В кабульском районе Карте Сех группа суфиев – музыкантов и поэтов – собрались в саду на вечер мистических песнопений. На расстеленном на лужайке ковре расставлены блюда с пловом и фруктами. Дважды в неделю подобное собрание проводится на дому у одного из членов древнего суфийского ордена Чишти, в который входят мужчины, составляющие сливки суфийского сообщества Кабула. Телевизионные проповедники, известные исполнители каввали и видные политики, являющиеся тайными поклонниками суфизма, стекаются в этот сад, чтобы предаться исполнению экстатической музыки.
Суфизм – это духовное течение аскетов, основанное древними исламскими воителями, отправившимися с Аравийского полуострова в Центральную Азию и жившими общинами на границах молодой империи. Во время своих странствий они впитали в себя местные традиции, даже некоторые из тех, что расходятся с традиционными канонами ислама, включая музыку. Братство Чишти скомбинировало музыку каввали – молитвенное песнопение, зародившееся в южной Азии, с персидскими мотивами плясок дервишей, зарекомендовав себя как самый музыкальный из суфийских орденов.
В результате его представители пострадали больше других афганских суфиев от рук талибов, запрещавших музыку и не приветствовавших массовые собрания. Суфийские братства и паломничества к мистическим святыням давно стали вошли в плоть и кровь афганских религиозных обычаев, а жесткая ортодоксальная трактовка ислама движения "Талибан" налагала запрет на творческое самовыражение личности, навязав афганскому обществу на протяжении пяти лет существование в условиях духовного аскетизма. Недавно суфизму пришлось занять оборону и в соседнем Пакистане, где местные фундаменталисты подвергли нападениям суфийские святыни, уничтожив сотни приверженцев этого религиозного течения.
Лутфулла Хакпараст (Lutfullah Haqqparast) был одним из немногих суфийских шейхов, отказавшихся подчиняться ограничениям, наложенным талибами на суфизм. Проповедник – носящий цивильный костюм с галстуком социолог Кабульского университета, сменяющих их по случаю суфийских собраний на белый тюрбан и зеленый халат, – был арестован за отказ подчиниться требованиям "Талибана" и положить конец песнопения своей паствы. Но когда талибы попытались перевести его из Кабула в Кандагар, религиозные старейшины выразили столь бурный протест, что Лутфуллу Хакпараста тотчас же отпустили. Так гласит легенда.
Сегодня, на его взгляд, Афганистан нуждается в равновесии между мистической страстностью суфизма и западным рационализмом, который он преподает в вузе. "Традиционному обществу нужны суфии, чтобы открыть ему более широкий кругозор, но ему нужен и Запад, чтобы научить логике", – сказал он EurasiaNet.org.
Лутфулла Хакпараст посещает зикры – суфийские духовные собрания, часто принимающие экстатический характер – в исторической кабульской мечети Шах-До-Шамшира – величественном здании желтого цвета, увенчанном парой синих минаретов.
Однако отправление молитв в этой святыне является делом рискованным. Так, например, 17 июня террористы-смертники устроили теракт в здании полицейского участка этого района и в течение нескольких часов по соседству велись бои. Это еще раз напомнило о том, как уверенно держится в последнее время "Талибан".
Ощущает давление на себя и правительство страны, в связи с чем президент Хамид Карзай выказывает повышенное почтение Совету духовенства (улема шура), ортодоксальные взгляды которого нередко входят в противоречие в правами женщин, свободой слова и мистическим исламом. С другой стороны, министр информации и культуры Афганистана Саид Махдум Рахим (Sayeed Makhdoom Raheem) стремится использовать суфизм в попытках обуздать талибов, хотя и призывает суфиев умерить свои театрализованные богослужения в преддверие переговоров по вопросу примирения.
"Рахим возрождает суфизм и ложи, практикующие мистицизм, именно потому, что полагает, что они могут стать орудием, способным остановить политический ислам и талибов", – говорит кабульский профессор философии Насир Фарахманд (Nasir Farahmand), выступающий за светскую модель государственности.
Приняв участие в религиозных песнопениях, Лутфулла Хакпараст встает и, сопровождаемый группой учеников, направляется к своей скромной машине. Один из прихожан садится за руль и везет его по извилистым улочкам Кабула к зданию с облупившимся фасадом.
У входа в суфийский дом призрения инвалиды с ожерельями на груди и крашеными хной бородами сгрудились у ворот, ведущих в помещение, некогда бывшее подвальной тюрьмой. В клубах дыма накурившиеся гашиша люди в полубессознательном состоянии привалились к металлическим прутьям бывших камер. Другие устремляются вверх по ступенькам в импровизированный храм из нескольких связанных друг с другом помещений. Время позднее, три часа ночи, но на полу сидят дервиши, в экстазе слушая музыкантов на высоком помосте.
Источник: Centrasia.ru