ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Статью Д.А. Конюхова. Православное образование в России после 1917 г. и СССР. // Человек и образование. № 2. 2011 г. С. 50 – 54

Онищенко Александр Борисович :: 09 сентября 2011

Читателям предлагается рецензия Александра Онищенко на статью священника Димтирия Конюхова, посвященную вопросам православного образования в России. Рецензент высказывает ряд пожеланий и критических замечаний к тексту публикации, а также расставляет на его взгляд нужные и не проставленные автором акценты.

Вопросы высшего и среднего духовного образования всегда были и остаются актуальными для Русской Православной Церкви. В первую очередь это связано с нехваткой достойных и образованных священнослужителей, церковнослужителей и духовно просвещенных мирян. К сожалению, это явление отнюдь не является наследием советской эпохи, подобный недостаток Церковь ощущала всегда. Именно об этих трудностях, по единодушному мнению специалистов в области исагогики и герменевтики, предупреждал Христос своих последователей после избрания семидесяти учеников: "Жатва многа, а делателей мало" (Лк. 10,2).

Появление статьи священника Димтирия Конюхова, посвященной вопросам православного образования в России, говорит о том, что предмет деятельности духовных школ Русской Церкви не остался без внимания исследователей. Актуальность темы не требует дополнительных доказательств. Позволю себе высказать ряд пожеланий и критических замечаний к тексту публикации, что делается не для того, чтобы обидеть высокочтимого автора статьи, но лишь для того, чтобы разъяснить некоторые моменты и расставить нужные акценты там, где это, как мне кажется, не сделал о. Д. Конюхов.

Итак, в первую очередь выскажу ряд замечаний по названию работы. Автор назвал свою статью "Православное образование в России после 1917 г. и в СССР", принимая во внимание, что издатели требуют от авторов статей формулировать название последних лаконично, название статьи о. Д. Конюхова не соответствует тексту публикации. Речь в статье идет по большей части о высшем духовном образовании (духовных семинариях и академиях, вопросы же среднего образования, как и воскресных школ, вынесены за скобки исследования). Частично автор касается темы обновленческих духовных заведений (которые нельзя называть православными в полной мере), и, наконец, в названии фигурирует аббревиатура СССР, хотя, за исключением упоминаний об Одесской духовной семинарии, речь в статье ведется о духовных школах, расположенных на территории РСФСР.

Теперь перейдем непосредственно к тексту рецензируемой работы. Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных результатов, является обзор деятельности духовных школ в советскую эпоху. В статье обоснованно на первый план выдвигается история Московской и Санкт-Петербургской духовных школ, а также дается краткая характеристика церковным деятелям, трудившимся на административных и профессорских постах в непростой период существования Церкви.

Автор, безусловно, углубляет наше представление о состоянии духовного образования непосредственно после Октябрьской революции, вскрывает новые черты взглядов прогрессивной православной общественности на реформирование духовного образования, применительно к сложившимся в стране политическим изменениям. Автор проявил умение разбираться в характере взаимодействия администрации духовных академий и семинарий с государственной властью в лице Совета по делам РПЦ, систематизировал материал по Русскому студенческому христианскому движению и обобщил его. Безусловной заслугой о. Димитрия являются некоторые уточнения существующих понятий о богословской школе и богословской науке, сложившейся в лоне Русской Православной Церкви Заграницей, а также других братских Поместных Церквах. Работа, бесспорно, проливает свет на некоторые прежде неизвестные, а также малоизвестные аспекты деятельности Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, а также его председателей (митрополита Григория (Чукова), митрополита Алексия (Ридигера)).

Существенным недостатком работы является стремительный переход автора от рассмотрения положения богословской науки и образования в 1922 году к вопросам православного образования в 1960 году (С.51). Затем на странице 53 автор снова возвращается к рассмотрению возрождения духовного образования в 1946 году. Это с точки зрения хронологии создает для читателя трудности в следовании за ходом размышлений автора.

Вместе с тем, вызывает сомнение и непонимание наименования политических брожений, существовавших в Польше в начале прошлого века "русофобными" (С. 51). Не думаю, что поляки испытывали нелюбовь и неприязнь к русскому народу, к России, скорее польский народ, десятилетиями боровшийся за независимость, испытывал недовольство сначала к царскому, позже к советскому режиму, что не эквивалентно нелюбви к русским.

К сожалению, в работе автора отсутствуют ссылки на архивные источники и всего пять ссылок на литературу. Поэтому трудно понять, откуда Д.Конюхов черпал знания о существовании духовной школы в Эстонии (С. 51). В Государственном архиве Эстонии (ГАЭ) хранятся протоколы заседаний Эстонского епархиального совета. Повесткой дня заседания совета от 4 января 1946 года было предложение Высокопреосвященного Архиепископа Павла вновь предпринять шаги к организации и открытию в пределах Эстонской епархии духовного учебного заведения типа семинарии и о созыве для обсуждения этого вопроса в ближайшее время съезда благочинных Эстонской епархии[i]. Из этого документа понятно, что открытие духовной семинарии только планировалось на начало 1946 года, и, как нам известно, этому плану не суждено было сбыться.

Нет указаний и на то, откуда автору известно об обвинениях в адрес Христианской ассоциации молодых людей в связях с масонством (С.52). Кроме того, упоминая о Христианской ассоциации молодых людей (Young Men’s Christian Association), можно было сказать и о том, что прежде, хоть и совсем недолго, существовала и женская ветвь данной организации (Young Women Christian Association).

В контексте повествования о возрождении Московской Духовной Академии хорошо было бы дать ссылку на литературу по данному вопросу. Например, на воспоминания М.Х. Трофимчука[ii], а также на рассказы митрополита Питирима (Нечаева)[iii] и на многие другие мемуары, которые являются бесценным источником в этой сфере исторического анализа.

К недочетам работы следует отнести крайне поверхностное упоминание о деятельности Одесской духовной семинарии, которая наравне с Московской и Ленинградской продолжала свое существование в годы гонений на Церковь Н. Хрущева. На мой взгляд, нужно было поведать читателям о том, скольких трудов стоило сохранение духовной школы в Одессе в Бозе почившему Патриарху Алексию (Симанскому), подтвердив этот постулат ссылками на письма Патриарха Г.Карпову[iv]. Можно было бы дать ссылку на литературу, освещающую деятельность ОДС[v], сказать несколько теплых слов об архиепископе Никоне (Петине)[vi], при котором была возрождена духовная школа[vii] и который много трудов вложил в ее сохранение и развитие.

Отмечу еще один важный, на мой взгляд, недочет, который не снижает общего уровня работы, но не позволяет в полной мере раскрыть суть вопроса. Представляется интересным в контексте повествования о Московской Духовной Академии в 60-х годах, при упоминании имен епископа Филарета (Вахромеева), профессора Дмитрия Огицкого и других, хоть вскользь упомянуть о работе филиала Аспирантуры Московской Духовной Академии при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. Это учебное заведение было организовано именно в 60-е годы, при активной поддержке ректора МДА епископа Филарета (Вахромеева), развивался же филиал Аспирантуры во многом благодаря трудам профессора Дмитрия Огицкого. Плод деятельности аспирантуры – многие архипастыри, пастыри и миряне, представлявшие Русскую Церковь за пределами ее канонической территории в трудное время жестокой коммунистической идеологии. Наконец отмечу, что филиал Аспирантуры Московской Духовной Академии при Отделе внешних церковных сношений стал предшественником Общецерковной аспирантуры и докторантуры, в которой обучается отец Димитрий Конюхов.

Представляется, что столь серьезные вопросы, как исторический очерк православного образования, требуют более глубокого подхода. В настоящее время имеется большое количество поверхностных статей. Основной упор следовало бы в подобных публикациях делать на новые источники, еще не известные широкому кругу исследователей.

[i] ГАЭ. Ф.Р.-1961. О.1. Д.7. Л.1-2.

[ii] М.Х. Трофимчук. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005. С. 638.

[iii] Питирим (Нечаев), митрополит Волоколамский. Русь Уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб. 2007. С. 636.

[iv] Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров – Совете Министров СССР 1954 – 1970 гг. II том. М. 2010. С. 671.

[v] Кравченко Александр, протоиерей. Размышления о вечном и временном. Одесса. 2003. С. 414.

[vi] Кравченко Александр, протоиерей. Воспламеняющий словом. К столетию со дня рождения Архиепископа Никона 1902 – 2002. Одесса. 2002. С. 285.

[vii] Подробнее: http://www.bogoslov.ru/text/1277910.html

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /