ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Должен ли был митрополит Сергий спасать Церковь?

Андрей Зайцев :: 03 октября 2011

Новый сборник статей протоиерея Георгия Митрофанова вновь оживил дискуссию о роли митрополита Сергия (Страгородского) в истории Церкви ХХ века. Сам отец Георгий раскритиковал деятельность заместителя патриаршего местоблюстителя, упрекнув его в сервилизме: "Пытаясь своими немощными человеческими усилиями сохранить Церковь Христову, митрополиты Сергий (Страгородский) и Сергий (Воскресенский) главной целью своего служения сделали достижение политического соглашения с коммунистическими и нацистскими предтечами Антихриста".

Подобное заявление предполагает, что у митрополита Сергия (Страгородского) был иной путь, кроме попыток договориться с советской властью о легализации Церкви. Отец Георгий считает, что нужно было брать пример с части епископов, не признавших Декларации 1927 года и погибших в сталинских лагерях, тюрьмах и ссылках. Что же касается судеб Церкви в СССР, то физическое уничтожение ее структуры и организации не представляется для протоиерея Георгия Митрофанова большой трагедией, так как православие сохранилось бы в других странах, а потом могло бы возродиться в некоммунистической России.

Если бы митрополит Сергий пошел по этому пути, то большевики получили бы от Церкви очень большой подарок. После смерти патриарха Тихона в 1925 году глава VI управления ОГПУ "красный игумен" Евгений Тучков прилагал огромные усилия для того, что бы окончательно расколоть православие на множество маленьких, не признающих друг друга групп. Для окончательного уничтожения православия изнутри был выбран очень выгодный момент – после смерти святителя Тихона невозможно было собрать Поместный собор для выборов нового патриарха, а потому власть перешла к митрополиту Петру (Полянскому) – одному из патриарших местоблюстителей. Вскоре после этого митрополит Петр был арестован, и один из заместителей патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий стал тем иерархом, который взял на себя ответственность за судьбу Церкви и в июле 1927 года вместе с несколькими епископами подписал Декларацию, составленную при активном участии Тучкова.

Вся дальнейшая деятельность митрополита Сергия проходила в условиях усиливающихся гонений и постоянной возможности раскола Церкви, поскольку часть иерархов, включая митрополита Петра (Полянского), считали, что заместитель патриаршего местоблюстителя не имел полномочий на столь важные решения без одобрения митрополита Петра и других иерархов. Часть упреков была справедливой, поскольку митрополит Сергий трактовал свои права иногда слишком широко, но то была эпоха гонений, которая требовала исключительных действий. В декабре 1929 года митрополит Петр в письме просит своего заместителя: "исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшее в ней раздоры и разделения и омрачившее репутацию её предстоятелей. Равным образом прошу устранить и прочие мероприятия, превысившие Ваши полномочия". Однако, не одобряя текст Декларации, патриарший местоблюститель в том же письме выступает против конфликта Церкви и государства, призывая духовенство быть лояльными советской власти: "Я, как первостоятель Церкви, призываю всех священнослужителей и церковных деятелей проявить во всём, что касается гражданского законодательства и управления полную лояльность. Они обязаны беспрекословно подчиняться правительственным распоряжениям, если те не нарушают святой веры и вообще не противны христианской совести; и не должны заниматься какой-либо противоправительственной деятельностью, не должны выражать ни в храмах, ни в частных беседах ни одобрения, ни порицания их действий и вообще вмешиваться в дело, не относящееся к Церкви".

Иными словами, митрополит Петр упрекает своего заместителя не за саму попытку легализовать Церковь и "достигнуть политического соглашения с властями", а за ту форму, в какой это было сделано, и за те действия, которые был вынужден совершать митрополит Сергий после 1927 года под давлением властей. Прежде всего, это касалось перемещения епископов с одной кафедры на другую по требованию ГПУ, а также разного рода публичных заявлений о том, что в СССР не открытых гонений на Церковь.

Альтернативой же подобных уступок власти со стороны руководства Церкви было либо немедленное физическое уничтожение Церкви в случае малейшего проявления нелояльности, либо уход в катакомбы.

В 1929 году в СССР принимается ряд жестких антирелигиозных постановлений, в которых встречались прямые обвинения верующих в контрреволюции: "Церковные и религиозные организации используют трудности социалистического строительства в целях мобилизации реакционных и малосознательных элементов страны и контрнаступления на мероприятия советской власти и компартии". Советская власть усиливала антирелигиозную борьбу на всех направлениях, и любые выступления со стороны Церкви, которые могли бы служить подтверждением обвинений в контрреволюции, мгновенно бы привели к полному ее уничтожению. Если бы это случилось, то история России могла бы повернуться совершенно в другом направлении, которое не сделало бы невозможным саму дискуссию о деятельности митрополита Сергия, поскольку вести ее было бы некому. Надеяться на то, что церковь выжила бы в катакомбах нельзя. В 30-годы прошлого столетия православные алармисты очень быстро превращались в беспоповские секты со своим богослужением и вероучением, которые не имели ничего общего с христианством. Это была смесь страхов и слухов, в которых, например, запрещалось ходить в легальные храмы Московской патриархии, поскольку кресты и образки там якобы делались из советских монет, и кто-то "видел" на них символы советского герба. Если бы пожелание отца Георгия Митрофанова стало реальностью, то сейчас мы бы имели дело с горсткой новомучеников, и огромным количеством поповских и беспоповских сект, выдающих себя за истинное православие. Вряд ли это тот идеал, ради которого стоило губить Православную Церковь в СССР.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама