Для преследуемых христиан Туркменистана неделя началась с довольно неожиданного события: президент Сапармурат Ниязов объявил всем религиозным общинам страны о разрешении на "получение официальной регистрации", независимо от численности членов этих общин.
Однако до сих пор христиане и другие религиозные группы Туркменистана опасаются проблем. Представители по правам человека сообщают, что в стране действует одна из самых суровых систем государственного контроля над религиозной жизнью - более, чем в любой другой бывшей советской Республике. ASSIST News Service сообщает, что "в новом постановлении от 11 марта не упоминается о том, что
незарегистрированная религиозная деятельность исключается из числа уголовно наказуемых".
Христиане-протестанты, преимущественно баптисты, страдали от государственных законопроектов о религии. Во время одного из недавних инцидентов чиновники города Туркменбаши в Каспийском порту конфисковали имущество членов местной баптистской церкви, которой в прошлом году нужно было заплатить штраф за проведение "незарегистрированного" богослужения в частной квартире.
Как стало известно из сообщения службы "Форум 18", имущество одной баптистской семьи, включая ковер и настенные часы, было конфисковано. Власти пригрозили конфискацией собственности тем, на кого уже налагался штраф за участие в богослужении. Елена и Владимир Лемешко получили повестку в суд 22 января. Елене предъявили штраф в размере $12, тогда как средняя заработная плата в стране составляет примерно $30. Елена отказалась придти в суд, заявив, что она не совершала никакого правонарушения. Штраф был вычтен из зарплаты ее мужа, который работает на местной фабрике.
Как и прежде, религиозные общины могут функционировать только после прохождения регистрации. Постановление дает религиозным общинам возможность действовать легально. Несмотря на меры, предпринятые властями, некоторые баптистские круги и другие евангельские общины отказались пройти регистрацию, заявив, что "наивысшей властью для них является Бог".
Протестант из Ашхабада Радик Закиров сказал, что его община не готова зарегистрироваться в соответствии с новым постановлением. "До сих пор власти старались использовать репрессивные методы и поняли, что это не действует. Похоже на то, что теперь они пытаются подогнать религиозные общины под государственный контроль. Возможно, это - более хитрая политика", - резюмировал он.