ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Время новостей": Алена Солнцева. Зачем Мел Гибсон распял Христа так натурально

22 марта 2004

Фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы" в прокат выйдет только через две недели, но о нем уже столько разговоров, что единственный показ этой картины на фестивале "Лики любви" вызвал откликов больше, чем весь конкурс.

Самый известный факт, связанный с этим фильмом, -- небывалый коммерческий успех. Причем успех неожиданный -- Гибсону отказали в поддержке все крупные компании, и он снимал фильм практически на свои деньги. Тем не менее в первый уикенд картина собрала рекордное количество зрителей, опередив «Возвращение короля» (76,2 млн долл. против 72,7). Скандальные новости стали поступать еще до премьеры. "Страсти Христовы" должны были показать на ватиканском фестивале, не показали, пресса возбудилась, но выяснилось, что Гибсон решил кое-что перемонтировать. Наконец Папа Римский посмотрел фильм и выразил одобрение.

Однако и после этого в традиционно католической Франции продюсеры отказываются покупать фильм, что вызывает протесты интеллигенции. Отказались фильм показывать и в Израиле: первосвященник и старейшины у Гибсона оказываются пренеприятными людьми, что обидно для страны, в которой господствующей религией является иудаизм. По выходе фильма главный раввин Израиля призвал Иоанна Павла Второго вновь обнародовать позицию католической церкви по еврейскому вопросу, опасаясь, что картина вызовет волну антисемитизма. В Интернете появляются заявления типа: "Заплатить 35 шекелей за просмотр такого фильма -- все равно, что прямиком пожертвовать их ХАМАС!"

Да и в самой Америке тоже было много выступлений с обвинениями Гибсона в антисемитизме. Возможно, они даже подогрели интерес к картине: длительная политкорректная диета провоцирует у масс инфантильное желание безнаказанно поприсутствовать при нарушении запретов, и тогда -- как у нас при советской власти -- даже в самых невинных вещах можно увидеть крамолу. Тем не менее поддержка церковных иерархов сделала фильм привлекательным для многих людей, которые обычно в кино не ходят. Церковные общины покупали билеты для прихожан, устраивали коллективные походы в кино.

С другой стороны, обычные посетители кинотеатров тоже не проигнорировали творение Гибсона. Во-первых, его предыдущий успех -- пять «Оскаров» за «Отважное сердце» -- еще не забыт и обещает сильное зрелище. Во-вторых, впереди фильма бежала молва о предельном натурализме, с которым в нем изображаются страдания Христа. На одном из первых сеансов некой зрительнице стало плохо, ее увезли с сердечным приступом, позже дама скончалась. Испокон веков зрелище насилия обладает для многих людей специфической притягательностью, но если обычно созерцание жесткости встречает сопротивление внутреннего цензора, то здесь сакральный сюжет как бы защищает зрителя. Ведь не на бессмысленное мочилово глядим, а на муки Спасителя, претерпевшего за весь мир, и если Он терпел, то как нам глаза отвести?

Конечно, говоря о фильме, в котором подробно показан крестный путь, нельзя не учитывать общего контекста отношений к христианству. Нельзя не обратить внимание на то, что верующие христиане воспримут картину одним образом, атеисты -- другим, верующие других конфессий -- третьим, а отношение людей образованных, знающих весь комплекс проблем, связанных с трактовками Евангелия, будет отличаться от простодушного восприятия тех, кто сюжет о Христе знает в общих чертах.

Приступая к съемкам, Гибсон понимал, что его работу ждет непростой прием, но он выбрал тему сознательно, сам участвовал в написании сценария, изучал источники, стараясь сделать повествование как можно более правдивым. Он решился на неслыханный для Америки ход -- герои говорят на арамейском и латыни, даже появление титров -- уступка режиссера, поначалу желавшего, чтобы зрители следили за знакомым сюжетом без перевода. (Для российского проката титры сделаны на основе канонического перевода, за исключением, разумеется, тех фраз, принадлежащих второстепенным героям, которых в Священном Писании нет.)

С тем же стремлением к правдоподобию сняты и сцены страданий Христа. Сюжет страстей Господних -- один из самых распространенных в живописи. Невозможно перечесть всех художников, изображавших путь на Голгофу, бичевание Христа, распятие, снятие с креста, но фильм имеет возможность показать все это подробно. Поэтому полтора часа из двух на экране очень натурально Иисуса бьют: руками, палками, плетьми, камнями -- мы видим, как заплывает подбитый глаз, как покрывается кровью тело, как распухает лицо, как вбивают в плоть гвоздь, слышим, как хрустят кости распинаемого.

На все это смотреть мучительно, даже когда опытным глазом замечаешь бутафорский блеск ужасных шрамов и видишь пластиковые нашлепки на веках. Зритель невольно оказывается внутри происходящего, что, возможно, близко замыслу Гибсона. Режиссер предлагает нам как бы реальное присутствие при евангельских событиях, с тем чтобы мы прониклись их смыслом и, увидев страдания Иисуса, сердцем поднялись до понимания его высокого предназначения.

Следуя традициям старинных мистерий, одним из персонажей Гибсон делает дьявола, сталкивая Христа с сатаной впервые в Гефсиманском саду и потом пуская это странное, безбровое и бесполое существо по следу страдальца. Сцена отчаяния дьявола в аду после распятия и воскресения -- одна из самых эффектных. Гибсон использует все основные голливудские трюки -- от замедленных съемкой движений стражников до современных шумовых эффектов, грима, комбинированных съемок и прочего. Делает он это добросовестно и старательно, следуя наилучшим побуждениям, что вызывает уважение к его труду.

Но вот что смущает меня -- в пространстве фильма, очень конкретного и простодушного, вообще нет места для осознания смысла учения Христа. Иисус проповедует -- в его воспоминаниях и в воспоминаниях учеников мы видим сцены тайной вечери, нагорной проповеди, но все это очень кратко, доступно только для тех, кто хорошо знаком с подробностями, чье отношение к происходящему давно определено. То есть для тех, кто глубоко внедрен в христианскую культуру, вне зависимости от степени веры.

В России же большинство людей знает все это приблизительно, христианская проблематика еще не вернулась в массовое сознание на уровне церковной практики и давно отсутствует в светском обиходе. У нас вполне возможно как полное незнание священной истории, так и знание поверхностное, не предполагающее понимание сути происходящего. Так вот, боюсь, из фильма эти люди так и не поймут, во имя чего так страдал Иисус. Крепость его духа очевидна, а вот смысл деяний -- остается за кадром.

В связи с этим возникает еще одна проблема -- истинно религиозное сознание имеет дело с очень серьезными вещами. Если вера крепка, то веротерпимость -- грех, ибо нельзя терпеть искажение истины, за истину требуется бороться и погибать, а двух истин быть не может. У первосвященника была своя правда, и она не предполагала правоты Иисуса, зато, приняв сторону Иисуса, нельзя оставаться частично и на противоположной стороне. Не мир, но меч принес я, говорил Хритос, и тут мы вступаем на почву очень опасную, ибо любая вера, если считает себя истинной, требует активного вмешательства в мирские дела. Наше общество сегодня ни тепло, ни холодно, оно пока равнодушно, но что будет, если оно определится, да еще не целиком, а частями, и каждая часть встанет за свою правду?

Фильм Гибсона выйдет в прокат 8 апреля. И не малым количеством копий, а вполне широким экраном. Увидит ли в нем российский зритель диковинку с Запада или примет близко к сердцу, задумавшись над тем кругом проблем, думать над которыми у нас не слишком принято? Мне кажется, что эта картина должна стать поводом для дискуссий о многих важных вещах, которые до сих пор нами не проговорены и не осмыслены. Именно поэтому, кстати, ни один из современных российских фильмов не смог вызвать общественного волнения. Возможно, это удастся не совершенному, но честному американскому блокбастеру.

"Время новостей", 19 марта 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама