Как монастырская книга посещений стала книгой судеб
Ветхая книга отзывов на журнальном столике такая же рутинная примета провинциального музея, как старушка-смотрительница и сонная тишина. Кто еще сохранил интерес к этим любовно переплетенным сборникам благоговейных восторгов, коллективных благодарностей, наивных признаний в любви к родным пенатам? Все это кажется нам выцветшими следами прежней жизни, какой-то археологией тех чувств, с которыми мы научились легко справляться.
Сегодня очень немногие из нас, покидая Мышкин или Касимов, Тотьму или Углич, Плес или Кимры, спешат вписать несколько добрых слов в музейные книги отзывов. После компьютерных мониторов грузная амбарная книга с привязанной к ней шариковой ручкой кажется диким полем, куда ты вышел с сохой. И что делать с этой сохой совершенно непонятно.
Вот так от нас уходит еще один феномен отечественной культуры, а с ним и возможность, сделав запись в книге отзывов, остаться в... истории, в вечности.
Но вот, оказывается, не все книги отзывов исчезают. Некоторые приходят к следующим поколениям бесценным документом. Историческим источником, который помогает понять, кто и как путешествовал по России, что искал в этих поездках, какие слова находили люди для выражения своей признательности и восхищения...
Обо всем этом я думал, листая "Книги посещений Ферапонтова монастыря", собранные в одном издании и прокомментированные известным историком искусства Г.И.Вздорновым(* Г.И.Вздорнов. Книги посещений Ферапонтова монастыря. 1911-1969. М., "Индрик", 2011). Издание состоит из двух частей.
В одной избранные записи из трех сохранившихся книг посещений, а вторая аннотированный указатель имен авторов этих записей. Первая "Книга для записи лиц, посещающих Ферапонтов монастырь" это красивая толстая тетрадь в синем переплете. Идея завести такую книгу для гостей принадлежит первой игуменье Ферапонтова монастыря матушке Серафиме. Она была человеком высокой культуры, прекрасно понимавшим исключительное значение и монастыря, и собора Рождества Богородицы с фресками Дионисия.
Просвещенная игуменья не только подняла запущенное монастырское хозяйство, но и привлекла к возрождению монастыря научную и художественную элиту. В 1911 году (ровно сто лет назад!) большим культурным событием стало появление первой монографии о фресках Ферапонтова монастыря и выступление автора этой книги Василия Тимофеевича Георгиевского на Всероссийском съезде художников в Петербурге. Так мир узнал о Дионисии русском гении, безвестном доселе современнике Леонардо.
Первая запись в синей тетради, сделанная 12 июня 1911 года, принадлежит архиепископу Арсению, знатоку русской истории и церковных древностей, основателю Новгородского церковно-археологического общества. В советское время владыка неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Именно архиепископ Арсений вскоре после посещения Ферапонтова организовал всероссийский (!) сбор средств на восстановление монастыря.
Как поэтична запись в книге графа Алексея Алексеевича Бобринского этнографа, фольклориста, альпиниста (первым из русских побывал на Памире). Он не раз бывал в Ферапонтове вместе с женой. Последний раз они посетили монастырь 19 июля 1913 года. "...Бывал я здесь зимой и летом, видал леса под гирей снега, озера, скованные льдом, и все кругом и горы и долы под белым пушистым покровом зимы. Видал сии места и летом, когда в прозрачной воде бесчисленных озер отражается весь Божий мир: леса, селения, церкви и облака, когда кругом все зелено и свежо и воздух пропитан благоуханием всего произрастающего..."
Впечатляет одно лишь перечисление имен тех, кто стремился в далекое Ферапонтово как в землю обетованную: граф Олсуфьев, князь Оболенский, патриарх Алексий (Симанский), автор "Образов Италии" искусствовед Павел Муратов, историк Нестор Котляревский, художники Петров-Водкин, Николай Тырса, Николай Ромадин, Игорь Грабарь...
Подъем Ферапонтова монастыря как духовного и культурного центра оборвался в 1917 году. 2 сентября 1918 года в Ферапонтово нагрянул карательный отряд. Игуменья Серафима была расстреляна вместе с епископом Варсонофием, успевшим записать в книге посещений: "С чувством умиления и благоговения первый раз посетил св. Ферапонтовскую обитель, осматривал дивные фрески старины святой..."
Страна надолго погрузилась в богоборческую смуту, но чем больше свирепствовала атеистическая пропаганда, тем больше людей стремились в Ферапонтов монастырь. Инженеры, крестьяне, ученые, писатели, художники, композиторы, студенты, актеры и, конечно, священники вот чьи записи мы находим в 1920-1930-е годы. Многие судьбы трагичны. Вот братья Иван и Аркадий Новиковы, мастера-белокаменщики, строители старообрядческих церквей . Они вместе побывали в Ферапонтове и вместе были расстреляны 27 сентября 1937 года.
В именном указателе о каждом втором лице пишется: "биографические сведения не найдены", "сведениями не располагаем"... Немногое мы знаем и о женщине, оберегавшей монастырь в самые лихие годы, о Любови Кирилловне Легатовой.
Но, возможно, этой недоговоренностью и завораживает книга. Ведь за каждым именем угадывается история, которую так хотелось бы распутать. Особенно драгоценны записи, сделанные во время Великой Отечественной войны.
В конце лета 1942 года в монастырь пришел Иван Львович Мазин, служащий райпотребсоюза так он подписался. В книге посещений он записал слова, полные достоинства и неискоренимой православной веры: "С глубоким чувством и памятью посетил и по возможности вспомнил все, что было в старой Святой Руси нашей Родине". Прочитав эту запись, почему-то ясно видишь, как молится Иван Львович о своих ушедших на фронт сыновьях, как одиноко ему...
20 июля 1946 года в книге появляется пространная запись: "...Прибыла в Ферапонтово экспедиция по сбору красящих камней и глин, организованная Управлением коменданта Московского Кремля в составе: младшего лейтенанта т. Гордеева Н.В., художников-реставраторов... и фотографа-художника... и красноармейцев ефрейтора Лаптева, шоферов Румянцева, Фокина и бойцов Морозова и Иванова..."
Прошел год после Победы, страна лежит в руинах, а тут экспедиция за камнями и глиной! Продолжу цитировать эту запись, сделанную с четкостью фронтового штабиста: "Экспедиция организована в связи с ремонтом храмов Московского Кремля, в частности Успенского собора, расписанного автором фресок Ферапонтова монастыря мастером Дионисием, пользовавшимся натуральными красками, тертыми из местных камней..."
Замечателен финал этого документа: "Исполнив свое задание, члены экспедиции не могут обойти молчанием факт наличия исключительного памятника мастерства русской древней живописи и не пожелать, чтобы этот памятник был восстановлен в полном его величии, достойном его мирового значения". Блестящая формулировка, что и говорить!
Паломничество военных в Ферапонтово продолжается весь 1946 год: майор Исаков с семьей, подполковник медицинской службы П.П.Саксонов с женой, начштаба 21-го отдельного округа МВД Егоров...
Вскоре их сменяют студенты. Студент-архитектор С.Неумывакин датирует свою запись так: "красивая, холодная зима 1961 г.". И сетует: "Обидно, что не многие могут видеть эти великолепные росписи... Ангелы в простенках барабана для осмотра трудно доступны..."
В конце января 1961 года московские студенты отправляются в Ферапонтово (шестьсот километров от столицы!) на лыжах! 3 февраля одна из девушек-лыжниц записывает в книге посещений: "Мы приехали на лыжах из Москвы посмотреть фрески. Это очень приятные фрески, очень, очень приятные... Благодарны Валентину Ивановичу Вьюшину, очень гостеприимному смотрителю".
Валентин Иванович Вьюшин легенда Ферапонтова. Это сегодня ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и его сохранением заняты около пятидесяти музейных работников. А после войны и на протяжении тридцати лет весь монастырский комплекс был на попечении одного человека! Получая копеечную зарплату, вернувшийся с войны инвалид был и хранителем, и экскурсоводом, и сторожем, и дворником. Он устраивал всех приезжающих на ночлег и угощал чем Бог послал. Вот почему в 1950-1960-е годы имя Вьюшина благодарно упоминается почти в каждой записи. С ним дружили Белла Ахмадулина и Юрий Коваль.
23 июня 1967 года архитектор Михаил Бархин и его коллеги записали: "Нет сейчас, пожалуй, в среде художников и живописцев, искусствоведов и историков, старых и молодых, кто не знал бы семью Вьюшиных и навсегда не связал бы их с Ферапонтовым, со своими глубокими и нежными воспоминаниями о Дионисии..."
Вьюшей на Севере называют чайку.
Источник: Первое сентября