ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Новые лики атеизма

Антиклерикалов вынуждают вернуться в публичное пространство

Станислав Минин :: 17 августа 2011

У российского атеизма тяжелое наследие. Его дискредитировали десятилетия борьбы государства с религией. Атеизм превратился в синоним варварства и стал удобной мишенью для демагогов.

Вместе с тем в пространстве публичной дискуссии атеизм сегодня одновременно дискредитируют гуманитарная наивность ученых-естественников и невежество внезапно пробудившихся антиклерикалов, не имеющих систематического представления о предмете критики. Неверие предстает примитивным, сырым, анахроничным интеллектуальным продуктом.

Из советских агиток и институтских кафедр атеизм перекочевал в сферу частной жизни. Теоретически, с точки зрения светского общества, это не поражение, а естественная судьба любой религии или квазирелигии. Они перестают порождать всеобщие идеологические программы и нравственные кодексы, перестают служить политическим орудием, оставаясь на уровне семьи и индивида.

Как частный выбор, атеизм сопротивляется необходимости играть по правилам религиозного супермаркета, то есть, по аналогии с православием, исламом или новыми религиозными движениями, формулировать четкое кредо, создавать конкурентный миссионерский идейный "продукт". В принципе атеисту достаточно того, что его личные поступки, мотивы, привычки и способы объяснения мира свободны от трансцендентного. Спор на уровне идей, переубеждение ему не слишком интересны, равно как и объединение с "братьями по разуму".

Другими словами, условная "атеистическая Церковь" бессмысленна, так как нынешние особенности неверия не предполагают ни миссионерства, ни коллективного опыта.

В то же время комфортный и окончательный уход атеизма с "рынка идей" в область частного возможен лишь при сохранении определенных социальных условий. На Западе эти условия складываются постепенно путем последовательного – и во многом естественного, основанного на меняющейся ментальности – вытеснения религии из публичной сферы. В России они являются наследием советского государственного атеизма. Речь идет в первую очередь о светском характере публичных институтов: образования, науки, медицины и т.д.

Религиозные организации, прежде всего Русская Православная Церковь, оспаривают статус-кво, в сохранении которого заинтересованы атеисты. Тем самым неверующие оказываются втянутыми в обретающую идеологическое измерение публичную полемику, которую они, в общем, уже отвыкли вести и хотели бы ее избежать.

Для этой полемики характерны два основных направления. Во-первых, светский характер общественных институтов религиозные организации предпочитают считать и называть "атеистическим". Тем самым они подчеркивают, что общественное статус-кво, по сути, служит интересам одной, причем довольно аморфной социальной группы, то есть неверующим. Эта привилегия неверующих оспаривается со ссылками на "печальный опыт построения безбожного государства". Если атеисты желают участвовать в этой полемике, влиять на общественное мнение и сохранить статус-кво, они должны объяснить, почему светский характер публичных институтов является общим благом.

Во-вторых, активно внедряемым в массовое сознание тезисом является принципиальная невозможность, ущербность нерелигиозной этики. Утверждается, что только в религии этика может обрести надежный фундамент. Таким образом, в сфере общественной морали право решающего голоса должны иметь религиозные организации. Оспорить этот тезис атеисты могут. Но такой спор требует высокой компетентности, философской подкованности, эрудиции.

Отстаивание статус-кво, формулирование позитивной светской программы невозможны без критики религии, точнее без критики ее претензий на доминирование в области этики, общественного устройства, познания и т.д. Для российского атеизма это грандиозная проблема. Полемические приемы советской антирелигиозной пропаганды, мягко выражаясь, не назовешь актуальными, а порой и просто добросовестными. Сформулировать новые критические аргументы не сможет журналист Александр Невзоров или антиклерикально настроенные знаменитости из мира шоу-бизнеса. Это смогут сделать интеллектуалы-гуманитарии. Но их атеизм, как правило, не является публичным.

Тому есть несколько причин. Одной из них является комплекс вины за советский атеистический эксперимент, породивший негласные нормы интеллигентного публичного "говорения" о религии, не допускающего критики ее оснований. Другая причина – отсутствие ощутимой корпоративной, институциональной или даже медийной поддержки. Гипотетический профессор-атеист, публично критикующий религию, рискует остаться один на один с методично шельмующими его религиозными активистами. В таких условиях он предпочтет с ними не связываться.

Поверхностный антиклерикализм не требует участия интеллектуалов, для обсуждения "богатства попов", нравов духовенства или неприглядного прошлого того или иного епископа не нужны ни образование, ни эрудиция. Но для серьезной, ответственной дискуссии этого недостаточно, более того – подобная тематика уводит в сторону от серьезного разговора по существу. Выход атеистов в пространство публичной полемики провоцирует оппонент, достаточно искушенный для того, чтобы перевести любой, даже частный спор в плоскость принципов, идей, убеждений.

Втянутый в полемику российский атеизм нуждается в общественном движении. Но не в условном Союзе атеистов, в анахроничной и неизбежно внутренне конфликтной структуре. Российскому атеизму необходимо новое лицо. Опыт флешмобов и акций типа "Атеистический автобус" в западных странах показал, каким может быть это лицо (см. "НГР" от 18.02.2009). Это протестные группы, формирующиеся ситуативно, в результате сетевой мобилизации декларирующие свои взгляды, вбрасывающие в публичное пространство яркий, запоминающийся лозунг или тезис. Люди, способные организовать такую мобилизацию, становятся негласными лидерами движения.

Речь не идет о возвращении атеизму популярности, массовости. При всех особенностях секуляризации в нашей стране, российское общество является светским, религиозный сегмент не является в нем доминирующим или хотя бы динамично развивающимся. Число людей, сознательно и последовательно исповедующих ту или иную религию, значительно, стабильно, но не увеличивается галопирующими темпами.

Критическое отношение к претензиям религии на статус всеобщего мерила добра и зла – нормальная атмосфера для секулярного общества. В России такая атмосфера также присутствует, причем не только среди динозавров госатеизма, но и среди городской, образованной или получающей образование интернет-активной молодежи. Впрочем, атмосфера – это еще не движение. Движение формируется, когда дремлющий, социально реактивный атеизм начинает "проговариваться". Раздражителей для реактивного атеизма в России достаточно.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама