Старинные церковные колокола, принадлежащие церкви Воскресения Христова в Кадашах и ныне находящиеся в Большом театре (ГАБТ), могут быть возвращены своему историческому владельцу. В этом сошлись участники прошедшей в Москве пресс-конференции, посвещённой этому вопросу.
Ранее представители генподрядчика работ по реконструкции здания ГАБТ продемонстрировали журналистам церковные колокола, которые после реставрации возращаются на звонницу театра. Часть этих колоколов принадлежит церкви Воскресения Христова в Кадашах, они были переданы театру в 1934 году после того, как храм был закрыт.
После демонстрации колоколов община церкви, а также Общество церковных звонарей, выступающее в поддержку общины, распространили заявление, что колокола должны быть возвращены своему историческому владельцу. Как сообщил настоятель храма протоирей Александр Салтыков, церковь благодарна ГАБТ за то, что он прикладывал усилия к сохранению колоколов, но выразил надежду на их возвращение.
Участники пресс-конференции подчеркнули, что в данном случае речь не идёт о нанесении урона театру. Как отметил эксперт по колокольной акустике Общества церковных звонарей Константин Мишуровский, качество звучания колокольного звона Большого театра будет улучшено, а историческая справедливость восстановлена.
Как считает Общество церковных звонарей, существует три способа решения проблемы. Первый из них восстановление колокольного подбора, который был создан в 1840-х годах по указу императора Николая I для оперы Глинки "Жизнь за царя"; второй замена колоколов в театре другими инструментами; третий воссоздание колокольного звона при помощий цифровых технологий.
Последний способ уже был опробован в филиале Большого театра при постановке оперы Мусоргского "Борис Годунов" по команде дирижёра включались заранее подготовленные и подстроенные под звук оркестра цифровые сэмплы. Эксперты указывают, что ныне представленные в Большом театре колокола плохо гармонируют со звучанием оркестра, что объясняется случайным их подбором.
Необходимо создание экспертной комиссии, в которую вошли бы металловеды и искусствоведы, которые могли бы оценить нынешнее состояние ансамбля колоколов. Окончательное решение вопроса находится в ведении Министерства культуры РФ.
Игорь Коновалов, возглавляющий Общество церковных звонарей, отметил, что за время, пока в государстве господствовал атеизм, Россия лишилась порядка 1 млн церковных колоколов, и сейчас в стране осталось не более шести исторических колокольных ансамблей. "На основе колоколов из Большого театра можно воссоздать уникальный ансамбль колоколов церкви Воскресения в Кадашах", передаёт слова Коновалова ИА REGNUM.
В ГАБТ находятся два кадашевских колокола весом 400 и 200 пудов. Первый из них был отлит в 1787 году колокольным мастером Константином Сизовым по завещанию Ивана Садовникова, владевшего шёлковой фабрикой. Вопрос принадлежности колоколов, лишённых каких-либо опознавательных знаков, будет решаться экспертами специалисты будут сравнивать их обертоны с обертонами колоколов, принадлежность которых установлена.
Ситуация, когда колокола из театров передаются церквям не уникальна. Так, московские церкви уже получили колокола из МХАТ и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Как сообщил советник руководителя Росохранкультуры Кирилл Зайцев, после обращения предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви митрополита Корнилия ведомство в начале прошлого года создало специальную комиссию по возвращению колоколов из Большого театра.
Руководство ГАБТ, по словам Зайцева, выразило согласие на передачу колоколов. Советник главы Росохранкультуры заверил, что процесс передачи колоколов не станет помехой ныне производящимся работам по реконструкции здания ГАБТ.
Источник: Memoid.ru