Много дней и ночей ехали мы по разным европейским дорогам, посетили разные города и веси и, наконец, прибыли в землю сербов. Первая остановка была в Свято-Архангельском монастыре в Ковиле. Хотя мы прибыли в монастырь вечером, когда братия уже разошлась по келиям, нас все-таки тепло приняли. Один из братьев приготовил нам ужин. Пока мы трапезничали, этот брат был с нами, прислуживая нам и отвечая на наши вопросы. По уставу монастыря женщины не могут ночевать в обители, поэтому матушка и девочки ночевали в ближайшей гостинице. Мы же с сыном остались на ночлег в монастыре.
В 4 часа утра началось богослужение: полуночница, утреня, Литургия. Некоторые части службы читались по-славянски, а большая часть по-сербски. Пение на два клироса, византийское. Около 7 часов окончилась Литургия, и нас пригласили на братский обед. Во главе стола сидел настоятель монастыря епископ Егарский Порфирий. Братия в рясах и клобуках. Во время обеда читали старца Паисия Афонского.
На этой трапезе и после я обратил внимание на строгость исполнения афонского устава монастыря, с одной стороны, и на необычную простоту и естественность поведения братии с другой. Атмосфера братолюбия, радости, послушания царила среди них. То, что мы назвали бы подвигом, там делалось как простое, само собой разумеющееся, повседневное дело. Для наглядности приведу пример. Был понедельник день монашеского поста. Ревность игумена и некоторых из братьев была такова, что они полностью отказались от вкушения пищи. Но было такое впечатление, что, кроме меня, никто этого не замечает. Все пришли на обед, всем поставили тарелки с едой. Одни, глядя перед собой, ели, а другие, также глядя перед собой, не ели. Никаких "мне не кладите, я сегодня не ем..." или "почему вы не едите, ведь пропадет?.." Кто-то совершает свой подвиг поста и не ест, кто-то совершает свой подвиг смирения и ест. И словно ничего не происходит. И так складывается вся их жизнь. Никакой искусственности, натянутости, фарисейства. Владыка Порфирий настоящий подвижник: каждый день многочасовая молитва, почти каждый день причастие, постоянный пост. Но при этом, видя его, вы далеко не сразу поймете, что он епископ и настоятель. Веселый, простой, полный любви, если надо, он и с братией потрудится, и поиграет с семинаристами в футбол.
Интересно, что во время трапезы один монах все время стоял в углу, а за стол садился, когда трапеза кончалась. Какова была причина этого, я так и не узнал. Но вид у него был самый благодушный.
После трапезы мы отправились вместе с одним русским иконописцем Александром в национальный парк "Фрушка гора". Это большой заповедник, на территории которого сосредоточено множество действующих мужских и женских монастырей. Наш спутник Александр Айнетдинов уроженец Москвы, замечательный иконописец. Женился на сербке Миряне и склоняется к жизни в Сербии. Он говорил, что заработать на жизни в Сербии труднее, чем в России, но жизнь стабильнее и спокойнее, особенно это касается детей. У Александра с Миряной их уже двое. В Сербии мы часто обращали внимание на то, что незнакомые люди здоровались с нами на улице, предлагали помощь. Мы видели страну после войны, полуразрушенную, но ее жители не были унылы и подавлены. В них чувствовалась жажда созидать и жить в своей любимой Сербии.
С Александром мы посетили несколько монастырей, поклонились святыням. Во время этого путешествия немало рассказал он нам о Сербии, о ее трагедии, которая не кончилась и по сей день. Вечером мы вернулись в Ковиль.
Следующий день мы посвятили детям и по совету Александра отправились в зоопарк. В городе Субботица есть прекрасный зоопарк, подобных которому в Европе немного. Огромное количество самых разных животных со всего света, большие вольеры на открытом пространстве создают впечатление, что ты находишься прямо в джунглях или саванне. Осмотрев зоопарк и искупав детей в большом озере, мы поспешили в монастырь на субботнюю вечерню.
В православных странах Востока редко бывает, чтобы утреня служилась вечером, как почти везде с недавних пор в России. Чаще всего, как это отражено в самом названии, утреня служится рано утром перед Литургией. Всенощное же бдение бывает редко, в основном, на великие праздники. Часто и эта служба соответствует названию: служится ночью в соединении с Божественной литургией. Очень важно, что исповедь никогда не совершается во время богослужения, а только отдельно, в назначенное время. Исповедовать может не каждый священник, а только тот, кто получил специальное благословение. Такого священника называют духовником. Усердные христиане исповедаются регулярно, но не перед каждым причастием.
После ужина нас ждал сюрприз: в Ковиль приехал иконописец архимандрит Алексий (Розентул) из Австралии. Он был сыном одного из русских эмигрантов времен революции 1917 года. В монастыре у него дружеские связи, и братия с радостью принимали его. Отец Алексий человек опытный в монашеской жизни, и владыка настоятель благословил его провести беседу с братией. Беседа длилась около двух часов. Утром все вместе мы служили Литургию, а после трапезы отец Алексий побеседовал и с нами. Мы с интересом отметили, что с нами говорит русский человек, но русский другой эпохи: его речь, манеры, уважение к собеседнику напоминали рассказы о старорусской дореволюционной жизни.
К сожалению, это был последний день нашего пребывания в Сербии, и пришло время прощаться. Владыка настоятель пригласил все наше семейство на чай. Непривычно, конечно, вот так просто с епископом чай пить да говорить о жизни, но очень приятно. Таким и было наше прощание с Сербией, величественным, как сан епископа, и простым, как чаю попить... После такого прощания обязательно захочется вернуться в эту удивительную страну, поэтому мы с надеждой говорили всем сербам: "До видженья" (до свидания).
Источник: Вода Живая