличие или отсутствие которых можно легко проверить самостоятельно по ветхозаветным заповедям.

Порой оглашаемые склонны делать поспешные выводы и разрывать связи в семье, на работе, с друзьями, потому что они кажутся им "греховными", смущают и искушают их. Да, некоторые отношения в жизни приходится перестраивать, если они не соответствуют христианской и общечеловеческой нравственности, но делать это нужно не спеша, избегая конфликтов (например, лучше зарегистрировать брак, а не расходиться). Здесь очень важна роль и пример поручителей, катехизаторов, пастырей, которые призваны не боясь трудностей и искушений, без насилия, духовно наставлять, исправлять, разъяснять, отвечать на вопросы и являть добрый пример праведной жизни.

Священное Писание

Очень важно научить оглашаемых относиться к Писанию не просто как к источнику информации, полезной и не очень, но как к Слову Божьему, обращенному прямо к нам, верующим. Научить этому можно, если в разговоре по Писанию не просто отвечать на вопросы, но связывать тексты Писания с жизнью оглашаемых, говорить как бы изнутри самих проблем, будучи к ним причастными. Ведь "Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности"[8] не только для оглашаемых, но и для оглашающих, о чем никогда не стоит забывать. К сожалению, выполнения этой задачи сейчас достичь особенно трудно, потому что и в обществе, и в современной "клиповой" культуре отсутствует навык внимательного, вдумчивого отношения к любым текстам, а не только к священным. Везде царит внешний, разлагающий подход, при котором и на оглашении часто происходит лишь поверхностное знакомство с текстами Писания (а в дальнейшем, по инерции, – с догматами и с Таинствами). Но нужно постепенно вводить оглашаемых в дух и смысл Писания (и Предания), учить прилагать его к своей жизни, как это делалось в огласительных школах древней Церкви.

Как отмечает дьяк. Павел Гаврилюк: "Язычники должны были сделать своей всю величественную и трагическую историю спасения, начиная от сотворения мира, через главные события Торы и Пророческих книг, до явления Иисус <...> они узнавали о том, что Бог, в отличие от безжизненных идолов, является Творцом всего мира, что Он принимает деятельное участие в судьбе человека и в истории. Язычникам предлагалось стать частью этой истории, равно как и частью Нового Израиля, Церкви"[9]. Для решения этой задачи современным взрослым оглашаемым нужно самостоятельно читать Писание и размышлять о нем, а также слушать в храме на богослужении чтения вместе с катехизической проповедью-поучением[10]. Конечно, для внимательного прочтения основных книг Ветхого завета и Евангелий требуется достаточно много времени, за неделю или пару месяцев это сделать невозможно.

Церковь как реальность общей жизни

В катехизической литературе слова "катехизация" и "воцерковление" часто употребляются как синонимы совершенно неслучайно, ведь любовь к Богу невозможно себе представить без любви к человеку, а веру в Бога – без веры в человека, и научение христианской вере и жизни немыслимо без вхождения в среду христиан, без общения с ними. "Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры, любит ли, он в общении Любви, молится ли, он в общении Молитвы"[11]. Во время оглашения люди не только познают Любовь Божью во Христе и "прививаются"[12] через нее к Богу, но и соединяются друг с другом, входят в духовное общение. Они узнают друг в друге и в других членах Церкви братьев и сестер, которых можно и нужно любить и о которых можно заботиться.

Именно тогда, в этом бескорыстном общении и делах милосердия, Церковь становится для них реальностью новой жизни, а не просто религиозной организацией с отправлением культа. Не стоит много писать о том, какое негативное действие на ищущих людей оказывает именно такой образ Церкви: равнодушной, бюрократической, формальной организации. И в прошлом и в настоящем нашей Церкви мы знаем немало примеров, когда именно формальный, а не церковный и не личностный подход к людям оттолкнул их и от Церкви, и от Бога.

Надо заметить, что уже во время первого, подготовительного этапа оглашения катехумены охотно откликаются на призывы деятельно помочь друг другу, своим ближним, соседям. Но везде нужна мера и здравый смысл: иногда оглашаемые целиком погружаются в делание добрых дел и благотворительность, что само по себе хорошо, но если это происходит в ущерб их духовному труду, то может явиться искушением для них.

Церковная молитва

Если опыт личной молитвы (не просто чтение молитвослова или других молитв, а именно личной молитвы – обращения к Богу) в какой-то мере есть у всех верующих людей, и на него можно опираться катехизатору, то опыт общей молитвы, молитвы церковной отсутствует у большинства оглашаемых и приобретается с большим трудом. Если в древней Церкви особых проблем с научением оглашаемых общей молитве не было, то современным оглашаемым первого этапа довольно трудно участвовать в богослужениях. Порой им сложно даже просто войти в храм и перекреститься, потому что мешают атеистические предрассудки (особенно людям среднего и пожилого возраста), им не понятен язык богослужения, они не понимают его смысл. Очень важно, чтобы богослужение стало для оглашаемых живой молитвой, живым общением с Богом, а не осталось малопонятным ритуальным действом, которое нужно лишь аскетически "отстаивать", не особо вникая в его смысл. Важно также дать им понять, что церковная молитва – это когда мы молимся все вместе об одном и том же, а не каждый о своем. Лишь постепенно, со временем, при постоянных усилиях катехизаторов и поручителей оглашаемым открывается сила и смысл общей церковной молитвы, приходит понимание её особого языка, чина, особой красоты и образности. По наблюдениям катехизаторов[13], в среднем оглашаемым первого этапа требуется сейчас от полугода до года, чтобы научиться молиться в храме вместе с другими людьми, причем этот срок сильно зависит как от церковного опыта человека, так и от ритма посещения им богослужений.

Апологетика веры и Церкви

Несмотря на то, что сейчас положение Церкви в обществе изменилось: восстанавливаются храмы и монастыри, издаются православные газеты, журналы, книги, заметно присутствие Церкви в СМИ, отношение большинства людей к Церкви по-прежнему остается негативным или равнодушным. Большей частью это – наследие десятилетий антирелигиозной пропаганды, но на нее в последние годы наслоилось еще влияние современной секулярной цивилизации. Людям, приходящим в церковь, часто кажется, что они уже все знают о ней, но они знают вещи формальные и внешние, совершенно не догадываясь о сути веры и о жизни в Церкви.

Вера вообще, а вера в Церковь (а значит – и вера в человека) особенно, сейчас нуждается в новой апологетике. Не в "тупой" апологетике по принципу "у нас всё хорошо" или "святые отцы уже всё сказали", а в апологетике разумной, вдумчивой, смелой. В том числе сейчас крайне необходимо сразу, на первом же этапе оглашения, соотносить веру и разум, веру и науку. В частности, не уклоняться от "вечных" вопросов о смысле жизни и смысле истории, от "трудных" вопросов теодицеи и антроподицеи. Сейчас наука не настолько антирелигиозна, как раньше, ученые порой сами ставят вопросы о смысле жизни дерзновеннее, чем любые богословы. И обсуждение этих вопросов в научной среде проходят открыто, многопланово, интересно. Церковь порой оказывается позади, не участвует в этих дискуссиях, хотя именно это способствовало бы выработке нового апологетического языка.

Важно также просто общаться с людьми на огласительных встречах, выслушивать их и отвечать на их вопросы (а не читать лекции), как это было всегда в катехизической традиции Церкви. Не случайно в истории катехизации известно много катехизисов, написанных именно в форме вопросов и ответов, а также в форме бесед и диалогов. Очень важно на огласительных беседах создавать открытое пространство для диалога, чтобы люди могли бы высказать все свои сомнения, страхи и получить ответы на свои вопросы. Именно в этом, подлинно церковном пространстве и преодолевается одиночество человека, ведь "Церковь – это тайна преодоления одиночества"[14]. Необходимо достаточно длительное общение с катехизатором, помощниками, священником, чтобы человек открылся, чтобы у него появилось доверие к Церкви, к верующим людям. Только тогда возможно подлинное воцерковление человека на конкретный приход, в конкретную церковную общину, и катехизация тогда не воспринимается людьми как скучная "обязаловка", которую нужно пройти "для галочки" или "для справочки". Интересно, что в начале первого этапа оглашения для катехуменов типично желание поскорее его завершить, а по мере познания воли Божьей, с одной стороны, и греха и зла в своей жизни – с другой стороны, у них появляется стремление "оттянуть" или "отложить" завершение первого этапа катехизации и начало второго. Поэтому катехизаторам необходимо проявлять и мудрость, и твердость, если это необходимо[15].

Только после этого этапа диалога, познания воли Божьей и исправления жизни, можно всерьез говорить о концептуальных вещах: о сотворении мира, жизни и человека, об истории спасения, о Таинствах, о догматах. И тогда, например, догматы Церкви становятся для новых ее членов не просто умственным знанием, а самой жизнью, а введение в Таинства – не просто изъяснением обряда и краткой инструкцией по подготовке к ним, а началом новой жизни. Конечно, невозможно составить какую-то универсальную методику катехизации, идеальную схему с указанием точных сроков и необходимых этапов, которые подходили бы всем без исключения. Всегда будут случаи исключительные, будет молодежь и пожилые, больные и умирающие, пришедшие из других религий и конфессий, к которым требуется особый подход. Да и церковные условия пока не всегда и не везде позволяют организовать полноценную катехизацию. Но изучать и обобщать существующий в Церкви опыт катехизации и богатейшее наследие святых – катехизаторов, апологетов, учителей и богословов – крайне необходимо.

В частности, изучению существующих практик оглашения была посвящена богословско-практическая конференция "Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных "слушающих"", которую проводил 25-27 мая 2011 года в Москве Свято-Филаретовский институт.

[1] Подробнее об этапах катехизации см. в книге дьяк. Павла Гаврилюка "История катехизации в древней церкви". М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа. 2001.

[2] Таким исключением были, например, "клиники" (от лат. clinici – постель, ложе) – оглашаемые, спешно крещенные в постели во время болезни, угрожающей их жизни.

[3] "Оглашенные пусть слушают Слово в продолжение трех лет. Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться". Апостольское предание. 17.

[4] За которые в ветхозаветные времена полагалась смертная казнь.

[5] "Пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела?" Апостольские постановления. 20.

[6] Павел Гаврилюк, дьяк. "История катехизации в древней церкви" – М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа. 2001. С. 77.

[7] Николай Афанасьев, прот.Вступление в церковь. М.: "Паломник". 1993. С. 66.

[8] 1 Тим 3:16.

[9] Павел Гаврилюк, дьяк. Указ. соч. С. 34.

[10] Из-за того, что оглашаемые именно на этом этапе допускались к слушанию Слова Божьего в церковном собрании, их и назвали "слушающими" (лат. audientes, audutores).

[11] Хомяков А.С. Церковь одна. Режим доступа: http://www.vehi.net/khomyakov/cerkov.html (дата обращения 20.05.2011).

[12] Ин 15:1-6.

[13] "Господи, научи нас молиться". Режим доступа: http://www.psmb.ru/vera_bez_del_mertva/missija_i_katekhizacija/biblioteka_missionera_i_katekhizatora/opyt/statja/gospodi-nauchi-nas-molitsja/ (дата обращения 20.05.2011).

[14] Фудель С.И. "У стен Церкви" / "Христианский собеседник", вып. 32-34, 1997 г. "Свет Православия". С. 3

[15] О причинах обычая откладывать крещение на неопределенный срок в IV веке см. в указ. соч. дьяк. Павла Гавлюка. С. 151-152.

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама