ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Статью Д.А. Конюхова. Православное образование в России после 1917 г. и СССР. // Человек и образование. № 2. 2011 г. С. 50 – 54

Онищенко Александр Борисович :: 09 сентября 2011

Читателям предлагается рецензия Александра Онищенко на статью священника Димтирия Конюхова, посвященную вопросам православного образования в России. Рецензент высказывает ряд пожеланий и критических замечаний к тексту публикации, а также расставляет на его взгляд нужные и не проставленные автором акценты.

Вопросы высшего и среднего духовного образования всегда были и остаются актуальными для Русской Православной Церкви. В первую очередь это связано с нехваткой достойных и образованных священнослужителей, церковнослужителей и духовно просвещенных мирян. К сожалению, это явление отнюдь не является наследием советской эпохи, подобный недостаток Церковь ощущала всегда. Именно об этих трудностях, по единодушному мнению специалистов в области исагогики и герменевтики, предупреждал Христос своих последователей после избрания семидесяти учеников: "Жатва многа, а делателей мало" (Лк. 10,2).

Появление статьи священника Димтирия Конюхова, посвященной вопросам православного образования в России, говорит о том, что предмет деятельности духовных школ Русской Церкви не остался без внимания исследователей. Актуальность темы не требует дополнительных доказательств. Позволю себе высказать ряд пожеланий и критических замечаний к тексту публикации, что делается не для того, чтобы обидеть высокочтимого автора статьи, но лишь для того, чтобы разъяснить некоторые моменты и расставить нужные акценты там, где это, как мне кажется, не сделал о. Д. Конюхов.

Итак, в первую очередь выскажу ряд замечаний по названию работы. Автор назвал свою статью "Православное образование в России после 1917 г. и в СССР", принимая во внимание, что издатели требуют от авторов статей формулировать название последних лаконично, название статьи о. Д. Конюхова не соответствует тексту публикации. Речь в статье идет по большей части о высшем духовном образовании (духовных семинариях и академиях, вопросы же среднего образования, как и воскресных школ, вынесены за скобки исследования). Частично автор касается темы обновленческих духовных заведений (которые нельзя называть православными в полной мере), и, наконец, в названии фигурирует аббревиатура СССР, хотя, за исключением упоминаний об Одесской духовной семинарии, речь в статье ведется о духовных школах, расположенных на территории РСФСР.

Теперь перейдем непосредственно к тексту рецензируемой работы. Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных результатов, является обзор деятельности духовных школ в советскую эпоху. В статье обоснованно на первый план выдвигается история Московской и Санкт-Петербургской духовных школ, а также дается краткая характеристика церковным деятелям, трудившимся на административных и профессорских постах в непростой период существования Церкви.

Автор, безусловно, углубляет наше представление о состоянии духовного образования непосредственно после Октябрьской революции, вскрывает новые черты взглядов прогрессивной православной общественности на реформирование духовного образования, применительно к сложившимся в стране политическим изменениям. Автор проявил умение разбираться в характере взаимодействия администрации духовных академий и семинарий с государственной властью в лице Совета по делам РПЦ, систематизировал материал по Русскому студенческому христианскому движению и обобщил его. Безусловной заслугой о. Димитрия являются некоторые уточнения существующих понятий о богословской школе и богословской науке, сложившейся в лоне Русской Православной Церкви Заграницей, а также других братских Поместных Церквах. Работа, бесспорно, проливает свет на некоторые прежде неизвестные, а также малоизвестные аспекты деятельности Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, а также его председателей (митрополита Григория (Чукова), митрополита Алексия (Ридигера)).

Существенным недостатком работы является стремительный переход автора от рассмотрения положения богословской науки и образования в 1922 году к вопросам православного образования в 1960 году (С.51). Затем на странице 53 автор снова возвращается к рассмотрению возрождения духовного образования в 1946 году. Это с точки зрения хронологии создает для читателя трудности в следовании за ходом размышлений автора.

Вместе с тем, вызывает сомнение и непонимание наименования политических брожений, существовавших в Польше в начале прошлого века "русофобными" (С. 51). Не думаю, что поляки испытывали нелюбовь и неприязнь к русскому народу, к России, скорее польский народ, десятилетиями боровшийся за независимость, испытывал недовольство сначала к царскому, позже к советскому режиму, что не эквивалентно нелюбви к русским.

К сожалению, в работе автора отсутствуют ссылки на архивные источники и всего пять ссылок на литературу. Поэтому трудно понять, откуда Д.Конюхов черпал знания о существовании духовной школы в Эстонии (С. 51). В Государственном архиве Эстонии (ГАЭ) хранятся протоколы заседаний Эстонского епархиального совета. Повесткой дня заседания совета от 4 января 1946 года было предложение Высокопреосвященного Архиепископа Павла вновь предпринять шаги к организации и открытию в пределах Эстонской епархии духовного учебного заведения типа семинарии и о созыве для обсуждения этого вопроса в ближайшее время съезда благочинных Эстонской епархии[i]. Из этого документа понятно, что открытие духовной семинарии только планировалось на начало 1946 года, и, как нам известно, этому плану не суждено было сбыться.

Нет указаний и на то, откуда автору известно об обвинениях в адрес Христианской ассоциации молодых людей в связях с масонством (С.52). Кроме того, упоминая о Христианской ассоциации молодых людей (Young Men’s Christian Association), можно было сказать и о том, что прежде, хоть и совсем недолго, существовала и женская ветвь данной организации (Young Women Christian Association).

В контексте повествования о возрождении Московской Духовной Академии хорошо было бы дать ссылку на литературу по данному вопросу. Например, на воспоминания М.Х. Трофимчука[ii], а также на рассказы митрополита Питирима (Нечаева)[iii] и на многие другие мемуары, которые являются бесценным источником в этой сфере исторического анализа.

К недочетам работы следует отнести крайне поверхностное упоминание о деятельности Одесской духовной семинарии, которая наравне с Московской и Ленинградской продолжала свое существование в годы гонений на Церковь Н. Хрущева. На мой взгляд, нужно было поведать читателям о том, скольких трудов стоило сохранение духовной школы в Одессе в Бозе почившему Патриарху Алексию (Симанскому), подтвердив этот постулат ссылками на письма Патриарха Г.Карпову[iv]. Можно было бы дать ссылку на литературу, освещающую деятельность ОДС[v], сказать несколько теплых слов об архиепископе Никоне (Петине)[vi], при котором была возрождена духовная школа[vii] и который много трудов вложил в ее сохранение и развитие.

Отмечу еще один важный, на мой взгляд, недочет, который не снижает общего уровня работы, но не позволяет в полной мере раскрыть суть вопроса. Представляется интересным в контексте повествования о Московской Духовной Академии в 60-х годах, при упоминании имен епископа Филарета (Вахромеева), профессора Дмитрия Огицкого и других, хоть вскользь упомянуть о работе филиала Аспирантуры Московской Духовной Академии при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. Это учебное заведение было организовано именно в 60-е годы, при активной поддержке ректора МДА епископа Филарета (Вахромеева), развивался же филиал Аспирантуры во многом благодаря трудам профессора Дмитрия Огицкого. Плод деятельности аспирантуры – многие архипастыри, пастыри и миряне, представлявшие Русскую Церковь за пределами ее канонической территории в трудное время жестокой коммунистической идеологии. Наконец отмечу, что филиал Аспирантуры Московской Духовной Академии при Отделе внешних церковных сношений стал предшественником Общецерковной аспирантуры и докторантуры, в которой обучается отец Димитрий Конюхов.

Представляется, что столь серьезные вопросы, как исторический очерк православного образования, требуют более глубокого подхода. В настоящее время имеется большое количество поверхностных статей. Основной упор следовало бы в подобных публикациях делать на новые источники, еще не известные широкому кругу исследователей.

[i] ГАЭ. Ф.Р.-1961. О.1. Д.7. Л.1-2.

[ii] М.Х. Трофимчук. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005. С. 638.

[iii] Питирим (Нечаев), митрополит Волоколамский. Русь Уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб. 2007. С. 636.

[iv] Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров – Совете Министров СССР 1954 – 1970 гг. II том. М. 2010. С. 671.

[v] Кравченко Александр, протоиерей. Размышления о вечном и временном. Одесса. 2003. С. 414.

[vi] Кравченко Александр, протоиерей. Воспламеняющий словом. К столетию со дня рождения Архиепископа Никона 1902 – 2002. Одесса. 2002. С. 285.

[vii] Подробнее: http://www.bogoslov.ru/text/1277910.html

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама