ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Снести нельзя реконструировать

Айнур Сибгатуллин :: 22 сентября 2011

11 сентября 2011 года московским мусульманам запомнится надолго. В этот день Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР) и Совет муфтиев России (СЫР) окончательно решили судьбу Соборной мечети города Москвы. Уникальную мечеть, которой в ноябре 2011 г. должно было исполниться 107лет, сравняли с землей при помощи строительной техники. Как такое могло произойти, зловеще совпав с небезызвестной трагической датой, до сих пор остается загадкой для многих.

Последний раз в Москве действующий храм сносили в 1964 г. С тех пор ни у кого не поднималась рука уничтожать религиозные сооружения в Москве. При этом особо стоит отметить, что московская Соборная мечеть никогда не закрывалась с 1904 года и долгие годы была единственной действующей мечетью в Европейской части России. В советское время мечеть посещали президент Египта Гамаль Абдель Насер, президент Индонезии Сукарно, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи. Саму мечеть построили на деньги татарского купца Салиха Ерзина и других известных татарских предпринимателей начала XX века. Долгие годы мечеть была символом татарской – мусульманской общины г. Москвы, наглядным свидетельством ее многовековой истории и традиций, показывающим всем, что татары стояли у истоков мусульманской общины города Москвы и являются коренным населением города, заслужившим уважение других народов трудолюбием и скромностью. Здесь молились в годы страшных репрессий, в войну собирали одежду и продукты для фронта, помогали семьям погибших. Чем же провинились московские татары, которых свои же соплеменники в чалмах лишили символа их исторической памяти? Попробуем разобраться в случившемся и для начала вспомним, какие события хронологически предшествовали сносу мечети.

Итак, после того как в мае 2004 года в московском Колонном зале Дома Союзов прошли пышные торжества по поводу столетнего юбилея Соборной мечети, в сентябре 2005 года началось строительство нового здания мечети. Мусульманам Москвы показали проект и пообещали сохранить старое здание, вписав его в новый архитектурный комплекс. Против этого в принципе никто не возражал, и мусульмане только искренне радовались строительству нового просторного архитектурного комплекса, тем более что СМР пообещал сохранить старую мечеть. В частности, Дамир Гизатуллин, заместитель председателя ДУМЕР, заявлял, что "разрушать мечеть никто не собирается и даже более того: ее работа не будет приостановлена ни на один день. Реконструкция будет заключаться в том, что к существующему зданию со стороны михраба сделают большую пристройку (газета "Московский комсомолец" от 02.05.2006 г.)

Далее строительство нового комплекса мечети шло с продолжительными перерывами, но все-таки продвигалось вперед. Тем не менее многие прихожане делали денежные пожертвования не только на строительство нового здания, но и на ремонтно-реставрационные работы действующей Соборной мечети, собрав 27 миллионов рублей в 2006 году, а правительство Москвы в одном только 2007 году выделило 3,2 миллиона рублей. Наконец, миллионер Сулейман Керимов сделал широкий жест, пожертвовав, по некоторым сведениям, свыше 100 миллионов долларов на строительство новой мечети.

Все эти годы совет муфтиев постоянно заверял, что "во время строительных работ большого молельного зала Соборной мечети действующий зал "не будет закрыт ни на один день" до завершения строительства. Только после этого в старом действующем здании московской Соборной мечети предполагается начать работы по капитальному ремонту и реконструкции, заявлял СМР "в связи с распространяемыми провокационными слухами, искажающими истину о строительстве и реконструкции московской Соборной мечети". "В ходе проектных и предстроительных работ было объявлено о том, что будут произведены исследовательские и укрепительные работы фундамента действующей мечети. Выполняются все проектные требования по предохранению Соборной мечети от повреждений во время строительства большого молельного зала", уточнялось на официальном сайте СМР.

8 декабря 2007 года в ходе посещения мэром Москвы Лужковым Соборной мечети впервые стало известно о планах повернуть мечеть на 7 градусов, поскольку при строительстве мечети была допущена ошибка. Это был первый тревожный звонок для мусульманской общественности, которая стала задумываться о том, что же на самом деле ждет старую Соборную мечеть?

Однако на какое-то время показалось, что тревоги беспочвенны, поскольку 30 июня 2008 года Москомнаследие приняло решение наделить мечеть охранным статусом памятника культуры. Этот статус полностью защищал в установленном законом порядке мечеть от сноса и гарантировал ее сохранность.

Но вот в декабре 2008 года ДУМЕР направило официальное письмо Юрию Лужкову, в котором сообщалось, что "Соборная мечеть столицы по адресу: Выползов переулок, дом 7 (метро "Проспект Мира") не является объектом культурного и исторического наследия. Более того, когда в начале XX века строили эту мечеть, то допустили грубую ошибку. Мусульманский храм получился резко отклоненным от направления к Каабе, что по канонам ислама недопустимо". Руководство ДУМЕР просило столичные власти поставить вопрос о демонтаже здания на комиссии при правительстве Москвы. Письмо было подписано главой ДУМЕР, шейхом Равилем Гайнутдином.

Мэрия рассмотрела просьбу Гайнутдина, и 21 января 2009 года на специальном заседании Москомнаследия было принято решение о лишении мечети статуса объекта культурного наследия, фактически разрешающее снос здания. При голосовании мнения членов экспертного совета разделились поровну, и только благодаря голосу В.А. Шевчука, тогдашнего руководителя Москомнаследия, мечеть было решено снести. На заседании тот же самый Дамир Гизатуллин, что три года тому назад божился, что мечеть разрушена не будет, теперь от имени ДУМЕР "высказал мнение Московского муфтията о необходимости разборки здания старой мечети, михраб которой отклонен от направления на Каабу, что является дезориентацией верующих и не соответствует канонам ислама. Обратил внимание на малую вместимость здания, не удовлетворяющего потребности прихожан". Здесь надо отметить, что про неправильное направление на Каабу вспомнили лишь тогда, когда потребовалось снести, а все эти годы ДУМЕР проводил службы, не обращая на это абсолютно никакого внимания. Да и вообще проблема ориентации мечети характерна не только для России. Недавно, например, специалисты Саудовской Аравии, пользуясь доступным сервисом Google Earth, определили, что большинство мечетей королевства имеют отклонения в точной ориентации на Киблу, однако о каких-либо проектах по перестройке саудовских мечетей пока не слышно.

15 июля 2009 года Соборную мечеть посетил президент России Д.А. Медведев, которому показали старое здание и ни слова не сказали о том, что мечеть лишена статуса памятника по требованию ДУМЕР. Президент тогда сказал на встрече с муфтиями: "Мне доставляет большую радость встретиться с вами, тем более мы встречаемся в особенном месте – на территории комплекса московской Соборной мечети. Она была открыта уже 105 лет назад. И то, что сегодня происходит масштабная реконструкция этой мечети, это, конечно, свидетельство нашего общего интереса и к духовному наследию, и к тому, что, собственно, наша страна является многонациональной, многоконфессиональной, и мусульмане нашей страны пользуются заслуженным уважением и влиянием в нашем государстве".

Наконец, 8 октября 2009 года на совещании по вопросу реконструкции и строительству комплекса московской Соборной мечети мэр Москвы Ю.М. Лужков заявил, что мечеть разберут, а потом построят заново. С этого момента среди общественности и в средствах массовой информации стал активно обсуждаться вопрос о том, удастся ли спасти Соборную мечеть от сноса. Еще в ноябре 2009 года активисты Архнадзора, борющегося за сохранение памятников культуры, прямо сказали, что ошибка в семь градусов – просто повод для сноса столетней мечети (газета "Известия" от 25.11.2009 г., Рустам Рахматуллин, "При чем здесь Мекка?").

Здесь стоит особо подчеркнуть, что все обращения ДУМЕР о лишении мечети статуса памятника направлялись тайком, и о решении Москомнаследия стало известно лишь спустя полгода, и все это время наши муфтии скрывали от общественности свои намерения.

Между тем уже тогда многие религиозные деятели выступили с осуждением сноса Соборной мечети. Например, представители нижегородской Соборной мечети заявили 26 ноября 2009 года, что "поскольку речь идет не просто об одном из мусульманских храмов , а об одной из старейших мечетей в России, в первую очередь хотелось бы отметить, что подобного рода решения не должны приниматься кулуарно. Эта мечеть является культурным и историческим памятником.

Этот храм , построенный более ста лет назад, является религиозным, историческим и культурным наследием мусульман. С московской Соборной мечетью связана целая эпоха – она пережила и противостояние с царскими властями, и годы разрушительной, антирелигиозной политики "красного террора", когда по всей стране было разрушено множество храмов . Мечеть была открыта даже тогда, когда по всей стране работали лишь единицы храмов . Московская Соборная мечеть отстояла свое право на существование и тогда, когда рядом возводился спорткомплекс "Олимпийский".

Сегодня, когда часть антиисламских кругов говорит о пришлости российских мусульман "неизвестно откуда", мы с гордостью можем указать на наши древние религиозные храмы , свидетельствующие о нашем историческом прошлом. Но что мы скажем, когда таких храмов не останется (а в Москве их всего два)?

Что касается направления в сторону Каабы – главной святыни мусульман в Мекке, которое, по мнению некоторых, не соблюдается в случае с Соборной мечетью, то напрашивается вопрос: почему об этом никто не задумывался раньше, и неужели на протяжении более чем ста лет молитвы мусульман не принимались? Не думаем, что из-за нескольких миллиметров отклонения молитвы мусульман и уважаемого муфтия шейха Равиля Гайнутдина не будут приняты Всевышним Аллахом. Разрушения мечети ни в коем случае нельзя допустить" (сайт "IslamNN").

Тогда же в декабре 2009 года аналогичное заявление в защиту мечети сделали Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ), Российская ассоциация исламского согласия (РАИС), Духовное управление мусульман Татарстана (ДУМ РТ) и ряд других общественных и религиозных организаций. С обращениями в адрес руководства страны и города выступили активисты татарской общины и потомки Салиха Ерзина. Были попытки выяснить у руководства ДУМЕР дальнейшую судьбу здания, но и они также не увенчались успехом. Было только доподлинно установлено, что "разрешение Москомнаследия на производство работ по сносу здания не выдано в связи с отсутствием согласия на снос собственника в лице Департамента имущества города Москвы, а также документов, подтверждающих правопреемственность и переход имущественных прав от Духовного управления мусульман Центрально-европейского региона России (Московский муфтият) к Духовному управлению мусульман Европейской части России (Московский муфтият)" (ответ зампредседателя Москомнаследия А.А. Емельянова на обращение Г.А. Искандярова от 2 апреля 2010 г.).

Тем временем в 2010 году мечеть стала объектом скандала, который разгорелся из-за проекта по ее реконструкции, предложенного архитектором Игорем Тажиевым. 1 ноября 2010 года СМР обвинил Тажиева в профессиональной некомпетентности. Архитектор подал на СМР в суд и выиграл его.

В феврале 2011 года Дагир Хасавов, адвокат Тажиева, направил письмо новому столичному мэру Сергею Собянину. В письме адвокат просил московские власти помочь в процессе реконструкции мечети. По словам Хасавова, "строительство мечети не ведется, а консервация объекта в установленном порядке не произведена". Адвокат направлял письма мэру Москвы и прокурору столицы, в которых призывал помочь нормализовать процесс возведения мечети и указывал на серьезные нарушения Градостроительного и Гражданского кодексов РФ, других строительных и технических регламентов, проектной документации, государственных стандартов в этой области.

Тогда же в феврале 2011 г. в очередной раз потомки Салиха Ерзина, активисты татарской общины и движения "Архнадзор" снова выступили в защиту мечети. В этом вопросе большую помощь оказал телеканал "ТНВ", по которому б февраля 2011 г. в передаче "7 дней" показали сюжет по сносу Соборной мечети.

