ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Нужны ли столице новые мечети?

26 августа 2011

Современная Москва, как и любой европейский мегаполис, представляет достаточно пестрое в этническом плане образование. Прежде всего особенно в последние годы обращает внимание рост удельного веса представителей азиатских народов. Оглядевшись вокруг, легко заметить, что мусульманский Восток сегодня стал частью столичной действительности и нашего каждодневного бытия. Розничная торговля, точки общепита, мелкий бизнес и сервис-услуги, не говоря уже о московских дворах, – сегодня это сфера деятельности по преимуществу выходцев из Средней Азии, Закавказья либо мусульманских регионов России. Из 160 национальностей, проживающих в столице, более 30 являются мусульманскими, т. е. этнически, культурно или духовно ассоциируют себя с исламской религией: от градообразующего татарского народа, корни происхождения которого восходят к моменту возникновения столицы, и до динамично развивающихся общин азербайджанцев, народов Северного Кавказа, центрально – азиатских государств – таджиков, киргизов, узбеков и казахов, а также турок, арабов, персов, афганцев, боснийцев. По самым приблизительным подсчетам, их число колеблется от 1,5 до 2 миллионов человек. Мэр столицы Сергей Собянин во время встречи с журналистами в начале июня отметил, что в Москве существуют районы, где число русскоговорящего населения всего 25%. Речь шла о трудовых мигрантах из южных стран СНГ, которые, часто испытывая языковой барьер, нуждаются в адаптации к современным реалиям московской жизни, социальной акклиматизации к условиям нового многонационального и многоконфессионального бытия. Отметим, что Москва в этом смысле не исключение; аналогичные процессы с разной степенью остроты и интенсивности происходят во всех крупных европейских столицах – Берлине, Лондоне и Париже. Мононациональных и моноконфессиональных городов-заповедников ни в Европе, ни в других уголках мира сегодня практически не осталось.

Между тем заметим, что Москва как столица многонационального государства сама изначально была многонациональной. Финно-угорские народы, восточные славянские племена – поляне и древляне, выходцы из Волжской Булгарии (нынешний Татарстан), а позднее греки, поляки, немцы и другие иноземцы из западноевропейских государств составляли население этого края начиная с раннего Средневековья. Например, в "Повести о начале Москвы" – произведении, датируемом концом XVI – начала XVII в., есть ссылка на одного из первожителей столицы Степана Кучку, предположительно обрусевшего волжского булгарина, жившего одновременно с официальным основателем столицы Юрием Долгоруким. Непривычное для слуха "кучка" может восходить к словам тюркского корня "кучюк" – "небольшой", "маленький" либо, как и имя Кучум, "кучу" – "перемещение, переезд, кочевье". Такая версия выглядит вполне правдоподобной, если учитывать, что к этому времени между Владимиро-Суздальским княжеством, куда входила Москва, и Волжской Булгарией в силу географической близости и постоянно расширявшихся торговых связей происходили активные миграционные процессы. Следствием чего было образование смешанных браков и смешанного русско-булгарского населения. Из их числа с большой долей вероятности был Степан (Стефан) Кучка. Золотая Орда привнесла новые краски в восточный облик средневековой Москвы. Внутри Московского Кремля вплоть до начала XVI века существовал Татарский двор – официальная резиденция ордынских баскаков. В "татарской Московии" (так иногда в Европе называли Московскую Русь из-за сильных позиций татарской политической элиты – мурз и беков) социальная престижность всего ордынского, как отмечают многие историки, носила абсолютный характер. По этому поводу Н. М. Карамзин "В истории государства Российского" писал: "Москва обязана своим величием ханам". А автор "Евгения Онегина", рисуя московский быт начала XIX века, упоминает "бухарцев" – нынешних выходцев из Средней Азии. Восточные следы обнаруживаются, когда изучаешь историю Татарской слободы в Замоскворечье – возможно, самого первого московского поселения, где расположена Историческая мечеть, построенная еще в начале XIX века. Вся топонимика исторического центра столицы связана с татарскими названиями, включая и слово "кремль" от татарского "корылма" – сооружение. Древнейшая московская улица Балчуг происходит от татарского "глина". Вспомним не нуждающиеся в комментариях Арбат, Остоженка, Ордынка, Таганка, Басманные, Черкизовские улицы и переулки, Кадашевская набережная и Крымский мост, село Татарово, которое сегодня стало частью Крылатского. Все это говорит о том, что татары либо постоянно жили в Москве, либо частенько сюда наведывались. Только так можно объяснить, почему эти названия, закрепившись в исторической памяти москвичей, вошли в обиход русского языка, не вызвав отторжения. Не случайно этот период российской истории по классификации известного русского мыслителя Н. А. Бердяева получил название "татарского".

В Москве сегодня насчитывается 5 мечетей. Мечеть в Выползовом переулке рядом с проспектом Мира носит название Соборной. Этому мусульманскому храму 107 лет. В отличие от тысяч российских мечетей, разрушенных или закрытых в советское или досоветское время, Московская Соборная мечеть, которую в народе называют "татарской", всегда оставалась и остается для своих прихожан открытой. Именно отсюда начиная с середины 90-х годов прошлого века на всю страну ведутся прямые телетрансляции крупных религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам, проводимых Председателем Совета муфтиев России Равилем хазратом Гайнутдином. Московская Соборная мечеть за сто с лишним лет видела многих представителей арабо-мусульманского мира – первого президента Индонезии, президента Египта, здесь участвовали в богослужениях президент Исламской Республики Иран, премьер-министр Малайзии, наследный принц Королевства Саудовская Аравия, генеральный секретарь организации "Исламская конференция" (ОИК), премьер-министр Ливана. Может быть, поэтому ее еще называют главной мечетью России.

Из других мусульманских достопримечательностей столицы можно назвать Дом Асадуллаева, построенный в 1913 году на средства бакинского нефтепромышленника Шамси Асадуллаева, здесь сегодня располагается Национально-культурная автономия татар Москвы. Присутствие в Москве 32 посольств арабо-мусульманских государств и стран СНГ также подчеркивает важность ислама в жизни столицы.

После вхождения России в ОИК в 2005 году в качестве наблюдателя интенсивность контактов РФ с арабо-мусульманским миром заметно выросла. Поэтому строительство в Москве новых мусульманских храмов , халяльных магазинов, центров ритуальных услуг, молельных сооружений сегодня необходимо для полноценной организации религиозной жизни московских мусульман с учетом их количественного роста и внимания государства к развитию связей с мусульманскими странами. Решение этих вопросов требует от государственной власти и мусульманского сообщества мер, которые бы способствовали сохранению межрелигиозного и межнационального мира в столице и в стране.

Член Общественной палаты РФ, кандидат исторических наук Фарид АСАДУЛЛИН.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама