Противодействовать распространению экстремистских идей необходимо, прежде всего, интеллектуально – такого мнения придерживается председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф. К тому же он считает, что ношение хиджаба казахскими женщинами может привести к потере национального колорита.
В своем интервью "Казахстанской правде" г-н Лама Шариф отметил, что сегодня в республике "религиозная обстановка стабильная". Но казахстанцам следует уже осознать, что угроза экстремизма не является мифической.
– В Центральной Азии распространены духовные течения со взглядами, которые могут повлиять на устоявшуюся религиозную ситуацию, – говорит Кайрат Лама Шариф. – Криминальная экстремистская деятельность радикалов направлена как правило на достижение политических и экономических целей. Приверженцы этих течений отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Фанатизм и слепое следование идее, жестокость и агрессивность – вот особенности их мировоззрения.
Борьба с религиозным фанатизмом, по его мнению, требует усилий всех жителей страны совместно с государством. Свою лепту должны внести и ученые, которые должны дискредитировать фанатизм "на академическом уровне".
Говоря о деятельности возглавляемого им ведомства, г-н Лама Шариф заверил, что сотрудники его агентства "будут на постоянной основе вести планомерную работу, направленную на формирование у молодежи необходимых знаний о традиционных для Казахстана религиях , чтобы она не делала выбора в пользу чуждых нашей республике верований".
Есть у Кайрата Кайырбекулы своя точка и по вопросу ношения хиджаба.– Нам не следует стесняться того, как мы принимаем ислам: он адаптирован с учетом нашей культуры, традиций и ментальности, – призывает он. – Насколько известно из исторических сведений и художественной литературы, казахи растили своих дочерей в свободе, не заставляя покрывать волосы. Традиционные казахские имена говорят нам о том, что казахи придавали особое значение красоте волос: Сулушаш, Карашаш, Алтыншаш, Гульшаш.в казахском обществе как мужчины, так и женщины носили традиционные головные уборы, которые варьировали в зависимости от сезона и благосостояния. Девочки-подростки, незамужние девушки часто носили такие головные уборы, как б?рік (с меховым околышем) или та?ия (вид тюбетейки), украшенный вышивкой. Женщины использовали орамал в традиционном казахском стиле. Пожилые женщины надевали кимешек.
А закрывания лица в традиционной казахской среде вообще никогда не существовало. Сегодня поверхностным суждениям о хиджабе, влиянию чуждой культуры и идеологии может противостоять только наш традиционный ислам. В богатом словарном запасе казахского языка нет понятия "хиджаб". Наши прадеды также знали, что в Священном Коране понятие "хиджаб" употребляется не как одежда женщины. В Коране изначально это слово означает "изгородь, занавес, ширма".
В конце беседы председатель Агентства по делам религии Кайрат Лама Шариф подчеркнул, что "нельзя слепо копировать чужие обычаи, следовать чужой культуре, в частности арабской. Следует всегда помнить, что казахский народ может сохранить свою сплоченность, согласие и единство, только следуя обычаям и традиционной религии своих предков".
Источник: Экспресс-К