Скандал тем временем продолжал набирать обороты. 9 марта 2011 года на сайте "Интерфакса" появилось заявление Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият) по поводу мечети, над которой навис дамоклов меч сноса: "...Если московская Соборная мечеть не нужна... совету муфтиев России либо руководство СМР не способно распоряжаться историческим наследием предков, то ее нужно вернуть на баланс Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России, которому она изначально и принадлежала". В тот же день в Центральном духовном управлении мусульман (ЦДУМ) России заявили о планах добиваться возвращения двух мечетей в Москве – Соборной и Исторической. Первый зампред ЦДУМ, муфтии Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов заявил, что Соборная мечеть Москвы "исторически принадлежала Центральному духовному управлению мусульман, которое ее и строило. Таким образом, мы призываем не к каким-то конфликтам, но к восстановлению исторической справедливости, которая должна проявиться в возвращении Соборной и Исторической мечетей в Москве, собственно, и в возвращении в лоно Центрального духовного управления мусульман тех исламских общин, которые некогда от него отпали".

11 марта 2011 г. ДУМ РТ вновь выступило против сноса мечети. "Если Соборную мечеть, которая построена на средства татар, снесут, то это будет незаживающая рана, это будет огромный позор для всего нашего народа, это будет непростительный грех, который ляжет на нас и все последующие поколения мусульман", – сказал агентству "Интерфакс" заместитель муфтия Татарстана по взаимодействию с госструктурами Валиулла Якупов. Якупов назвал спекулятивными мнения тех, кто говорит, что здание мечети слишком старое или "не туда повернуто". "В 2005 году мы торжественно праздновали 100-летие московской Соборной мечети, и к тому времени она была приведена в идеальный порядок, отреставрирована "от и до", в том числе на деньги Татарстана. Мечеть в блестящем состоянии", – сказал он.

Небольшое отклонение мечети от положенного направления на Мекку, считает Якупов, несущественно и легко исправляется поворотом в нужном направлении молельных ковриков.

"Большинство молельных мест на планете, в том числе старые, дореволюционной постройки мечети в Казани, построены без ориентации на Каабу в Мекке, ну и что? Что же теперь, разрушать эти мечети? Нужно просто постелить в нужном направлении молельный коврик. Это надуманный, преступный предлог, совершенно не связанный с религией, это просто спекуляция понятиями", – сказал заместитель муфтия.

В ответ на это 22 марта 2011 г. глава совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин заявил, что Соборная мечеть Москвы не будет демонтирована в ходе реконструкции, которая в настоящее время ведется. "Московская Соборная мечеть не будет разрушена, куда-то вынесена, она будет реконструирована и улучшена", – сказал муфтий на пресс-конференции, состоявшейся в центральном офисе агентства "Интерфакс".

Летом 2011 года в спорах ситуация вокруг Соборной мечети как будто затихла. Если не считать публикации в газете "Известия" от 8 июля 2011 года, где в очередной раз поднимался вопрос об угрозе обрушения нового здания из-за нарушений строительных норм, никаких событий не происходило.

Наконец, 12 августа 2011 г. правительство Москвы выдало разрешение на продолжение строительства мечети, и уже 26 августа Равиль Гайнутдин в интервью газете "Московская правда" заявил, что "мечеть, во многом повторяющая архитектуру и внутреннее убранство московской Хоральной синагоги... По оценке Москомнаследия наша мечеть не представляет исторической ценности. Нынешнее здание мечети не имеет никакого фундамента, а потолочные перекрытия и сам потолок сделаны из фанерной дранки. Оштукатуренные и покрашенные, они подобно пороху способны мгновенно воспламениться".

А 30 августа Равиль Гайнутдин в интервью издаваемой им же газете "Ислам минбаре" сказал: "Еще раз хочу заверить всю мусульманскую общественность, что московская Соборная мечеть 1904 года постройки не будет уничтожена, а будет реконструирована с учетом требовании безопасности молящихся, необходимости замены перекрытий, исправления направленности мечети в сторону Каабы. Реконструкция – это закономерный процесс, который испытывают все старинные здания".

Страсти продолжали накаляться. 5 сентября Всероссийский муфтият выпустил фетву по поводу возможного сноса мечети и всех причастных к этому, осуждающую тех, кто готовил уничтожение мечети. В этот же день, 5 сентября, мусульманские организации России распространили заявление, подписанное шейх-уль-исламом Талгатом Таджутдином и многими другими религиозными деятелями мусульман. Разрушение Соборной мечети, согласно заявлению, является "попыткой внести раскол в межнациональные отношения в многонациональном мусульманском обществе России".

8 сентября в мечети побывал с судебными приставами адвокат Дашиг Хасавов, который подтвердил поступающие и от других прихожан сообщения о том, что мечеть отгорожена, с нее снимались окна, двери, шла какая-то суета.

И вот утром 11 сентября жители соседних с мечетью домов проснулись от грохота – мечеть ковшами сокрушал экскаватор. Фотографии обрушения выложены в Сети, вы могли их видеть в показанной по ТНВ в воскресенье 18 сентября передаче "Семь дней" с Ипыпатом Аминовым". Это жуткое зрелище. Как сообщила пресс-служба СМР, мечеть снесли из-за угрозы обрушения, якобы одна из стен неожиданно обрушилась, и поэтому пришлось срочно пригнать строительную технику и сносить все здание. При этом ни единого доказательства обрушения одной стены мечети общественности представлено не было, власти города не извещались о сносе, и разрешения на снос, как полагается по закону, не выдавалось. Так закончилась история московской Соборной мечети.

Я попытался кратко изложить хронологию событий, предшествовавших уничтожению памятника татарской мусульманской архитектуры и культуры. Сейчас, когда трагедия произошла, нас, противников сноса мечети, искусственно пытаются поссорить с другими мусульманами, дескать, мы ставим палки в колеса, выступаем на стороне исламофобов и так далее. Что мы безразличны к мусульманам, вынужденным сидеть на асфальте в холод и стужу. Но разве мы против строительства новых мечетей? Это мы довели ситуацию до этого? Разве нельзя было избежать этого вандализма, построив мечеть в другом месте? Полагаю, что возможность спасти мечеть была. В Интернете уже не один раз писалось о том, что московские власти выделяли около десяти участков для строительства мечетей, но по каким-то загадочным причинам эти участки не осваивались ("Куда сгинули восемь участков, выделенные под мечети властями Москвы", "Ислам News", 12.10.2010 г., "Неразрешимые проблемы московских мечетей", "Ислам News", 16.03.2007 г., "Избавится ли Москва от намазов на асфальте", "Ислам News", 22.10.2010 г., "Ислам в Москве" (Энциклопедический словарь). Как сообщают авторы публикаций и московские чиновники, во многих случаях строительству новых мечетей препятствовал СМР. Некоторые авторы, поддержавшие снос мечети, утверждают, что нынешняя ситуация не давала другого выхода, что акции протеста в Текстильщиках показали, что москвичи негативно настроены к мусульманам. Да, это действительно так в части того, что из-за возросшего количества мигрантов отношение к мусульманам изменилось сейчас в худшую сторону. Однако когда в 90-е годы в Москве строили мечети в Отрадном и на Поклонной горе, никаких акций протеста у местного населения не было. Момент был упущен из-за раскола среди мусульманского духовенства. К слову сказать, сам приход к власти Равиля Гайнутдина, дополнительно усиливший раскол в умме, не был бы возможен без поддержки в начале 90-х татар-мусульман. Это именно московские татары выступили в поддержку Гайнутдина, когда он решил вести самостоятельную работу без ЦДУМ и взял под контроль Соборную мечеть. И это именно московские татары получили такую оглушительную оплеуху со стороны своего же татарина – духовного лидера общины.

Но вернемся от истории к дню сегодняшнему. Наверное, не нужно особо подробно пояснять, что само здание Соборной мечети не подверглось бы ни малейшему риску трещин, если бы рядом не велось строительство нового комплекса. Только из-за нового строительства уникальный памятник стал подвергаться опасности. И как здесь не согласиться с Джаннатом Сергеем Маркусом, который сказал: "Ну а много ли у нас памятников татарской культуры? На пальцах одной руки пересчитать можно. Каждая единица – бесценна, над ней, хрупкой, дышать нельзя. И вот случилось! – мечеть пережила самое грозное, разрушительное столетие в истории нашей страны, а мы теперь готовы такой памятник... разрушить. Сначала "объявить памятником", а через пару лет заявлять уже: "Это вовсе не памятник". Что это – безумие, цинизм, власть золотого тельца... или диверсия против нашей истории, культуры и веры?".

Тем не менее до последнего момента была возможность сделать правильный выбор и попытаться найти средства и способы сохранить мечеть, чтобы не преумножать раздоры среди мусульман. Да хотя бы собрать совещание и рассказать правду о проблемах в строительстве и финансировании. 1С сожалению, тайком, за спиной у московских татар, было принято ошибочное решение, которое внесло раздор в нашу общину. В итоге мы имеем такую болезненную рану, что мы еще долго не сможем от нее оправиться. Это я говорю о тех, кто причисляет себя к людям, для которых понятие культурное наследие не пустой звук.

Утверждают, что речь идет о реконструкции. Но реконструкция – это совсем не то, что мы видели на фотографиях – это аккуратный разбор здания, фиксация всех его параметров, здесь же имело место полное уничтожение мечети. И мы не уверены, что новое здание мечети, судя по тому, как долго простаивала стройка, будет завершено. Доподлинно известно одно – памятник культуры уничтожен раз и навсегда.

Некоторые авторы ссылаются на то, что в Саудовской Аравии неоднократно перестраивали Каабу и старые мечети. Но, во-первых, в Саудовской Аравии в XX веке не было того, что было у нас при коммунистах в отношении религии – это здесь убивали священнослужителей и взрывали мечети. Поэтому наша историческая память не может допустить повтора таких трагических событий при том, что их обуславливают какими-то надуманными поводами, о которых никто не вспоминал последние десятки лет, и только сейчас вдруг пришли эти удивительные озарения. А во-вторых, в самой Саудовской Аравии растут протесты против подобных подходов, свойственных ваххабитским улемам. В частности, буквально накануне сноса на страницах саудовской газеты "Эказ" было распространено обращение к правительству с призывом прекратить разрушение исторических памятников и мусульманских святынь в Мекке и Медине, передает SalamNews со ссылкой на FarsNews.

Утверждают также, что ранее Салих Ерзин делал реконструкцию Исторической мечети в 80-х годах XIX века. Это отчасти верно, но тогда речь шла об относительно новом здании, то бишь новоделе, не имеющем исторической ценности, как не имеют ее еще пока иные новоделы-мечети. Эти мечети можно сколько угодно перестраивать, если есть деньги и возможности. А у нас же речь идет о столетнем храме . Кроме того, в те времена в XIX веке не было законодательства, защищающего культурное наследие, и само общество еще не осознавало их значения. Но время не стоит на месте. Мы постепенно развиваемся и вместе со всем миром начинаем осознавать, насколько важно нам сохранить нашу историческую память, дабы не стать Иванами, родства не помнящими.

Так уж исторически сложилось, что мы, татары-мусульмане, живем в Российской Федерации и подчиняемся ее законам, а не в Саудовской Аравии строго по шариату. И поэтому любые ссылки на шариат, мол, в нем нет запрета на снос мечетей, на мой взгляд, также неуместны в нашей стране. Не надо применять шариат выборочно, обслуживая конъюнктурные сиюминутные интересы.

Уничтожение памятника стало возможным по множеству причин. В том числе и из-за нашей наивной веры в то, что не поднимется рука на то, чтобы снести столетнюю мечеть. Конечно, мы не будем всю дальнейшую жизнь посыпать голову пеплом и орать на всех углах только об этом. Акт вандализма совершился, и виновные скорее всего уйдут от ответственности. Мы переживем это с болью в сердце. Обидно, что такое варварство тайком совершили свои же. Эта история нас многому научила. И мы сделали выводы о том, кто есть кто в российской умме. Мы старались сделать все возможное, наверное, могли сделать гораздо больше. Но мы не занимались сведением счетов, у нас до этого прецедента не было по большому счету претензий к совету муфтиев. Мы просто боролись за свой народ, за его культурное наследие и историю для наших потомков.

Источник: Звезда Поволжья

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама