ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Домашняя Церковь

12 июля 2011

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 24)

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Наверное, излишне говорить о значении этого праздника, ведь семья во все времена была главным сокровищем общества и основной опорой государства, а без любви и верности семейный союз попросту невозможен.

Что же такое христианская семья? Ее часто называют домашнею Церковью, тем самым как бы указывая на то, что брак установлен Богом и имеет огромное значение в деле нашего спасения.

Начальный союз

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...(Быт. 1, 28)

Брак – первый человеческий союз, установленный Богом еще в раю между Адамом и Евой. Однако отцы Церкви единодушно говорят о том, что до грехопадения брака не было в том виде, каким мы его знаем теперь. "Будучи сотворен, Адам пребывал в раю, и там не было речи о браке, – пишет святитель Иоанн Златоуст. – Он нуждался в помощнике, и он был ему дан. Желание полового общения, зачатия, муки чадородия и любая форма тления были чужды их душам". Святитель Григорий Нисский также говорит о том, что половое влечение и зачатие, рождение в муках – это последствия грехопадения, свойства падшей, подверженной тлению и смерти человеческой природы. Подтверждение этого мнения мы находим в книге Бытия, когда, после вкушения людьми запретного плода, Бог сказал Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою... (Быт. 3, 16)

Заповедь плодитесь и размножайтесь (Быт.1, 28) была дана людям до грехопадения, но как, каким образом они должны были плодиться и размножаться – мы не можем сказать, так как не знаем, каким было человеческое тело в первозданном виде. По этому вопросу существуют различные богословские мнения. В частности, преподобный Максим Исповедник говорит о неком "духовном размножении" человеческого рода. Вообще нужно сказать, что вопросы брака и половых отношений в богословии разработаны недостаточно. Расходясь во мнениях в частностях, святые отцы согласно учат, что брак в том виде, в котором мы его знаем теперь, в раю не существовал. После грехопадения в отношениях между первыми людьми появилась дисгармония, в этот начальный союз во­шли тление и разлад, которые, как составляющие первородного греха, через зачатие и рождение распространились на все человечество. Поэтому в семейных отношениях порою бывает столько сложно­стей и взаимного непонимания. Для того чтобы достичь гармонии в браке, нужно, прежде всего, работать над своим сердцем, чему и учит Церковь.

Школа добродетелей

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть

глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены

своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... (Еф. 5, 22–25)

В христианстве брак достигает всей полноты своего совершенства и является таинством. Семейный союз заключается по образу союза Хрис­та с Церковью. Апостол Павел называет брак великой тайной: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церк­ви (Еф. 5, 32). Чтобы быть достойным отображением союза Христа с Церковью, супруги должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону своей природы поставить в подчинение духовно-нравственной.

По мысли святителя Киприана Карфагенского, в христианском браке муж и жена получают полноту и целостность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого.

Семья – это домашняя Церковь. Святитель Василий Великий также называл семью школой добродетелей. Но самый важный урок, который получает человек в семье, – это урок любви. Без любви семья немыслима. Любовь, воспитавшись в семье, должна потом выйти из ее круга и распространиться на все сферы социальной жизни. Без любви к своей семье, к своей стране воин – не защитник Отечества, а всего лишь наемник. Без этой любви нет настоящего педагога, врача, ученого.

Вспомним, что именно в семье свои первые уроки любви получили такие великие подвижники, как преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Читая жития святых, часто можно увидеть, с какой теплотой и любовью отзывались подвижники о своих родителях и годах, проведенных в семье.

Еще одно нравственное качество, без которого невозможно создать крепкую и дружную семью, – это самоотречение, способность жерт­вовать своими интересами ради интересов другого. По большому счету самоотречение – это ежедневное, не видимое никому мученичество. Поэтому в чине венчания мы слышим такие слова: "Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим".

"Борьба с грехом в браке – возвышеннейший тип христианского аскетического делания, – пишет литургист Г. Шиманский. – Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности".

Большинство из нас призваны спасаться именно в браке – в терпении и любви, нося немощи друг друга, достигать совершенства.

В назидание новобрачным в Требнике содержится прекрасное поучение:

"... честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием – претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны – вдовицы восьмидесятичетырехлетней – принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке".

Брачный союз нерасторжим. Поэтому Церковь не развенчивает браки, а лишь дает благословение на второй и даже третий брак, в случае смерти одного из супругов или супружеской неверности, что по своему разрушительному действию на семью равносильно смерти. Нравственное достоинство признается Церковью лишь за первым браком. Второй и третий браки – "удержание от блуда", свидетельство о непобежденной чувственности. Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, "первый брак есть закон, второй – снисхождение". Чин венчания второбрачных короче и отличается меньшей торжественностью. В древности второженцев отлучали от Причастия на год; женатые вторым и третьим браком не могли избираться пастырями Церкви.

В христианстве брак благословлялся со времен Апостольских. Ученик Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец пишет: "Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти". Чин заключения брака в древности совершался непосредственно за Божественной литургией. Следы этого мы видим в настоящее время в чине венчания. Это возглас "Благословенно Царство", мирная ектения, чтения Апостола и Евангелия. Отделение чина венчания от Литургии произошло в XII – XIII веках, и в настоящее время он совершается после Божественной литургии.

Колыбель новой жизни

Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира,

семя долгожизненное, неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным.

(Из молитвы чина венчания)

И все же главная и основная цель брака – рождение и воспитание детей. Это обыкновенное, но необъяснимое, непостижимое умом чудо. Когда рождается ребенок, вдруг возникает вопрос: "Кто я такой, чтобы дать новую жизнь, дать бытие бессмертной человеческой душе? За какие такие заслуги я причастен к этому чуду? Как возможно, чтобы от меня родился другой человек, который так же, как и все мы, призван сделать свое сердце обителью Святого Духа и стать Богом по благодати?" И в какой-то момент кажется, что это сотворил один лишь Бог, что ты не способен на такое, но знакомые черты в лице сына или дочери говорят о том, что нет, не только Бог, а вместе, в этом священном брачном союзе, в синергии, соработничестве с Богом пришел в мир новый человек.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама