По новому законопроекту планируется создание специальных туроператоров, отвечающих за паломничества.
В Верховной Раде зарегистрирован проект закона "О паломничестве", который предусматривает регуляцию паломнической сферы.
Основное нововведение, предусмотренное в документе, создание специальных туроператоров, которые будут заниматься исключительно организацией религиозных поездок, пишет в пятницу украинский выпуск газеты "Коммерсант".
Чтобы открыть такое агентство, его уставный капитал должен составлять не менее 20 тыс. евро в случае, если компания будет организовывать поездки за границу, и 10 тыс. евро, если паломничество будет проводиться в пределах Украины.
Эти суммы необходимы для компенсаций паломникам в случае непредвиденных ситуаций: отмены поездки, отсутствия мест в гостинице и т.д. Кроме того, закон предусматривает обязательное страхование паломников.
В паломническом центре при Отделе внешних церковных связей Украинской православной церкви к документу отнеслись негативно.
История паломничества
Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.
У христиан паломничество началось с 4 в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Каждый паломник получает много впечатлений от чудесных знамений и необычных совпадений, происшедших с ним во время паломничества.
Однако святитель Григорий Нисский осуждает чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения. Многими православными считается, что в любом храме можно причаститься Тела и Крови Христовых (самой Высшей святыни), а деньги, собранные для паломничества, лучше раздать нищим. Среди православных монахов приветствовалось затворничество (от соблазнов мира), а паломничество и крестные ходы допускалость для укрепления (коллективной сплочённости) ещё неокрепших в вере членов Церкви.
В средние века наряду с Палестиной паломничество стало предприниматься: у православных в Константинополь, на гору Афон (Греция); у католиков в Рим и Лорето (Италия), в Лурд (Франция).
Западная церковь различала:
великое паломничество (peregrinationes primariae) путешествия к Святому Гробу в Палестину, в Рим (Limina apostolorum), Сантьяго-де-Компостелу (см. Путь Святого Иакова) и Лорето (см. Дом Богородицы);
малое паломничество (peregrinationes secundariae) посещение местных отечественных святынь.
Современные паломники
В конце ХV в. для совершения паломничества требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое давалось под условием платежа пошлины в пользу Папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии и Марсель), где паломники запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломническую одежду калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п.
Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог послать вместо себя слугу или наёмника. Образовались даже светские цехи профессиональных наёмных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. паломник мог быть направлен от целой общины за её счёт.
С 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Святую Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300 400 чел., входили лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х годов такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в Вене и Мюнхене.
По материалам источников: Интерфакс-Религия