ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Труд": Александр Королев. Миссия за океаном. Служение Русской Церкви, начавшееся с просвещения Аляски, продолжается в наши дни

17 марта 2004

В праздновании 100-летия Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке участвовала делегация Русской православной церкви, возглавляемая председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Владыка Кирилл совершил освящение собора-юбиляра после его реставрации.

- Ваше Высокопреосвященство, расскажите хотя бы коротко об истории Свято-Николаевского собора, о его предназначении.

- Он был задуман и построен как центр Русского Православия на американском континенте трудами будущего Святейшего Патриарха Тихона, а тогда - нашего архипастыря в Северной Америке, который перенес свою архиерейскую кафедру из Калифорнии на Восточное побережье США. Это было очень верное решение, поскольку именно здесь проживало тогда наибольшее число выходцев из России и здесь же было средоточие культурной жизни россиян. Однако в последующем роль и значение кафедрального собора в Нью-Йорке пошли на убыль. Прежде всего потому, что произошли разделения в среде русской эмиграции. Появились иные юрисдикции - в первую очередь, Американская Митрополия, затем Русская Зарубежная Церковь... Сегодня Свято-Николаевский собор, помимо того, что он является местом молитвенной встречи для огромного числа соотечественников, выехавших из бывшего СССР и нынешней России, функционирует и как церковное представительство Московского Патриархата в США.

Впервые я побывал в этом соборе в 1971 году - впечатление от его посещения было очень сложным. Собор замечательный, архитектура прекрасная, хор всегда пел хорошо, священники служили весьма достойно. А вот молящихся было мало. Отношение к собору у людей было непростым. Потому что - и это было не очень справедливо - Русскую Церковь как бы отождествляли с тогдашней политической формой правления в нашей стране; Русскую Церковь называли "красной", и многие побаивались посещать ее храм на 97-й улице.

Но то, что я увидел во время нынешнего визита в США, - это совсем другая картина. И не только потому, что собор изменился внешне, не только потому, что это стал прекрасный храм с дивной росписью и убранством. Но потому, что изменилось содержание его бытия. Сегодня это совсем другая община, объединяющая многие сотни людей.

- А как начиналась миссия Русской православной церкви на американской земле?

- Начатки Православия были занесены на североамериканский континент через Аляску. Вместе с землепроходцами Дежнева и Шелихова в далекую Америку двигались русские монахи. Одним из них был великий святой преподобный Герман, который, оставив родной Валаамский монастырь, положил много трудов по просвещению коренных жителей Аляски. Его достойным преемником стал первый еписком Аляски - святитель Иннокентий (Вениаминов). В ходе своих многочисленных миссионерских поездок протяженностью сотни и тысячи километров, привлекая к православию десятки тысяч людей. Мы по праву называем его апостолом Америки.

В христианском просвещении североамериканского континента немалую, если не сказать, определяющую роль сыграл великий святой России и Америки епископ Алеутский и Аляскинский Тихон - будущий Всероссийский Патриарх, служивший в Новом свете в 1898 - 1907 гг. Надо отметить, что тогда все православные приходы Америки находились в юрисдикции Русской Церкви, и ни у кого это никаких возражений не вызывало.

- Видимо, проблемы возникли после большевистской революции в России?

- Так и было. В силу известных причин связи РПЦ со своей американской епархией оказались во второй четверти XX века затрудненными. Положение усугубилось еще и тем, что с 20-х годов свои национальные епархии в Америке начали учреждать другие поместные церкви. Это привело в конце концов к тому, что сегодня на территории США и Канады действует 11 канонических юрисдикций, не считая всевозможных самозванцев и самосвятов.

Подобное положение нельзя признать нормальным. Поэтому наша принципиальная позиция заключается по-прежнему в том, что в перспективе Православная Церковь в Америке должна быть единой. Первый шаг к этому мы сделали в 1970 году, когда существенной части приходов русского происхождения, объединенных в Американскую Митрополию, была дарована автокефалия (самостоятельность). Это привело к созданию автокефальной Православной Церкви в Америке, ныне насчитывающей более 450 приходов.

- В связи со сказанным: а какую роль играют Патриаршии приходы Московского Патриархата действующие в США и Канаде?

- Сейчас в этих странах 31 Патриарший приход... Не секрет, что с ростом эмиграции в Северную Америку, особенно в 90-е годы прошлого века, не все новоприбывшие из России сумели найти себя в здешней жизни. Проблема адаптации - это и пастырская проблема. На патриаршии приходы возложена именно такая задача - быть, образно говоря, "мостиком", с помощью которого прибывшие на временное или постоянное жительство в Америку обретут душевное равновесие и покой. В этой связи особенно хочется отметить деятельность нашего представительства в Нью-Йорке - Свято-Николаевского собора, о вековом юбилее которого мы говорили вначале. Усилиями Управляющего патриаршими приходами епископа Зарайского Меркурия, клира и прихожан собора в нем создана теплая и задушевная атмосфера любви, которая в большой степени способствует сформированию положительного образа Русского Православия в глазах рядовых американцев. Отрадно, что и наш дипломатический корпус уделяет большое внимание собору.

- Есть еще одна болезненная проблема - отношения двух частей единой Русской Церкви...

- Это разобщение не может продолжаться. Мы с удовлетворением восприняли результаты недавнего первого официального визита в Московский Патриархат делегации Русской Зарубежной Церкви. Готовимся достойно принять в Москве ее главу митрополита Лавра. Понимаем, сделаны лишь первые шаги к уврачеванию трагического раскола единой Церкви, к преодолению изжившего себя разделения, но важность и ценность этих шагов - несомненны.

- И последний вопрос, Ваше Высокопреосвященство: можно ли сказать, что миссия Русской православной Церкви, осуществляемая ею за океаном, еще далеко не окончена?

- Это действительно так: наша миссия продолжается. Русский американец протопресвитер Александр Шмелан, оказавший заметное влияние на религиозную жизнь в США, говорил, что для Православной Церкви "реальными объектами миссии являются государство общество, культура, сама природа, а не та нейтральная среда, по отношению к которой единственная задача Церкви - блюсти свою внутреннюю свободу и отстаивать свою "религиозную жизнь". Поэтому хотел бы в заключение подчеркнуть: историческая ответственность за судьбы Православия в Америке промыслом Божиим возложена на Русскую православную церковь, и она никогда не оставит эту спасительную миссию.

"Труд", 17 марта 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама