ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Епископ Панкратий: "Труд и молитва – два весла Валаама"

Максим Володин :: 08 сентября 2011

20 лет назад, в 1991 году, Верховный совет Карелии принял судьбоносное для острова Валаам и Русской православной церкви решение о возвращении всех храмовых и административно-хозяйственных зданий Спасо-Преображенскому монастырю. Первые шесть монахов прибыли туда на два года раньше. Сегодня Валаам не просто красивейший архипелаг на Ладоге со скитами и монахами – это символ возрождения всей России.

Как начать все с нуля? Чем живет Валаамская обитель после своего второго рождения? Все ли находят знаменитую благодать на намеленном острове? На эти и другие вопросы "Труду-7" ответил наместник монастыря, епископ Троицкий Панкратий (в миру – Владислав Петрович Жердев).

ИЗРАНЕННЫЙ РАЙ

– Владыка Панкратий, какой силой больше возрождается Валаам – духовной или физической?

– Как сказал один старец, труд и молитва – точно два весла у лодки. В прежние времена на Валааме действовали небольшие заводы – смоляной, кирпичный, свечной и кожевенный, несколько мастерских, была своя ферма. Сейчас мы восстанавливаем монастырское хозяйство. То же самое, кстати, происходит и в масштабах всей церкви – идет, так сказать, становление церковной экономики. То, что народ созидал веками, нам нужно возродить за десятилетия. Это тяжелейший труд. Меня спрашивают: "Может быть, надо отреставрировать не все церкви, а только часть их, и служить там?" Но как ходить по попранной, поруганной святыне? Разве можно оставаться спокойным, взирая на почерневший, разрушенный храм? Душа верующего не может терпеть такое.

– Патриарх Алексий II сравнил по значимости возрождение Спасо-Преображенского собора с восстановлением храма Христа Спасителя. По мнению Церкви, это некий сакральный, духовный знак, событие всероссийского масштаба. Но в стране сотни разрушенных храмов. Чем так важен для народа именно собор на Валааме?

– Немного на земле есть таких мест, как Валаам. Неслучайно он был назван Северным Афоном. Но даже афонские монахи, приезжавшие к нам, называли этот удивительный архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных "пречудному острову". Каким он был раньше, в пору своего расцвета, мы можем только догадываться, когда читаем книги Ивана Шмелева и Бориса Зайцева, смотрим на старые фотографии и картины, слышим воспоминания тех, кого Господь сподобил увидеть это чудо во всей его неповрежденной красоте.

Но главной особенностью Валаама является особая духовная атмосфера, как говорят православные – намоленность. Валаам освящен Божьей благодатью, которую стяжали поколения иноков. Молитвами, потом и кровью известных и неизвестных подвижников, аскетов, мучеников созидалась Валаамская обитель.

Сюда приезжало множество паломников из всех слоев русского общества – через исповедь у старцев, через общение с монахами, через молитву, особый духовный строй монастырского богослужения соприкоснуться с миром иным, горним (то есть небесным), очистить и исправить свою жизнь. Это было раньше, и это возрождается сейчас. Но для того, чтобы возобновилось духовное служение Валаама России, нужно воссоздать все его храмы , скиты, кельи и мастерские.

Работы по реставрации Спасо-Преображенского собора начались еще в 70-х годах при Валаамском музее. Тогда многие из великолепных фресок, общая площадь которых 5 тысяч кв. м, были в относительно неплохом состоянии. Однако реставраторы совершили трагическую ошибку. Они не учли того, что открытые всем ветрам, лишенные стекол и кровли стены и своды собора напитались влагой. Рабочие закрыли все окна пленкой и уехали на зиму. А весной начался золотой дождь. Большая часть живописи осыпалась из-за парникового эффекта. Потом долгие годы собор стоял в лесах, но работы в нем не велись.

Они возобновились только в 1999 году. Пришлось многое писать заново – по образцам... Во время реставрации бывают разные случаи. К примеру, на одной из фресок сильнее прочих изображенных персонажей пострадала фигура Иуды – осыпалась краска. Художники нарисовали нового Иуду: с модной стрижкой и с нимбом. Я спросил: "А нимб-то зачем? Это же человек погибший, продавший Христа за 30 сребреников. А вы его в святые записали!" Пришлось перерисовывать Иуду заново...

ЖЕМЧУЖИНА В КАМНЕ

– История Валаамского монастыря знает трагические периоды: в XVI-XVII веках его разоряли шведы, в 1940-м обитель прекратила свое существование, а в опустевших после Финской войны зданиях обосновался дом-интернат для инвалидов... Кто нанес монастырю больший ущерб – коммунисты или иноземные захватчики?

– Коммунисты были хуже шведов. Это самые тяжелые времена в истории Валаама. То, что недограбили первые комиссары в 40-х, осквернили и разрушили позже. На острове творились страшные вещи: в 1952 году со всей страны туда свезли убогих и калек и оставили умирать. Некоторые художники-нонконформисты сделали себе карьеру, рисуя в кельях человеческие обрубки. Дом-интернат для инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория – там, как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении "отбросы общества".

Но настоящий вандализм начался в 80-х годах, когда интернат эвакуировали, а в Воскресенском (Красном) скиту у пристани разместили турбазу. Толпы туристов стремились оставить свои имена на скрижалях истории: испещрили надписями скалы, разобрали скиты на кирпич или сожгли, истоптали леса. Одним из любимых развлечений тогда была стрельба по старинным постройкам...

– Значит, вы против туризма на Валааме? Он ведь приносит монастырю немалый доход...

– Доходов от приема туристов и паломников хватает только на жизнеобеспечение. Жизнь на острове дорогая, ведь все нужно привезти с материка. При советской власти выделялись деньги из бюджета, а сейчас остров существует благодаря туризму и паломничеству. Монастырь зарабатывает на жизнь книгоизданием, продажей икон и церковной литературы, другими традиционными для церкви способами. Но дело не только в деньгах. Мы за туризм, который не вредит природе, архитектуре и монастырской братии. То есть приезжайте, смотрите, только ведите себя по-человечески!.. Феномен Валаама как "чудо-острова", "жемчужины Ладоги" возник именно благодаря паломничеству. На архипелаге и в прежние времена было что посмотреть. Наивысшего расцвета обитель достигла в XIX веке при игумене Дамаскине – монастырь стал городом-государством с населением 1200 человек! Острова пересекли ровные дороги, заработали заводы, Валаам посетили Шишкин, Тютчев, Лесков, Менделеев, Чайковский написал там 2-ю часть Первой симфонии "Угрюмый, туманный край". Святое место действует на людей: человек посидит у воды, зайдет в храм , что-то у него в душе изменится. В следующий раз, быть может, он уже захочет приехать как паломник – помолиться, помочь монастырю.

Валаам – это "проповедь в камне". А монастырское общежитие – "проповедь жизни". То, к чему люди стремятся, во что верят, они видят у нас воочию.

ЖИЗНЬ ЧЕРЕЗ СТЕНКУ

– Не все приезжие ведут себя рядом со святынями как подобает: некоторые пьют пиво, развлекаются кто как может. Это само по себе варварство, но еще и искушение для монахов. А как же молитвенное уединение и аскеза?

– На то и искушение, чтобы его преодолевать. Контакты с миром неизбежны, хотя бы ради восстановления храмов . Но вы правы: такие встречи могут повредить душе монаха. Не все в монастыре выдерживают искушения. Некоторые видят, что ошиблись в выборе пути, и оставляют обитель, а мы стараемся насколько возможно уменьшить это зло.

– Туристы осаждают Валаам лишь в теплое время года. Но на острове есть и местное – невоцерковленное – население. В этой среде попадаются люди не самые благополучные. Парадоксальная картина: не так давно в кельях, стенка через стенку, жили опустившиеся маргиналы и монахи. И те и другие уживались в пределах одной обители...

– Так сложилось исторически. Большинство местных жителей – потомки сосланных инвалидов и тех, кто их обслуживал. Среди них есть достойные люди – они трудятся в лесхозе, на электростанции, в пожарной части. А были и, как вы говорите, маргиналы. Монашеский уклад им был не пример. Я и сам прошел через это – поселился в келье, где за стеной жил один из самых отъявленных хулиганов на острове. Он пытался вешаться, бил жену и любовницу железным прутом. Выносить это было тяжко, но Господь укреплял... В монастыре строгий устав, молитва идет ночи напролет, даже в праздники и воскресные дни. Это требует напряжения всех сил – и духовных, и телесных. А в минуты отдыха за стеной кельи – скандалы. Бывало, что приходишь на молитву, а за окном своя "всенощная".

– В чьих руках туристический бизнес на острове?

– Обслуживанием туристов и паломников занимается паломническая служба монастыря. А турфирмы заключают с ней договоры на показ монастырских памятников. Бывает и так, что какой-нибудь удалой капитан привезет людей по собственному почину, высадит на остров – те бродят неприкаянные, а претензии потом к нам. Поэтому мы рекомендуем всем желающим посетить Валаам прежде обратиться в паломническую службу.

– Вы сожалеете, что мирское население не всегда желает жить по церковным канонам. Но монастырь – мощный духовный центр. Казалось бы, он должен притягивать души... К вам часто приходят за советом и молитвой?

– Таких прихожан в монастыре немало. Кто молится каждое воскресенье, кто по праздникам. На Крещение, Рождество и Пасху в храме собираются почти все жители острова. Есть воскресная школа для взрослых и детей, приходская община. Но все же люди, которые выросли на разрушенной святыне, привыкли ею пользоваться как источником стройматериалов – стащил доску, выломал кирпич, часть ограды с резьбой унес и продал... Их уже не переделаешь: к сожалению, это уже не те прихожане, что внимали валаамским старцам полвека назад. К нам приходила и изувеченная наркотиками молодежь, с ней монахи тоже пытались найти общий язык. Сами монахи тоже небезгрешны: прежние насельники были мастеровыми, творили рукотворные чудеса, теперь же пришлось почти все начинать с нуля. Сначала надо хоть как-то исцелиться, очиститься от скверны и начать, пусть и не полностью, но жить по-монашески.

БЛАГОДАТЬ ИЛИ АУРА?

– Каждый приезжает на Валаам со своей целью: кто поклониться святыням, кто просто развлечься, осмотреть достопримечательности. Но почти все отмечают там особую духовную атмосферу. Или, как говорят, ауру...

– Аура – понятие неправославное. Мы называем то, о чем вы сказали, благодатью, имея в виду энергию, посредством которой Бог действует в нас. Благодать привлекается исполнением заповедей, молитвой, аскезой, праведной жизнью. Благодать сообщается святым людям, которые этой силой могли совершать чудеса. Благодатью освящаются даже неодушевленные предметы и целые местности. Мир, покой, желание помолиться возникают в душе при их посещении... И наоборот – там, где были языческие капища, где идолам или демонам приносились жертвы, иногда даже человеческие, до сих пор присутствует темная, отрицательная энергия, как бы "злодать". Видимо, подобно тому, как при храме , даже разрушенном, стоит ангел, в этих мрачных местах витают демоны. Но, как мы знаем из житий многих святых, подвижники силою благодати изгоняли их.

– Но все-таки есть на Валааме особая энергетика? Неслучайно, наверное, монастырь поставили именно там?

– Мы знаем, что места для строительства храмов и монашеского подвига без молитвы не выбирались. Но стать святым, приблизиться к Богу человек может в любых условиях. Путь к совершенству можно начать везде – об этом свидетельствует тысячелетний опыт церкви, которая прославила в лике святых многих царей, патриархов, монахов, простых людей и таких особого рода подвижников, как юродивые, которые не имели ни дома, ни семьи, иногда даже одежды. Мы почитаем мучеников и исповедников, сохранивших верность Христу в нечеловеческих условиях тюрем и лагерей. Не место освящает человека, а человек, стяжавший благодать Божию, освящает его.

Источник: Труд-7

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама