ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена

Диакон Николай Солодов :: 12 июля 2011

Двенадцатого июля Церковь чтит память святых апостолов Петра и Павла, этот праздник предварял первый из двух летних постов Петров, почти месяц верующие готовились к этой дате, как к большому празднику. Почему? За что мы почитаем апостолов, в чем заключалась миссия Петра и Павла? Об этом рассуждает кандидат физико-математических наук и диакон Николай СОЛОДОВ.

Редко кто вспомнит теперь, что когда-то Петра и Павла звали по-другому. Петр "по паспорту" был Симоном, более точно Шимоном, как Шимон Перес, а Павел – Савлом, или Саулом (Шаулом), как первый царь Израиля. Их еврейские имена заслонили имена интернациональные: Петр, по-гречески камень, и Павел, от латинского маленький. Во Христе нет ни грека, ни еврея, ни русского, ни таджика, ни татарина. Но преодоление национальных границ далось первым христианам иудеям не легко. Для этого была необходима глубокая перестройка сознания – процесс, который отразился даже на именах.

Перевести веру на язык другого народа – дело чрезвычайно сложное. Даже в христианской Европе православие доступно лишь очень немногим – до сего дня оно существует только на русском, сербском, греческом... На немецком языке православия практически нет. Переводы богослужебных книг – есть, а перевода веры на язык культуры, так чтобы оно перестало быть чем-то чужеродно-экзотическим, – нет. И православные церкви рассматриваются в Германии лишь как особая форма самовыражения национальных меньшинств. Еще хуже дело обстоит в Китае или Таиланде: если культура "не знает" Евангелия, то проповеди не на что опереться. Приходится начинать с чистого листа. Представьте себе, что вам надо рассказать китайцам о православии. С чего бы вы начали?

Однако проблемы современных миссионеров все же не слишком велики в сравнении с выпавшими на долю первых апостолов. Вера Христова за несколько десятилетий распространилась по всей Римской империи. Маленькая иудейская секта превратилась в первую (и по существу единственную) мировую религию. Горстка учеников преобразилась во Вселенскую церковь. Это было чудо. Но чудо это было совершено руками людей – апостолов, по большей части простых рыбаков. Они получили особый дар и призвание – созидать Церковь – святую, соборную, апостольскую. Первыми среди апостолов мы называем Петра и Павла, первоверховных апостолов.

Чем же выделяется их роль в распространении христианства? Ведь не называют первоверховными ни Иоанна Богослова, ни евангелиста Матфея, ни Иакова, первого епископа Иерусалима. Все апостолы трудились над одним делом, все они свидетельствовали о Христе, но служение апостолов Петра и Павла было особенным уже по тому, что им было суждено перейти чрезвычайно важные границы. Апостольство и всегда есть перехождение границ: посланный от Бога обращается к "внешним", к тем, кто еще за границей Церкви; он выходит за установленные рубежи общины, чтобы просветить и спасти тех, которые еще во тьме. Очень часто границы эти были географическими: апостол Фома проповедовал в Индии, равноапостольная Нина в Грузии, равноапостольный Николай (1836-1912) в Японии, равноапостольный князь Владимир крестил Русь. Но отнюдь не всегда пути проповеди означали пространственное перемещение: апостолу Петру выпало первому обратиться к язычникам, а не к иудеям, и это был важнейший рубеж, хотя он и не был сопряжен с дальними путешествиями. Иудеев, избранный народ отделяли от неверных многовековые установления – перейти их было сложнее, чем уехать на край света. Не случайно, чтобы решиться на проповедь язычникам Петру понадобился особый знак – видение, в котором Господь трижды повторил, обращаясь к Петру, не гнушаться ничем из того, что Он очистил. Петр проповедовал Корнилию сотнику, и, укрепляя решимость апостола, Дух Святой сошел на сотника и бывших с ним, когда они еще не были крещены водой. Петр сделал первый шаг, не все христиане (тогда поголовно иудеи) одобрили его начинание. Продолжил же дело просвещения народов "апостол язычников" Павел.

Первоверховный апостол Павел не был в отличие от Петра спутником Спасителя в Его земной жизни. Не был он свидетелем чудес и исцелений, не получал от Иисуса Христа обетований, подобно старшему из двенадцати: "Ты еси Петр, и на сем камне созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, будет связано на небесех..." (Мф. 16, 18-19) – почти невместимые слова! Римские первосвященники не выдержали их высоты. По традиции они считали себя наследниками Петра, и, относя слова Господа к себе, со временем начали почитать себя безгрешными наместниками Христа на земле.

Апостол Павел, напротив, поначалу был гонителем христиан и ревнителем фарисейства. Не уверовал он и после распятия и воскресения Спасителя. И только особое посещение Божие, которого Савл сподобился на пути в Дамаск, куда он шел преследовать учеников Христовых, повернуло его вспять. И вот он уже ревностный проповедник Евангелия, просветитель язычников, наставник обращенных.

Послания апостола Павла в разные города составляют значительную часть книг Нового Завета, его поучения ценили во все времена, их посредством продолжает беседовать с нами апостол, живший почти два тысячелетия назад. Письма эти чрезвычайно богаты содержанием, хотя и требуют большего труда для уяснения, чем другие новозаветные книги. Через них пришел ко Христу блаженный Августин, не жалеет хвалебных слов об апостоле Павле Иоанн Златоуст. Но и глубина павлова богословия таит не меньшие опасности, чем высота власти Петра. Однобокое толкование посланий апостола привело Лютера к уклонениям от правой веры, и до сего дня протестанты ни на что другое так охотно не ссылаются, как на послание Павла к Римлянам, ухитряясь противопоставлять его всему остальному Писанию.

Трудами апостолов Бог призывает все народы в Свое Царство. Начинали свой жизненный путь первоапостолы совсем по-разному: хорошо образованный иудей из малоазийского города Тарса Павел и галилейский рыбак Петр, с разных сторон подошли они к общему делу, но скончали земную жизнь они оба в Риме, убитые во время преследования христиан при Нероне – гонители не достигли своей цели, спасительное учение быстро распространялось по всей вселенной. Через двери, открытые первоверховными апостолами входили в Церковь народы севера и юга, запада и востока.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама