Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 24)
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Наверное, излишне говорить о значении этого праздника, ведь семья во все времена была главным сокровищем общества и основной опорой государства, а без любви и верности семейный союз попросту невозможен.
Что же такое христианская семья? Ее часто называют домашнею Церковью, тем самым как бы указывая на то, что брак установлен Богом и имеет огромное значение в деле нашего спасения.
Начальный союз
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...(Быт. 1, 28)
Брак первый человеческий союз, установленный Богом еще в раю между Адамом и Евой. Однако отцы Церкви единодушно говорят о том, что до грехопадения брака не было в том виде, каким мы его знаем теперь. "Будучи сотворен, Адам пребывал в раю, и там не было речи о браке, пишет святитель Иоанн Златоуст. Он нуждался в помощнике, и он был ему дан. Желание полового общения, зачатия, муки чадородия и любая форма тления были чужды их душам". Святитель Григорий Нисский также говорит о том, что половое влечение и зачатие, рождение в муках это последствия грехопадения, свойства падшей, подверженной тлению и смерти человеческой природы. Подтверждение этого мнения мы находим в книге Бытия, когда, после вкушения людьми запретного плода, Бог сказал Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою... (Быт. 3, 16)
Заповедь плодитесь и размножайтесь (Быт.1, 28) была дана людям до грехопадения, но как, каким образом они должны были плодиться и размножаться мы не можем сказать, так как не знаем, каким было человеческое тело в первозданном виде. По этому вопросу существуют различные богословские мнения. В частности, преподобный Максим Исповедник говорит о неком "духовном размножении" человеческого рода. Вообще нужно сказать, что вопросы брака и половых отношений в богословии разработаны недостаточно. Расходясь во мнениях в частностях, святые отцы согласно учат, что брак в том виде, в котором мы его знаем теперь, в раю не существовал. После грехопадения в отношениях между первыми людьми появилась дисгармония, в этот начальный союз вошли тление и разлад, которые, как составляющие первородного греха, через зачатие и рождение распространились на все человечество. Поэтому в семейных отношениях порою бывает столько сложностей и взаимного непонимания. Для того чтобы достичь гармонии в браке, нужно, прежде всего, работать над своим сердцем, чему и учит Церковь.
Школа добродетелей
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть
глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены
своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... (Еф. 5, 22–25)
В христианстве брак достигает всей полноты своего совершенства и является таинством. Семейный союз заключается по образу союза Христа с Церковью. Апостол Павел называет брак великой тайной: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 32). Чтобы быть достойным отображением союза Христа с Церковью, супруги должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону своей природы поставить в подчинение духовно-нравственной.
По мысли святителя Киприана Карфагенского, в христианском браке муж и жена получают полноту и целостность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого.
Семья это домашняя Церковь. Святитель Василий Великий также называл семью школой добродетелей. Но самый важный урок, который получает человек в семье, это урок любви. Без любви семья немыслима. Любовь, воспитавшись в семье, должна потом выйти из ее круга и распространиться на все сферы социальной жизни. Без любви к своей семье, к своей стране воин не защитник Отечества, а всего лишь наемник. Без этой любви нет настоящего педагога, врача, ученого.
Вспомним, что именно в семье свои первые уроки любви получили такие великие подвижники, как преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Читая жития святых, часто можно увидеть, с какой теплотой и любовью отзывались подвижники о своих родителях и годах, проведенных в семье.
Еще одно нравственное качество, без которого невозможно создать крепкую и дружную семью, это самоотречение, способность жертвовать своими интересами ради интересов другого. По большому счету самоотречение это ежедневное, не видимое никому мученичество. Поэтому в чине венчания мы слышим такие слова: "Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим".
"Борьба с грехом в браке возвышеннейший тип христианского аскетического делания, пишет литургист Г. Шиманский. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности".
Большинство из нас призваны спасаться именно в браке в терпении и любви, нося немощи друг друга, достигать совершенства.
В назидание новобрачным в Требнике содержится прекрасное поучение:
"... честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке".
Брачный союз нерасторжим. Поэтому Церковь не развенчивает браки, а лишь дает благословение на второй и даже третий брак, в случае смерти одного из супругов или супружеской неверности, что по своему разрушительному действию на семью равносильно смерти. Нравственное достоинство признается Церковью лишь за первым браком. Второй и третий браки "удержание от блуда", свидетельство о непобежденной чувственности. Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, "первый брак есть закон, второй снисхождение". Чин венчания второбрачных короче и отличается меньшей торжественностью. В древности второженцев отлучали от Причастия на год; женатые вторым и третьим браком не могли избираться пастырями Церкви.
В христианстве брак благословлялся со времен Апостольских. Ученик Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец пишет: "Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти". Чин заключения брака в древности совершался непосредственно за Божественной литургией. Следы этого мы видим в настоящее время в чине венчания. Это возглас "Благословенно Царство", мирная ектения, чтения Апостола и Евангелия. Отделение чина венчания от Литургии произошло в XII XIII веках, и в настоящее время он совершается после Божественной литургии.
Колыбель новой жизни
Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира,
семя долгожизненное, неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным.
(Из молитвы чина венчания)
И все же главная и основная цель брака рождение и воспитание детей. Это обыкновенное, но необъяснимое, непостижимое умом чудо. Когда рождается ребенок, вдруг возникает вопрос: "Кто я такой, чтобы дать новую жизнь, дать бытие бессмертной человеческой душе? За какие такие заслуги я причастен к этому чуду? Как возможно, чтобы от меня родился другой человек, который так же, как и все мы, призван сделать свое сердце обителью Святого Духа и стать Богом по благодати?" И в какой-то момент кажется, что это сотворил один лишь Бог, что ты не способен на такое, но знакомые черты в лице сына или дочери говорят о том, что нет, не только Бог, а вместе, в этом священном брачном союзе, в синергии, соработничестве с Богом пришел в мир новый человек.
Источник: Православие и современность