ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сожженный газон

Алексей Харитонов :: 09 августа 2011

Несколько дней столицу Великобритании сотрясают неслыханные по масштабам гражданские беспорядки. Сотни молодых людей грабят магазины, поджигают дома и автомобили и забрасывают полицию камнями и бутылками с зажигательной смесью. В некоторых районах город выглядит так, будто его бомбили, люди вынуждены бежать из своих домов – а некоторым уже некуда возвращаться, потому что их дома сожжены мародерами. Старожилы сравнивают масштабы разрушений с "блитцем" – нацистскими авианалетами времен Второй Мировой Войны. Один из полицейских, принимающий участие в попытках навести порядок, пишет в своем блоге, что масштабы мародерства напоминают Ирак 2003 года; многие свидетели говорят о шоке, который у них вызывает происходящее.

Беспорядки начались в лондонском районе Тотенхэм, когда полиция застрелила 29-летнего Марка Даггана. Как утверждается, он был вооружен, и когда полиция попыталась его задержать, открыл огонь. На фотографии – сделанной за какое-то время до событий – Дагган снят с характерным ганстерским жестом, и, по-видимому, он принадлежал к криминальному миру. Тем не менее, родственники и друзья погибшего были уверены, что он стал жертвой беззаконной расправы, и направились к полицейскому участку требовать расследования. Первоначально демонстрация носила вполне мирный характер, но вскоре толпа разрослась, собравшиеся стали крушить полицейские машины, и бить витрины близлежащих магазинов.

Вскоре безобразия перекинулись на другие районы Лондона – Энфилд, Брикстон, Оксфорд-серкус. Полиция демонстрирует неспособность справиться с ситуацией, владельцы мелких магазинчиков оплакивают пропавшие труды всей своей жизни, а крупные торговые сети подсчитывают убытки. Вопрос, которым задаются люди и в самом Лондоне, и во всем мире – в частности, у нас – как такое могло произойти. Каким образом столица некогда блестящей цивилизации, которая распространила свой язык – и, в значительной степени, свою культуру – на значительную часть планеты, погрузилась в такой хаос? При всем неблагополучии в нашем отечестве, когда несколько дней назад у нас произошел инцидент, похожий на тоттенхэмский – полиция застрелила двух налетчиков – никакими массовыми беспорядками это не кончилось, да никто их и не ожидал. Почему же в Лондоне разразилось такое бедствие?

Однозначного ответа никто не дает – есть несколько конкурирующих объяснений, и мы рассмотрим их по очереди.

В русском интернете (и, в меньшей степени, в британском) есть голоса, объявляющие происходящее "бесчинствами мигрантов", "понаехавших", людей чуждой культуры, которые не смогли и не захотели сделаться британцами. Эта версия выглядит соблазнительно простой. В самом деле, уже почти все согласились, что политика мультикультурализма провалилась. Но против этой версии говорит то, что большинство погромщиков явно родились и выросли в Британии – это не люди приехавшие на подработки, это те, кто провел в стране всю жизнь.

Это не нападение явившихся откуда-то со стороны чужаков – это бесчинствуют местные уроженцы.

Иногда волнения объявляют "расовыми". Это делают две враждующие стороны – с одной стороны, расисты ("Лондон громят негры"), с другой – записные борцы с расизмом ("вот до чего проклятые расисты довели бедных чернокожих"). Однако, судя по съемкам с поля боя, "расовыми" эти волнения назвать трудно – среди громил есть молодые люди всех цветов, немало и белых британцев.

Что же выглядит причиной? Похоже, в данном случае Британия стала жертвой своих – и, можно сказать, общеевропейских – добродетелей. Такая мысль возникает, когда читаешь комментарии ведущих британских газет. "Теперь и местные жители, с одной стороны, и полиция, с другой, должны вновь научиться поддерживать диалог, дабы не допустить повторения подобных событий" – пишет Times. Другая газета, Guardian в своей редакционной статье на ту же тему утверждает, что "несмотря на то, что тактика полиции в Лондоне изменилась к лучшему, по сравнению с 1980-ми, когда в Тоттенхэме в последний раз вспыхивали беспорядки, и несмотря на то, что теперешние события были делом рук простых преступников, никто не может отрицать, что обыкновенные, законопослушные жители севера Лондона очевидно не доверяют полиции... полиция должна приложить все возможные усилия для того, чтобы вернуть к себе доверие жителей Тоттенхэма".

Со стороны это выглядит довольно странно. У нас, в России уровень доверия к полиции очень низок – едва ли выше лондонского. Тем не менее, москвичи как-то воздерживаются от массовых бесчинств. Почему? Ответ выглядит очевидным, когда читаешь в репортажах из Лондона, что, например, о том, как "группа из 200 подростков, занимавшихся мародерством, пыталась догнать полицейских на одной из улиц Брикстона" Если можно (приняв минимальные предосторожности, вроде примитивной маски, скрывающей лицо от видеокамер) всласть побить витрины, натащить всякого добра из магазинов, поустраивать поджоги, весело погонять полицейских и вообще хорошо провести время, и сделать это все ничем не рискуя ни в момент совершения, ни в будущем – желающие обязательно найдутся.

Собственно, эта проблема – безнаказанность порождает преступление – хорошо знакома нам и в России, но в Западной Европе (и в Британии в частности) она связана с другими причинами. Не с катастрофической коррупцией, как у нас, а с определенным взглядом на человека.

В истории европейкой мысли боролись (и продолжают бороться) два взгляда на человеческую природу. Один коренится в библейском Откровении и исходит из того, что человек, наделенный Богом высочайшим достоинством, пал – и его природа глубоко повреждена этим актом мятежа против своего Создателя. Люди страдают глубокой и неисцелимой человеческими силами склонностью ко всякому злу и безумию; как говорит Пророк, "Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер.17:9)". Любой здравый подход к общественному устроению должен учитывать этот факт порчи; социальные последствия греха можно заметно смягчить при помощи разумно и справедливо устроенного государства и правильного воспитания – но нельзя устранить. Греховность человеческого сердца – это то, что с чем нам придется иметь дело вплоть до возвращения нашего Господа.

Другой подход восходит к эпохе просвещения и к взглядам Жан-Жака Руссо, который полагал, что природа человека изначально хороша, и только цивилизация портит людей. Взгляд на то, что человеческую природу можно улучшить, лежал в основании коммунизма, который пытался вывести новый тип человека, свободного от эгоизма, жадности и других пороков "старого мира". Он во многом принимается и в современной Европе. Люди по природе склонны вести себя благоразумно и нравственно, и если они вдруг себя так не ведут, значит, этому надо искать причины в чем-то внешнем – плохом поведении полиции, экономических условиях или непреодоленных остатках расизма. Если хулиган поджигает чужую лавку, уничтожая ради забавы чужие труды многих лет, значит, его что-то к этому вынудило, общество обращалось с ним как-то неправильно. Полиция должна налаживать диалог.

Такой подход выглядит мягким, кротким, почти евангельским – но, как это и бывает с ересями, он берет только часть истины и игнорирует другую ее часть. Люди грешны, их легко развратить – а самый простой способ развратить их, это исходить из того, что ответственность за их поступки несет кто-то другой. Если можно с удовольствием громить и грабить, и при этом еще чувствовать себя жертвой, которую довели – кто же откажется?

И вот это разрушение сознания личной ответственности, личного греха, необходимости прибегать иногда не к диалогу, а к наручникам, чтобы обуздывать явное безобразие, и лежит в основании нынешних беспорядков. Есть идеи, которых нам лучше не перенимать – тем более, что у нас хватает своих проблем. Нам лучше исходить из христианского взгляда на человека – сотворенного по образу Божию и падшего.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама