Законопроект об образовании не позволяет обеспечить достижение поставленных руководством страны задач ...
От редакции: Как мы уже сообщали на сайте Министерства образования и науки России недавно был опубликован очередной текст проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Мы сетовали, что законопроект опубликован летом, когда все в отпусках, и нет возможности провести его детальный анализ. Однако нашлись люди, которые взяли на себя этот труд. Сегодня мы публикуем обращение к Президенту России Д.А.Медведеву двух известных правоведов, докторов юридических наук И.В.Понкина и М.Н.Кузнецова, в котором обращается внимание на существенные недостатки законопроекта. Насколько нам известно, аналогичное обращение ученые направили и главе Правительства В.В.Путину. Призываем всех наших читателей, кого касается этот законопроект напрямую – преподавателей вузов и школ, родителей обратить внимание на закон и данное обращение. От этого закона напрямую зависит наше будущее.
Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!
Обращаемся к Вам в связи с размещением на официальном интернет-сайте Министерства образования и науки Российской Федерации очередной редакции проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"[i].
К сожалению, указанный законопроект содержит в себе ряд существенных, зачастую критических, недостатков, не позволяющих обеспечить достижение поставленных руководством страны перед разработчиками указанного законопроекта задач, вывести российское образование на мировой конкурентный уровень, снять множество имеющихся серьезных проблем.
Существенными недостатками законопроекта, в частности, являются:
1. Явно недостаточная гарантированность бесплатности тех уровней, форм, видов образования, бесплатность и доступность которых гарантированы Конституцией Российской Федерации.
2. Идеологизированность, атеистичность концепции законопроекта, максимальная выхолощенность норм, которые могли бы обеспечить встроенность образовательных систем крупнейших конфессий России в образовательное пространство Российской Федерации. Статья 89 законопроекта никуда не годится, лишь создавая видимость решения этих вопросов. Вопреки неоднократным требованиям руководства страны, принципиально проигнорирован вопрос интеграции теологии в государственную систему аттестации научных работников, то есть введения ученых степеней кандидата и доктора теологии, не сводя их к параллельным профессионально-квалификационным степеням. Явно недостаточно гарантированы интересы Русской Православной Церкви, православных образовательных учреждений и православных граждан, а равно верующих и организаций иных традиционных, исторически представленных в России конфессий. Не решен вопрос признания государством дипломов, выдаваемых духовными учебными заведениями и другими образовательными учреждениями (институтами, университетами) Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий.[ii]
Но без законодательного закрепления норм о профессиональном религиозном образовании многие поручения руководства страны (например, о развитии мусульманского образования) останутся лишь средством для латентного распределения и израсходования бюджетных средств в качестве самостоятельной и единственной цели.
3. Выхолощенность нормативного материала, устанавливающего ценностные основания и конкретные механизмы гражданско-патриотичсского, правового и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
4. Полное игнорирование такого вне всякого сомнения важного для будущего страны вопроса, как вопрос о кадетском образовании. Таковое даже не упомянуто в законопроекте.
5. Не обеспечены необходимым нормативным материалом особый правовой статус негосударственных общеобразовательных школ и дошкольных учреждений различных форм (гимназий, лицеев, школ, интернатов и т.д.) с религиозно-культурным компонентом образования (православные, мусульманские и т.д.), вопросы финансовой поддержки, льготного обеспечения помещениями и иных форм государственной поддержки таких образовательных учреждений.
6. Не обеспечены требования культуросообразности российского образования. Между тем, власти европейских стран и руководство Совета Европы озабочены вопросом обеспечения культуросообразности образования. Свидетельством тому, к примеру. Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1833(2008) от 17.04.2008 "Расширение изучения европейской литературы" и № 1750 (2006) от 29.05.2006 "Школьное образование в целях всестороннего развития".
Направляем Вам в приложении к настоящему обращению поправки в проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", которые объективно позволяют решить множество сложных проблем.
Просим Вас внести предлагаемые поправки в проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
С глубоким уважением.
Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права
Кузнецов Михаил Николаевич, доктор юридических наук, эксперт по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, профессор, почетный работник высшего профессионального образования
[i] http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/
[ii] К примеру, по аналогии с Соглашением от 18.12.2008 между Францией и Ватиканом о взаимном признании ученых степеней и дипломов в высшем образовании.
По материалам источников: РНЛ