ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Профиль": Елена Стафьева. Страсти по Гибсону. (Комментарии к фильму диакона А. Кураева)

29 марта 2004

В Москве выходит в прокат нашумевший фильм Мэла Гибсона "Страсти Христовы". В США многие критики охарактеризовали картину тремя словами: "натурализм, фашизм, антисемитизм".

Два часа зрителям на экране крупным планом представляют физическое уничтожение человеческого тела - подробно и во всех последовательных стадиях. Сначала его методично избивают стражники в Гефсиманском саду, затем минут двадцать самым изощренным образом истязают римские легионеры, после они же всячески издеваются над ним по дороге к месту казни, затем следует сцена приготовления к самой казни: полчаса в рапиде вбивают гвозди - сначала в одну руку, потом в другую, в правую ногу, потом в левую. В финале - примерно такая же по продолжительности сцена мучительной смерти на кресте.

Эпизоды жесточайших истязаний, собственно, и составляют основной хронометраж фильма, перемежаясь короткими вставками: простой, совсем человеческий быт хлопочущей по хозяйству Марии и плотничающего Иисуса, распростертая у ног Спасителя Мария Магдалина, Нагорная проповедь, хлеб и вино Тайной вечери...

После просмотра "Страстей Христовых" волей-неволей начинаешь делать ударение в его названии на слове "страсти". Причем не столько в значении "страдание", сколько в значении "страх". Впечатление от "Страстей Христовых" описывается одним словом - это тяжелый фильм. Его тяжело смотреть, о нем тяжело писать. Дежурная журналистская ирония по поводу американского отношения ко всей мировой истории и культуре вообще и американского кино в частности здесь совершенно неуместна - сюжет таков, что отторгает любую иронию. К тому же есть еще и бешеный успех - аудиенция, данная папой римским исполнителю главной роли Джеймсу Кэвизелу.

Мел Гибсон, католик-традиционалист, снял фильм, в котором Спаситель сведен исключительно к своей человеческой, плотской ипостаси - сцены его мучений столь подробны и кровавы, что ни о каком духе здесь нет уже и речи. Гибсон - что, в принципе, вполне в католической традиции - буквально изображает все, рассказанное в Писании, как оно могло бы выглядеть в реальности. Так бы, наверное, в Голливуде снимался любой сюжет про неправедно гонимых, но несломленных героев. Когда в сцене бичевания Христос, превращенный буквально в один сплошной кусок кровоточащего мяса, собрав волю в кулак, поднимается на ноги или когда в сцене пути на Голгофу иудей помогает ему поднять крест и подставляет плечо - это пафос самого классического голливудского типа: "Вы думали, вы "сделали" нас? Нет, это мы вас "сделали". Вещи эти вполне предсказуемые и даже, наверное, нельзя сказать, что неосознанные, - вероятно, именно так Гибсон, снявший "Храброе сердце", представляет себе духовный подвиг. Что, конечно, несколько простодушно, но не вызывает особой иронии.

Потому что здесь классический голливудский пафос не так уж и противоречит классическому христианскому.

Если что ему и противоречит, то это весьма неожиданная эстетизация страданий Христовых. В какой-то момент истерзанное тело и лик Христа (над гримом Кэвизела лучшие голливудские профессионалы ежедневно работали в течение семи часов), представленные каждой вывороченной раной, каждым клочком разорванной кожи, начинают самым неподходящим образом напоминать почти арт-объект современного искусства: крупный план лица с заплывшими фиолетовыми глазницами, симметрично покрытого багровыми рубцами, в обрамлении терновых игл на фоне серых камней Голгофы.

Производит ли это впечатление? Да, фильм Гибсона производит сильнейшее эмоциональное впечатление. Вопрос только в том, то ли это впечатление, которое необходимо в данном случае.

Отец Андрей Кураев: "Что касается антисемитизма, то все мои симпатии на стороне Гибсона"

"Профиль": Насколько экранизация Священного Писания может быть художественно значима и стоит ли вообще этим заниматься?

Отец Андрей Кураев: С моей точки зрения, экранизация библейских сюжетов вполне допустима. За одним исключением - не стоит создавать образ Христа, по причине того, что кинообраз, в отличие от образа литературного, чрезвычайно цепкий и агрессивный. Происходит жесткая сцепка в сознании зрителя между обликом актера и тем персонажем, которого он играет: мы говорим "Штирлиц" - подразумеваем "Тихонов", мы говорим "Тихонов" - подразумеваем "Штирлиц". Есть опасность, что человек, который посмотрит фильм, где есть образ Христа, потом многие годы при слове "Христос" будет вспоминать облик актера, его сыгравшего. И в своей молитве будет, по сути дела, обращаться к этому актеру.

"П.": Но ведь довольно сложно экранизировать Евангелие без Христа?

А.К.: Я понимаю. Единственная такая успешная попытка была в театре - еще в докинематографическую эпоху. Это была пьеса Константина Романова "Царь Иудейский". Там было найдено такое модернистское решение, когда главный персонаж не появляется на сцене, но о нем все остальные герои говорят.

"П.": А из известных экранизаций Нового Завета что вам нравится больше всего?

А.К.: Мне кажется очень корректным фильм Пазолини "Евангелие от Матфея".

"П.": Но там Пазолини в основном говорит не про Христа, а про себя. Это для вас эстетически убедительно?

А.К.: Наверное, да.

"П.": Фильм Гибсона собрал огромную аудиторию. Как это может быть оценено церковью?

А.К.: С моей точки зрения, реальная проблема, как я уже сказал, в том, чтобы не произошло отождествления актера и самого Христа.

"П.": А с другой стороны, фильм посмотрели миллионы человек, многие из которых - если бы не Гибсон и не Голливуд - толком и не узнали бы перипетий этой истории.

А.К.: Здесь есть некая проблема. Миссионерские средства не могут быть безусловно и до конца чистыми. Это в том числе касается и моей работы, моих лекций. Есть церковные люди, которым это не нравится. Также и здесь.

"П.": Многие ставят в упрек Гибсону чрезвычайный натурализм.

А.К.: Мне сложно судить, я не видел фильм. Но что касается натурализма, то - по крайней мере в испанской католической традиции - распятие предельно натуралистично. Я думаю, что если, скажем, я буду когда-нибудь работать с этим фильмом, то буду с его помощью комментировать Туринскую плащаницу. Она позволила на страдания Христа посмотреть с медицинской точки зрения. Мы все время говорим, что была крестная мука, но из-за того, что людей перестали распинать, слова Цицерона о том, что это самая жуткая из всех казней, придуманных человечеством, оставались просто красивыми словами.

"П.": Вы, наверное, слышали, какой скандал разразился из-за обвинений Гибсона в антисемитизме?

А.К.: Да, слышал. Все мои симпатии на стороне Гибсона. Потому что если по этому мотиву расставлять произведения культуры, то очень скоро за этой границей окажется и само Евангелие. В сущности, если говорят о судебном преследовании Гибсона, то мы понимаем, что речь идет о судебном преследовании Евангелия. То есть сейчас вновь предлагают возродить некую цензуру. Я, кстати, только сегодня прилетел из Сыктывкара, где на местную епархию подан иск за то, что там продается Библия. Тот, кто подал иск, цитировал места из Библии, которые показались ему кровожадными, поносящими евреев перед остальными народами, и, соответственно, он требовал изъять эту книгу из продажи и примерно наказать Сыктывкарскую епархию. Я думаю, что в смысле политкорректности следует соблюдать те же стандарты, что и в отношении обычных светских законов, - то есть не давать ей обратной силы и не подвергать цензуре те произведения, которые уже давно присутствуют в культурном поле.

Диакон Андрей КУРАЕВ, профессор Православного Свято-Тихоновского Богословского института.

"Профиль", 29 марта 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама