Заместитель декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и главный редактор журнала "Сократ" Алексей Козырев в день "учебного новолетия" рассуждает об отечественном образовании.
Поговаривают, что давно пора было уже развести начало учебного года в школах и вузах, и, наверное, это скоро будет сделано, чтобы избежать колоссальных столичных пробок, встречи потоков возвращающих с каникул школьников и отправляющихся в супермаркеты за тетрадками для собственных чад родителей. Но все же пока еще Первое сентября сохранило в себе мистический смысл допетровского новолетия. Единство, объединяющее в этот день нацию в порыве к знаниям и символизируемое букетами цветов, повсеместно пестрящими в этот день на улицах столиц и маленьких поселков, говорит о многом. Мы еще пока верим в то, что образование сделает нас лучше, сохранит нас как народ и приготовит нас к лучшей жизни.
В прошлом году мне довелось оказаться в одном вологодском селе на реке Сухоне, население которого за два века уменьшилось ровно в два раза. Школа вынуждена была перебраться из большого желтого здания с тринадцатью печами, выстроенного в советские 30-е годы, в маленький домик, которой проще протопить. В дореволюционной церковно-приходской школе, построенной в конце XIX века, вернее в том, что от нее осталось после пожара, расположился сельский магазин, туда ходят за водкой. В девяти классах неполной средней школы шесть учителей учат одиннадцать школьников. В школе есть положенные по требованиям министерства компьютеры, ксерокс и сканер, доступ в интернет. В школьную библиотеку приходят книги обязательной для изучения классики. В отличие от сельской библиотеки, которая давно уже никем не финансируется и не пополняется. Учительница, совмещающая в себе знания сразу по нескольким предметам, с гордостью рассказала о своем ученике, получившем призовое место на олимпиаде в Петербурге. А потом добавила – "мы будем работать, пока останется хоть один ученик. Умрет школа – умрет село".
Мы много ругаем сегодня наше образование, так вспомним хотя бы в этот день об армии учителей, прежде всего, школьных, держащих последний бастион. В девяностые годы престиж учителя опустили ниже плинтуса, учителя по полгода не получали зарплату, а то что, получали, тоже вряд ли можно назвать достойным вознаграждением за их труд, скорее жалкой подачкой для выживания. Многие из них вынуждены были уйти на рынки, или подрабатывать в свободное время спекуляцией. И сегодня государство сделало очень мало для того чтобы вернуть школьному учителю (я не говорю уже, например, о библиотекарях или музработниках) тот престиж, который был традиционно присущ российской школе.
Реформы нашего образования шли "без царя в голове", "без руля и без ветрил". С трудом, понимали, чего хотели. Министерство писало инструкции, пыталось творить законы. Закон об образовании так до конца и не написан. Дочитать до конца мутный текст проекта в несколько сотен страниц, больше смахивающий на ведомственную инструкцию, чем на закон, невозможно. Целые генерации чиновников министерства, словно устыдившись содеянного, исчезали, и на смену им изо всех областей брели новые, ни сном ни духом не представлявшие о содеянном их предшественниками. Писали новые инструкции. Каков был посыл? Надо стать европейцами, сравняться со всем миром. Научить тому, что может пригодиться. В результате получили не знания, но компетенции. Не усвоение новых знаний, но битву за результат. Не воспитание новой личности, но обучение двойным стандартам.
В России было мало успешных реформ школы, но они были. В результате контр-реформ 70-х годов XIX века в российском образовании были четко разделены гимназии и реальные училища. Далее – университеты и политехнические институты. В итоге наряду с замечательными философами, филологами, правоведами, составившими славу мировой науки, получили великолепную плеяду инженеров. Прорывы советской индустриализации были основаны на прочном фундаменте дореволюционной школы...
Теперь же все ориентировано на баллы ЕГЭ заветный пропуск в вуз. Хочешь быть психологом – учи биологию и математику. А задумаешь стать философом или юристом – тебе нужна история и обществоведение. Специальности близкие, а вот дисциплины совсем разные. Мы не только не помогаем создать разумную мотивацию для поступления, но делаем данной системой приема всё возможное, чтобы её разрушить, сформировать её самостоятельно мало-мальски сознательному абитуриенту достаточно трудно. Для высокого результата по ЕГЭ необходимы не знания, а компетенции. Нужно уметь нажимать на кнопки. Мыслить, рассуждать не для нас. В лучшем случае выучить несколько шаблонов и копировать их как по кальке. То, что нам выдают за общемировую практику, оказалось на самом деле перенесением на большую страну опыта Египта, ну и еще, может быть, Китая.
В новых образовательных стандартах высшей школы большое место занимает самостоятельная работа студентов. Ей отводится примерно половина кредит-часов (термин, заимствованный из сферы экономических отношений, он вполне коррелирует с отношением к образованию как к "услуге", наравне с химчисткой и парикмахерской). Для того чтобы вести самостоятельную работу, для того даже, чтобы сознательно и творчески осуществлять самостоятельный выбор курсов, планировать свои "образовательные траектории" в высшей школе, необходима развитая личность. Прежде всего, духовно развитая, волевая. Сама школа не ориентирована на ее воспитание. Идеальный выпускник школы – марионетка Гиньоля, умеющая давать правильные ответы на тесты, писать ЕГЭ не меньше, чем на 80 баллов. Для духовного развития нужно читать, нужно чем-то увлекаться, нужно иметь значимые для подростка авторитеты. Думать, что мы решим проблемы введением двух часов Закона Божьего в неделю, наивное недоразумение.
Почти полностью разрушена социальная функция образования. Как, впрочем, и социальная функция армии. В вузы бегут для того, чтобы скрыться от армии. Причём даже относительно низкий балл по ЕГЭ позволяет это сделать. Вузов много, в конце концов, есть те, которые подешевле. В Питере я видел такой лозунг, написанный кем-то вручную на здании одного из вузов: "Распродажа образования". Спешите успеть! По окончании вуза функцию блиндажа, окопа, в котором можно скрыться от призыва, выполняет аспирантура. Следовало бы проанализировать, сколько ее выпускников защищают диссертации и какого уровня. Те же, кому не посчастливилось, кто не стал студентом и аспирантом, и кто попал в армию, по возвращении оттуда не получат никаких социальных привилегий, кроме необходимости сдать ЕГЭ, чтобы всё-таки попасть в вуз. Нравится нам это или нет, но надо осознать, что школа и армия – два социальных лифта, которые работают в связке. Я далек от того, чтобы хулить Андропова, отменившего в своё время отсрочку от призыва для студентов вузов. Хоть и сам попал под действие этого непопулярного и в те годы постановления.
Начало нового учебного года совпадает в этом году с началом избирательной кампании в Государственную думу, нижнюю палату парламента. Новым избранникам народа предстоит серьезно подумать о работе над ошибками в тех реформах, которые попытались произвести в сфере образования их предшественники. Может быть, нам хватит превращать ПТУ в Университеты, а Университеты в частные лавочки по выпуску мерчендайзеров? Ведь барахолки и палатки оказалось не так сложно убрать от станций московской подземки, хотя еще недавно думалось, что они навеки. Может быть, пришла уже пора сделать то же самое и в сфере образования?
Источник: Татьянин день