ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О вещах простых и ясных

Анна Данилова :: 23 августа 2011

В издательстве Саратовской епархии опубликована книга Марины Андреевны Журинской и Сергея Львовича Худиева "О вещах простых и ясных". Автор первой части книги – издатель и редактор журнала "Альфа и Омега" Марина Журинская приглашает читателя к совместному чтению Священного Писания, а вторая часть книги содержит статьи-размышления публициста-апологета Сергея Худиева.

В предисловии, написанном Епископом Саратовским и Вольским Лонгином, в частности, говорится: "В сегодняшнем мире, где, казалось бы, все, что считают общепринятым, противоречит христианству, крайне важным бывает понять, почувствовать, что вера – это то, что и сегодня может определять (и определяет) жизнь человека". В этом убеждены и авторы нового издания.

ПРАВМИР решил выяснить у авторов, что же такое – вещи простые и ясные, и может ли в этом мире быть что-то простое и тем более ясное?

– Марина Андреевна, Сергей Львович, ваша книга называется "О вещах простых и ясных". Сегодня о простых и ясных вещах как-то не принято говорить. "Живи попроще" – это какая-то недостижимая вещь для человека. Что такое – вещи простые и ясные?

Марина Журинская: Людвиг Витгенштейн начинает и заканчивает "Логико-философский трактат" одним тезисом – "Всё, что может быть сказано, может быть сказано ясно. О чём невозможно говорить, о том следует молчать". И коль скоро мы говорим – мы обязаны говорить ясно.

Христос разговаривал с людьми и никогда не произносил фразы "это всё очень непросто"... Да, в его словах есть три уровня сложности, но народу он говорит то, что народ может усвоить.

А само заглавие "О вещах простых и ясных" получилось очень смешно. Первая часть книги – это мои размышления о фрагментах Священного Писания, а вторая часть – апологетические заметки, которые Сергей Львович публиковал в "Альфе и Омеге". Когда однажды он нам прислал очередную свою заметку под названием "О вещах простых и ясных", меня стукнуло – ведь и всё то, чем мы занимаемся – это именно что вещи простые и ясные.

Я заметила ещё по научной жизни, как нередко человек нечто излагает, и как раз в тот момент, когда я бы сказала, что "дальнейшее и чижику ясно", начинаются разговоры о том, что дальнейшее очень непросто понять и очень непросто объяснить. Не спорю, понять-то надо, понять надо всё, в том числе и как ботинки зашнуровывать. Но говорить, что это "очень непросто" – по-моему, опрометчиво. Типа – мы люди простые, мы зашнуровывать ботинки не умеем, мы лучше обучение этому сложному искусству оставим на "как-нибудь потом".

Сергей Худиев: Благая Весть очень проста. Самые простые люди, коринфские грузчики были в состоянии ее воспринять и изменить свою жизнь сообразно этой вести. Но что вообще такое простые и сложные вещи в проповеди?

Апологетика обращается к двум типам проблем.

Первая: человек чего-то не знает или не понимает. Человеку, стало быть, можно рассказать и объяснить.

Но намного сложнее проблемы, связанные с волей: человек не понимает, потому что не хочет понимать. А если человек не хочет принять, он выстраивает оборону, чтобы не принять.

– Как выстраивается оборона?

Сергей Худиев: Обычно создается образ христианства, который человеку легче отвергнуть. Образ, скомпилированный из тех высказываний, которые ему не понравились или не совсем проникнуты Евангельским духом. А потом эту нарисованную картину человек отвергает. И надо объяснить в этом случае, что если нам не понравились слова какого-то священника, то это не значит, что Христос не воскресал.

Марина Журинская: Прощу прощения, но это ещё ничего. Однажды мне рассказали, что какой-то очень мыслящий человек – он всё время о христианстве мыслит – домыслился то того, что первые христиане были все покрыты татуировкой. И когда я спросила – а почему он так думает, мне сказали – а почему бы ему так не думать?

Но вот для чего это ему нужно?

Люди отвергают простое, потому что объясняют, что им нужно сложное.

Помню, разговаривает со мной человек – образование незаконченное высшее, православный христианин, практикующий. Но у него все время сомнения в вере. Вот он сейчас читает современные переводы Ветхого Завета, сделанные иудаистами, и почему там всё правильно говорится, например, "Моше", а в Синодальном переводе – "Моисей"? Ага, отклонение от истины получается в Синодальном переводе!

Мне тоскливо. Я говорю – вам что – делать нечего? Честно отвечает – ага, больше нечего! Я недоумеваю – это что, каким-то образом мешает вам думать о том, что главное в христианстве – любовь? Он говорит – да, мешает, и я вовсе не уверен, что главное в христианстве – любовь.

Сергей Худиев: Да, действительно, в переводе, который был сделан раввинами, говорится "Моше". А знаете, как я был потрясен, когда очень давно взял английский перевод Библии и обнаружил, что Иоанна Крестителя эти нехорошие американские протестанты называют Джоном Баптистом!

Думаю, что в такой дискуссии нужно указывать на то, что действительно важно, иначе вся дискуссия тонет в обсуждения деталей, не имеющих отношения к делу.

Марина Журинская: Я когда-то публиковала несколько текстов американских православных священников, которые из протестантов. Один из них говорил, что его представления об истории Церкви до того, как он принял Православие, было простым и ясным: их общину основал Иоанн Креститель под псевдонимом John the Baptist, а наследовал ему уже ныне живущий пастор Томпсон.

– Что вы предлагаете делать с этими вещами, непростыми и неясными?

Сергей Худиев: Как правило, нападки на христианскую веру повторяются. Есть достаточно типовой набор, который выдаётся раз за разом.

Я помню, как я – советский юноша – впервые в жизни встретил образованного христианина. Для меня это был некоторый шок. Я ведь считал, что "образованный" и "христианин" – противоречие в определениях. А я столкнулся с христианином, который был значительно умнее и образованнее меня, это побудило меня переосмыслить некоторые мифы.

Кстати, в этом отношении для меня большое утешение общаться с атеистами в интернете, потому что...

– ?!

Потому что им это важно.

Атеист – это человек, который ставит перед собой вопрос о Боге, только отвечает на него трагически неверно. Но есть гораздо более трагическая неверная вещь – это не ставить этот вопрос вообще.

Я считаю, что мы, христиане, должны быть благодарны атеистам за то, что они постоянно задают вопросы о Боге, тем самым побуждая нас отвечать. Я помню, беседовал с одним американцем, он родился и вырос в городе Смитерс, штат Мичиган – небольшой городок, населенный потомками выходцев из Голландии. Он узнал о существовании безбожников в школе, когда они проходили французскую революцию. Это его чрезвычайно поразило и глубоко шокировало: оказывается, на свете могут существовать безбожники. Но потом он стал думать о том, что любому человеку, который вырос вот в таком маленьком городке, где все веруют и не может быть иначе, полезно оказаться среди безбожников, чтобы он начал воспринимать своё христианство не как что-то само собой разумеющееся, а как решение и выбор!

Марина Журинская: У меня есть друг – хирург, который меня оперировал. Мы с ним очень подружились, когда он мне 3 часа делал операцию практически без наркоза. Тут подружишься... Он – человек, верующий спокойно, нормально, православный прихожанин.

Однажды он ко мне пришёл... знаете, хирург ведь не имеет права, чтобы у него руки дрожали, а у него даже подбородок дрожал от ярости! Лежит у него женщина, которой при угрозе для жизни пробили жёлчный пузырь – вывели наружу дренаж, потому что закупорка. Теперь надо делать операцию. Возраст подходящий, здоровье кроме этого – прекрасное, абсолютно вменяемая. Но есть духовник, который не благословляет.

Он мне говорит: по правилам я должен её выписать за отказ от операции, это считается нарушением режима. Но я не могу её выписать с трубкой, торчащей из живота – мне её жалко. А у меня больные с капельницами лежат в коридорах. А она лежит в палате.

В итоге он пригласил этого батюшку и в лоб спросил – какие у того есть основания, чтобы не благословлять. А никаких! Просто никаких. Встретившись с сильным, крепким, верующим мужчиной, к тому же хирургом, батюшка быстренько снял все свои неблагословения.

Страшная вещь в этом смысле – операция. Со скоростью лесного пожара распространился рассказ о том, как однажды отец Иоанн (Крестьянкин) не благословил какую-то свою духовную дочь на операцию, а она пошла и умерла во время операции. При этом никто не интересуется, скольких он благословлял на операцию. Скольких он не благословлял, а они не умирали. Сколько вообще существует оперированных верующих православных мужского и женского пола, которые не умерли в результате операции. Это очень удобная ситуация!

А сказать такому батюшке – простите, вы не отец Иоанн (Крестьянкин), вроде неудобно, его тем самым вроде обидишь, хотя он действительно не отец Иоанн! Вы себе можете представить, что вы какому-то священнику говорите, что он – не отец Иоанн (Крестьянкин)? Может ведь смертельно обидеться, хотя это простая правда.

Сергей Худиев: Я часто слышу о свирепых церковных бабках, которых называют "православными ведьмами". У меня за 20 с небольшим лет пребывания в Церкви нет опыта соприкосновения с ними, хотя я слышал очень много проповедей против них. Это не значит, что ведьм нет – и это не значит, что люди не страдают от них. Но это значит, что можно прийти в церковь, и совершенно не обязательно первый человек, которого встретить, тебя обидит...

Марина Журинская: Сергей Львович, конечно, не обязательно, но все-таки я вынуждена вас опровергнуть. Вы – не женщина, а мужчина довольно внушительного вида. А вот в одном из храмов, куда я ходила регулярно, завелась пара бабок, которые решили меня стереть с лица земли. Все это кончилось очень просто. Вместо того, чтобы держаться в приличествующем удалении от меня, мой муж, который тоже внушительно выглядит, в очередной раз устроился у меня за спиной, и в тот момент, когда какая-то из бабок на меня налетела, он выдвинулся вперед и очень спокойно произнес: "После службы мы с вами подойдём к отцу настоятелю и вы ему объясните, что вы имеете против моей жены". Кланялась в пояс! И всё как рукой сняло.

Сергей Худиев: Я всегда и в первую очередь стараюсь сказать, что во-первых, Христос Воскрес, и это задаёт точку отсчета для всего остального.

Во-вторых, тот образ Церкви, с которым я сталкиваюсь у внешних людей, радикально не совпадает с тем, который есть изнутри. Я знаю, что в поведении церковных людей бывает что-то, что может смутить и оттолкнуть – а сейчас, в эпоху интернета, это разносится со страшной силой.

Но я в Церкви знаю гораздо больше другого: я видел пастырей, которые очень серьёзно относятся к своему служению и достойны своего призвания. Я видел мирян, которые свидетельствуют о Боге не только тем, как они говорят, но и тем, как они себя ведут.

В человеке всегда есть внутренний конфликт. Это один из признаков, проявлений грехопадения – например, человек одновременно хочет выпить и хочет перестать пить. Он может хотеть изменить свою жизнь – он хочет прийти к Богу, он хочет уверовать во Христа, а с другой стороны, в нем есть стремления, которые тащат его назад. Есть чувство стыда, гнева и обиды на самого себя. И есть желание сказать, что на самом деле вы там небось пьете где-то, но скрываете... У него есть интерес к духовной реальности, интерес к духовной жизни. Он понимает, что если он последует за этим интересом, ему придётся многое менять в своей жизни.

Когда я слышу, что такой-то священник говорит то, чего говорить не надо было – я не чувствую себя призванным оправдывать это высказывание, которое служит причиной соблазна, своим высказыванием, которое тоже может послужить причиной соблазна.

Марина Журинская: Это правильно, потому что люди на самом деле не любят, когда им врут. А если вы будете это оправдывать, это будет ложь. Человек это поймёт – и этим оправданием ничего хорошего вы не сделаете. А с другой стороны моя любимая цитата из Цоя – "я не люблю, когда мне врут, но от правды я тоже устал". О чем это говорит? Человек не любит, когда врут – это понятно, но когда горькую правду режут, рубят и так далее – он тоже от этого устал. Выход у нас есть? Да!

У нас именно есть выход – покрывать все любовью. Любовью к данному конкретному человеку, которого замордовали глупостью и неправдой. Только на это нацелиться.

Теперь скажу про Писание. Тоже ведь вещи простые и ясные. Вот вы говорили, а я думала – какой же у нас предел, какой у нас лимит, какой у нас путь? Ведь так легко нам сказать – а чего вы лезете, для вас это не соблазн, да? Кто вы такие, чтобы с этим "кем-то" разбираться? Пускай Господь с ним управится!

А сказано в Писании – приготовьте пути Господу, прямыми сделайте стези Ему. Писать о вещах простых и ясных, апологетически писать о жизни Церкви просто и ясно – это ведь именно исполнение слов Писания – приготовьте пути Господу.

Давайте без дальнейших комплексов, мол, "а кто я такой?". Сейчас же люди уже рецензии, да что рецензии – учебники заканчивают словами "простите, если что не так, мы люди убогие, скорбные главой"... Но если вы скорбные главой, так не пишите учебники, о чем разговор!!? И выходит, что мы – твари дрожащие. А ведь надо и право-то иметь, причем отнюдь не право Раскольникова, а право христианина. Я считаю, что мы имели право написать эту книгу. Не для того чтобы похвастаться, какие мы умные, не потому что хотим показать, что для себя мы все проблемы решили – мы для себя не все проблемы решили. А для того, чтобы приготовить пути Господу.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама