ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Троицкий собор в Соликамске

23 сентября 2011

Центральный памятник ансамбля соликамских церквей, созданного в XVII – XVIII веках в период экономического процветания города. Постройка храма начата в 1685 году на средства соликамских посадских людей. В 1688 году строительство храма было спонсировано из казны, для чего было разрешено оставить 200 рублей из собираемых в городе налогов. В 1689 году освящён придел Иоанна Предтечи, в 1693 году – придел Св. Николая, а в 1697 году – основной храм Святой Троицы. Во время крупных городских пожаров в 1711, 1741 и 1743 годах собор горел и потом ремонтировался. На западном фасаде при одном из ремонтов была выложена из кирпича царская корона, возможно как знак того что работы велись за казённый счет. В Советскую эпоху в храме разместили городской музей, благодаря чему здание сохранилось сравнительно хорошо. В 1964 году храм был отреставрирован под руководством архитектора Ф. М. Тольцинера.

Собор был расположен в центральной части города, видимо на месте стоявшего ранее деревянного. Собор расположен на пригорке, у его западного крыльца начинается крутой спуск к торговой площади, а северного крыльца – более пологий спуск. Вдоль этого спуска в непосредственной близости от собора расположи ансамбль церковных зданий: колокольня, совмещенная с административным зданием, Рождественская церковь с Воскресенским приделом, в некотором отдалении, внизу, ближе к реке Усолке стоит Крестовоздвижеский собор. От этого ансамбля на восток в старину уходила Бабинова или "Государева Верхотурская дорога", которая вела от Соликамска в Сибирь и до изыскания более удобных путей, проходящих через Екатеринбург, была основной дорогой в Сибирь. На этой дороге расположены кирпичные палаты воеводы и церковь Богоявления. В старину, когда застройка была невысокой, они визуально входили в центральный ансамбль Соликамска.

Собор – летний. Здание построено на высоком сводчатом подклете ("рундуке"), который использовался как складские помещения. Конструкция здания в основном традиционная. Высокая центральная бесстолпная часть завершается пятью главами с одним световым и четырьмя глухими барабанами. Алтарь трехчастный, невысокий. Приделы ниже основного храма, имеет по одной главе. Храм имеет обширную обходную сводчатую галерею, по ширине равную храму с приделами. Своеобразие храму придают обширные крыльца, которых, вероятно, было три, но южное крыльцо не сохранилось. Ступени сохранившихся западного северного крылец выходят на склоны и как бы продолжают линию косогора. Центральное помещение освещается через центральный барабан и окна западного фасада, расположенные над галереей.

Храм в целом очень пропорционален. Ниэкие кровли приделов и алтарей не заслоняют центрального объёма. Изящные сдвоенные пилястры расчленяют его плоскости на три равные доли, заканчиваются эти плоскости ложными полукруглыми закомарами. Это традиционное решение подчеркивает устремленность здания вверх. Завершаются стены плоским постаментом, на котором собственно и стоят барабаны. Этот, не бросающийся в глаза, постамент придает зданию еще большую устремленность вверх. Декоративная обработка барабанов органично подчеркивает их легкость. Наличники окон, разнообразные по рисунку смотрятся яркими декоративными пятнами на фоне белых стен. Необычными являются небольшая палатка в виде бочки, расположенная над алтарём и вход в подклет со стороны алтаря.

Богато украшенные крыльца с лестницами связывают здание с окружающим ландшафтом. Северное крыльцо удивляет сочетанием шатровой кровли с перекрытием в виде массивного куба. В элементах оформления просматриваются черты деревянного зодчества, например, выполненные в кирпиче подобии деревянных балясин.Особенно украшают крыльцо двойные окна с висячими гирьками. Дополняют декоративный характер украшения из поливных полихромных изразцов, изображающих птиц. Они изготовлены в г. Орле на Каме.

Главное, западное крыльцо храма не имеет аналогов в русской архитектуре. Оно очень широкое на массивных столбах, которые поддерживают низкий свод. Характерным для Соликамска является жучковый орнамент ажурного кирпичного фриза, который также применен в Сретенской церкви в Гороховце (1689 г.).

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама