ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Большая победа маленькой женщины

Оксана Гаркавенко :: 12 июля 2011

14 июня исполнилось 200 лет со дня рождения американской писательницы Хэрриет Бичер-Стоу (1811–1896), создательницы "Хижины дяди Тома" – книги, навсегда вписавшей имя своего автора в историю мировой литературы. А в прошлом году издательство Сретенского монастыря в серии "Христианский Запад" впервые выпустило полный, несокращенный перевод этого произведения, в советское время изрядно пострадавшего от цензорских ножниц. Сокращалось, понятное дело, то, что имело отношение к христианству.

"Неужели? – удивилась коллега, когда я сказала ей об этом. – А мне казалось, что в том издании "Хижины", которое я читала в детстве, о христианстве было довольно много".

Мне тоже так казалось, пока я не прочла полную версию. Просто весь текст этого произведения настолько пронизан христианской образностью, евангельскими аллюзиями и цитатами, что вырезать всё "крамольное" было невозможно. Но и не издавать книгу, так ярко обличающую "их нравы", пусть и прошлого века, тоже было обидно. Словом, и хотелось, и кололось. Вырезали, действительно, немало. В изданиях советских времен отсутствуют: авторские предисловие и послесловие, в которых говорится о несовместимости декларации христианских ценностей и рабского бесправия людей с другим цветом кожи; сцена молитвенного собрания невольников в хижине дяди Тома; совместное чтение Библии главным героем и маленькой Евой; молитва дяди Тома в кабинете Сен-Клера после Евиных похорон и еще много чего. Вырезанными оказались сюжетные линии, связанные с приходом к христианству двух главных бунтарей против религии – раба Джорджа Харриса и аристократа-либертена Сен-Клера. Вернее сказать, Сен-Клер – еще только на пути к вере; его духовные искания внезапно оборваны трагическими внешними обстоятельствами. Но сама семантика его фамилии, в которой и свет, и святость, намечает вектор этого пути. Молодой мулат Джордж в начале повествования не может поверить в благость Божию из-за царящего в мире зла, для него воплощенного в рабовладении. В финале он глубоко верующий христианин, который хочет уехать в Либерию для проповеди Евангелия (в изданиях прежних лет осталось намерение Харриса отправиться в Африку, но цель поезд­ки обозначена расплывчато: "трудиться"). С той же миссионерской целью отплывает на черный континент повзрослевшая негритянка Топси (некогда совершенно неуправляемая девчонка сорви-голова), – это, разумеется, вырезано тоже. И еще спасибо, когда только вырезали, а не прибавляли: в некоторых советских изданиях под видом пересказа, адаптированного для детского восприятия, "пересказчики" грубо искажали текст, приспосабливая его к требованиям коммунистической идеологии. Только в изданиях 1990-х годов начали восстанавливать подлинные страницы книги писательницы-христианки...

Хэрриет Бичер родилась в благочестивой протестантской семье. Ее отец и братья были пасторами; муж, Кэлвин Стоу, преподавал в семинарии. Семья сочувствовала аболиционистам, боровшимся за освобождение негров. В аболицио­нистском еженедельнике "Нэшнл эра" в 1851–1852 годы и была напечатана "Хижина дяди Тома".

Поводом к написанию романа стал принятый в 1850 году Закон о беглых рабах. Теперь невольников, с огромным риском достигавших свободных от рабства штатов, надлежало выдавать владельцам, а помощь беглецам расценивалась как преступление.

Возмущенная Бичер-Стоу решает написать произведение, которое наглядно показало бы всем, какое это зло – рабство: "Против картин не поспоришь. Они на всех произведут впечатление". Так и случилось: разве можно забыть, как, прижимая к груди ребенка, бежит по движущимся льдинам реки Огайо молодая мать, квартеронка Элиза. На оставшемся берегу – погоня, работорговец Гейли, купивший малыша Элизы; на противоположном, куда надо добежать, – незнакомый человек, который протянет ей руки и поможет выбраться на берег.

К чести тогдашней Америки, тех, кто протягивал руку помощи беглым рабам, было немало. Аболиционисты действовали и легальными, и нелегальными методами; издавали газеты, журналы, но не только: с 1838-го до начала 1860-х годов работала "подпольная железная дорога" – стихийно сложившееся сообщество людей, помогавших беглецам достичь свободных северных штатов или Канады; более шестидесяти тысяч бывших невольников обрели свободу благодаря "подпольной дороге".

После публикации "Хижины" скромная домохозяйка и многодетная мать стала знаменитой. "Я не сочиняла эту историю, Сам Господь написал ее. Я была лишь инструментом в Его руках, и только Его следует благодарить за всё", – говорила писательница, ошеломленная успехом своего произведения. Когда впоследствии Бичер-Стоу путешествовала по Европе, ее принимала английская королева. Тиражи на 37 языках мира вряд ли возможно сосчитать. В одной только Америке они к началу войны 1861–1865 годов превысили три миллиона.

"Так это вы – та маленькая женщина, которая дала ход такой большой войне?" – воскликнул Авраам Линкольн при встрече с Бичер-Стоу. Разумеется, историки найдут сто пятьдесят других причин войны между Севером и Югом США – экономических, политических, каких угодно. Однако фактор "Хижины дяди Тома" тоже нельзя сбрасывать со счетов: выход книги взбудоражил нацию и дал мощный импульс аболиционистскому движению. За войну и пролитую на ней кровь Бичер-Стоу не ответчица: рабовладение – это абсолютное зло ("порождение дьявола", – говорит Сен-Клер), оно должно было быть уничтожено, и обсуждать здесь нечего. Но в том, что с 1865 года рабовладение в США было запрещено, есть несомненная заслуга писательницы.

Книга вызвала не только восторг – на автора посыпались обвинения во лжи, в преднамеренном сгущении красок. Защищаясь от обвинений, Бичер-Стоу опубликовала "Ключ к "Хижине дяди Тома"" – сборник документальных материалов, подтверждающих достоверность описанного ею (кстати, у Элизы, перебегающей реку во время ледохода, был реальный прототип). Но и в ХХ веке многие южане полагали, что оклеветаны Бичер-Стоу. Подспудная полемика с ее книгой ощутима в любимом многими, и мной в том числе, эпосе белого Юга – "Унесенных ветром" Маргарет Митчелл. Но, как бы мы ни восхищались этим произведением, как бы ни сочувствовали его героям, никуда не деться от того обстоятельства, что правое дело в американской Гражданской войне защищали все-таки северяне. Какими бы идилличе­ски-патриархальными ни рисовала Митчелл отношения рабов и хозяев, суть не меняется: бывало, как в "Унесенных ветром", бывало – как в "Хижине дяди Тома". В том-то и заключается зло рабовладения: сегодня хозяин "живой вещи" – добрейший и благороднейший Огюстен Сен-Клер, а завтра – полоумный садист Саймон Легри. Об этом, собственно, говорила и Бичер-Стоу в "Ключе к "Хижине дяди Тома"": "Природа человека на Юге не хуже, чем на Севере; но законодательство Юга не только делает это зло возможным, но и защищает его".

Ее произведение нередко критиковали – за мелодраматичность, однолинейность образов, еще за что-то. Да, действительно: есть и однолинейность, и мелодраматичность – романтизм, в рамках которого писала Бичер-Стоу, вообще с этой стороны очень уязвим для критики. Да только какое это имеет значение, если книга всё равно – одна из лучших на свете. Она из тех, о которых пел Владимир Высоцкий: "Если путь прорубая отцовским мечом, / Ты соленые слезы на ус намотал, / Если в жарком бою испытал что почем, – / Значит, нужные книги ты в детстве читал..." Выполнив свое общественное назначение, книга ушла на детскую полку – такое с книгами бывает. Ей там хорошо и уютно: дети не разбираются в художественных методах, они читают сердцем...

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама