Раннее утро обычного августовского воскресенья в Хургаде. У входа в большую Мечеть в городском районе Мубарак-8 собираются молодые женщины. Некоторые в черных никабах, другие в платках, но с открытыми лицами. Через несколько минут здесь должен начаться очередной урок по основам Ислама для русской группы. Учитель – известный и уважаемый в Хургаде преподаватель арабского и русского языков, правоверный мусульманин мистер Амр Исса Ибрагим.
Заинтересованный многоголосый диалог учителя и слушательниц начинается сразу. Мечеть открыта и еще пуста и никто не мешает вести даже громкие беседы. Русская речь постоянно перемежается понятными для всех фразами из египетского диалекта, исламскими терминами и цитатами из Священного Корана. Вопросы учителю задают самые разные, тот доходчиво, доброжелательно и последовательно отвечает на все по порядку. Священный Коран, как правильно замечает и повторяет учитель, – это не просто книга, это образ жизни, описанный во всех его праведных проявлениях.
"Летят перелётные птицы..."
По негласной статистике, каждую осень только в Хургаду прилетают на зимовку до 10 000 русскоязычных "туристов" и пенсионеров. Кое-кто остается и на лето. Даже очень средней российской пенсии здесь достаточно для вполне комфортного проживания. Городская инфраструктура и частный русский бизнес позволяют не чувствовать себя ущемленными ни в каких вопросах – есть всевозможные русские сервисы, кулинарии, магазины, школы, газеты и с недавних пор даже русское телевидение. Пожалуй, единственный минус в этом Красном море всеобщего изобилия – отсутствие православного храма и того, что называют полноценной духовной жизнью.
Удовлетворяя возникающее любопытство и заполняя свободное время доступными культурными событиями, часть "долгоотдыхающих" русских начинает успешно изучать арабский язык в специальных школах – занятие недорогое, но очень приятное: используя даже небольшой запас слов на местном диалекте можно получить значительно более вежливое обслуживание на рынке и уважение со стороны соседей. "Для почитать" в сумке оказываются и книги об Исламе на русском языке. Тогда в ближайшие дни на пляжах между лежаками начинаются бурные дискуссии о смысле жизни и правильности постулатов разных религий.
Среди приезжих достаточно много и российских мусульман, незнакомых с особенностями местного менталитета и обычаями. Часть из них выступает за светский образ жизни, другие с воодушевлением принимают для себя распространенные в Египте религиозные традиции, которые иногда неожиданно становятся близки и немусульманам. Девушки из стран СНГ и Европы, выйдя замуж за египтян-мусульман, подчас с легкостью надевают никабы и вовсе не чувствуют себя ущемленными, как про них принято рассуждать на пляжах и в кафе. Они общаются между собой, между ними происходит оживленное общение на интересные темы. А для более глубокого познания Священного Корана при Мечетях создают учебные группы, преподаватели которых всегда дадут ценный совет и рекомендации не только по вопросам религии, но и любым житейским происшествиям.
"Кто-то пьёт водку, а кто-то чай..."
Неожиданно в группе начинается оживленный спор между "новенькими" и "старенькими" о моральных и прочих ценностях жизни русских женщин в "Красноморске". Разное вероисповедание подчас становится достаточно жестким барьером в отношениях между соседями, приехавшими в Хургаду из одной страны, но с разными религиозными убеждениями. Содержание местных русскоязычных интернет-форумов тому точное подтверждение. Нет, не кровавые конфликты, но долгие споры могут начаться по любому поводу.
"Вот выпили много, голова сегодня болит, на дискотеку пошли", – цитирует слова своих знакомых русская жительница Хургады, мусульманка по рождению, – "А я не могу продолжать с ними такой разговор, потому что я не веду такой образ жизни, мне не о чем с ними разговаривать", и заканчивает достойными всяческого уважения словами – "Я научилась веселиться без алкоголя!"
"Салям – значит Мир!"
"Мы призываем ко всему хорошему, к миру, ведь мы не террористы. Даже смысл главного арабского приветствия "Эль-Салям" означает "Мир". Мы открыты для всех. К нам приходят и христиане, желающие узнать что-то новое об Исламе" – рассказывает преподаватель курсов Амр Исса Ибрагим, чья работа подразумевает и предупреждение возможных религиозных конфликтов, в обострении которых есть интерес у самых разных сторон, особенно сейчас, накануне назначенных в Египте на осень первых за несколько десятков лет открытых политических выборов.
"Гюльчатай, открой личико!.."
Что же заставляет молодых и красивых русских женщин браться за никаб и закрывать свое лицо от посторонних взглядов? Да, на Ближнем Востоке есть соответствующие традиции, но принимать их близко к лицу и сердцу – решение лишь самой женщины. Оказывается, не всё так сложно и непонятно – всему есть разумные объяснения. Для кого-то в условиях круглогодичного горячего солнца и еще более обжигающих взглядов встречных мужчин становится удобнее и комфортнее укрыть своё лицо, согласно местным традициям, под тонкую ткань никаба. Так и мужу спокойнее, и его родственникам. Семейные вопросы в условиях принятия одного образа мышления решаются гораздо проще.
Наверняка, эту историю можно оценивать совершенно по-разному. Но отсутствие фанатизма, спокойствие и взвешенность в рассуждениях этих женщин позволяют сомневаться в том, что их жизнь скучна и лишена радости, как это принято обсуждать за их спинами. Просто радости у каждого свои.
Источник: Комсомольская правда