Недавно ехал я в метро и услышал разговор двух пожилых женщин. Одна другой громко объясняла: "Да какое там по любви? Ему ж не Машка твоя нужна, а московская прописка! Это ж самое простое объяснение". Обычный разговор обычных людей, такие по десять раз на дню можно услышать, а то и поучаствовать. Но за этой обыденностью скрываются очень непростые вещи.
И вспомнилось мне там же, в вагоне, что несколько лет назад вышла у меня в "Фоме" статья "Как не порезаться бритвой Оккама". Я там полемизировал с атеистами, считающими принцип Оккама о неумножении сущностей аргументом против религиозной картины мира. Тема, в общем-то, сугубо теоретическая. Речь шла о том, кем был английский философ XIV века Вильям Оккам, с чем он полемизировал, выдвинув свой знаменитый принцип, как это его "неумножение сущностей" можно понять неправильно, и так далее.
Но вот там, в метро, я вдруг понял, что о "бритве Оккама" можно говорить и в совершенно практической, даже бытовой плоскости. Миллионы людей, никогда об Оккаме не слыхавших, вполне успешно используют его бритву в обыденной жизни. А именно в отношениях с людьми.
В самом деле, когда мы ищем объяснения каким-то словам или поступкам окружающих, то идём от простого к сложному. Почему с Марьей Ивановной соседка в лифте не поздоровалась? Самое простое объяснение дурно воспитана, с детства не приучена к вежливости. Но если потом окажется, что соседка получила блестящее воспитание, то объяснять её поведение придётся уже более сложными причинами. Например, у неё какие-то проблемы, она мыслями целиком в них и ничего вокруг не замечает. Или зуб у неё болит. А если и эти версии не проходят, то надо предположить самое фантастическое, ввести новую сущность: она обижена на Марью Ивановну за что-то, о чём та уже давно забыла.
Пример карикатурный, но неплохо демонстрирует оккамовский принцип экономии мышления. И вся его карикатурность заключается лишь в том, что причины, самые простые и естественные для гипотетической Марьи Ивановны, могут вовсе не казаться таковыми нам.
То есть проблема в том, что считать наиболее естественным, наиболее вероятным. И вот тут между людьми проходит довольно чёткая граница. Одни исходят из "презумпции добра" и наиболее естественными побуждениями считают милосердие, сочувствие, симпатию, искренний интерес, жажду познания и проч. Другие придерживаются "презумпции зла" и самые низменные побуждения полагают самыми вероятными. Можно вспомнить, например, такой момент из замечательного фильма советских времён "Хозяйка детского дома" (с Натальей Гундаревой в главной роли). Там молоденькая воспитательница получила комнату в коммуналке и пригласила коллег на новоселье. Одна из этих коллег искренне радуется за девушку: теперь твой молодой человек обязательно сделает тебе предложение, он же из деревни, значит, ему нужно зацепиться за жилплощадь. И далее коллега совершенно не понимает возмущения остальных: а что такого она сказала? Выдвинула ведь самое естественное, самое логичное предположение. Ведь люди, как правило, исходят из шкурных мотиваций, разве нет?
При таком взгляде на мир (а точнее сказать, в таком состоянии души) шкурное действительно оказывается наиболее естественным и вероятным объяснением.
Почему, к примеру, немолодая уже женщина ухаживает за своей парализованной подругой? Ясно же, ради завещания на квартиру! Дружба, верность, сострадание да бросьте вы, это избыточные сущности, не стоит их привлекать! Проще всё, проще!
Почему волонтёры тратят своё время, силы и нервы, возясь с бабушками и дедушками в домах престарелых? Пиар это всё, пиар! С этого они начинают общественную, а там, глядишь, и политическую карьеру! Мы-то в корень зрим, мы все эти интеллигентские штучки вроде милосердия считаем не то что вообще невозможными, но крайне маловероятными. Тут не романтические книжки и фильмы, тут жизнь, где человек человеку волк!
Почему вот этот неглупый, вроде бы, мужчина ведёт детскую туристическую секцию, получая за это копейки? Зачем тратит столько своего времени, водя детей в байдарочные походы? Только не говорите, что он любит детей! Мы-то догадываемся, как он их любит! Желание научить чему-то полезному, мысли о будущем этих детей и о будущем страны вообще это всё красивые слова, а подлинное объяснение куда проще и куда грязнее! Каждому понятно, что этому "бессребренику" надо!
Или вот почему этот молодой, умный парень, вместо того, чтобы делать карьеру в науке или бизнесе, пошёл вдруг в духовную семинарию? Что? Вера? Личная встреча со Христом в глубине сердца? Желание отдать жизнь за Бога? Эх, вы, наивные! Зачем привлекать столь сложные объяснения, когда действительность гораздо проще: с ума сошёл, шиза взыграла! (А случись такое лет тридцать-сорок назад, к шизе прибавилось бы ещё версия о сребролюбии ведь каждый советский человек знает, какие эти попы богатые, как они на "Волгах" ездят и чёрную икру от пуза трескают!).
Вот так бритва Оккама вполне себе полезный интеллектуальный инструмент способна отсечь любые объяснения, кроме самых низменных. Что, в общем, и понятно. Разве плох сам по себе нож? Просто одни им режут хлеб, а другие головы.
Конечно, так всегда было. Всегда кто-то, пытаясь понять чужое поведение, предполагал светлые мотивации, а кто-то тёмные. И ведь нельзя сказать, что одни безусловно правы, а другие безусловно нет. Можно привести сколько угодно примеров, когда вроде бы благие поступки совершаются из самых подлых побуждений. Действительно ведь, человеческая природа искажена грехом, и грех на любой почве может вырасти. Потому и добрыми побуждениями дорога ясно куда бывает вымощена.
Очень легко осудить приверженцев "презумпции зла" мол, они сами по себе моральные уроды и потому в добро не верят. Однако в жизни всё сложнее, чем в этой схеме. Один и тот же человек в одних обстоятельствах может придерживаться "презумпции добра", а в других "презумпции зла". Бывает, что крайне подозрительные люди, отказывающие окружающим в светлых намерениях, сами ведут себя исключительно порядочно, и более того милосердно. Да, в порядочность других они не верят, но и не позволяют себе расслабиться и чужой непорядочностью оправдать собственную. А бывают и противоположные примеры когда люди априори исходят из того, что все вокруг добрые и светлые, и такая наивность кончается грустно.
Но примеров можно привести всяких, в том числе и самых экзотических, однако интереснее тенденции. А тенденции в разные времена и в разных обществах различаются. При советской власти, как её ни обличай, всё-таки "презумпция добра" была мейнстримом, а "презумпция зла" маргинальной. В наше время всё с точностью до наоборот. Тётка в метро, с которой я начал эту колонку, продемонстрировала самый распространённый подход. Не потому, что такая плохая и бессердечная. Я ничего о ней не знаю, и вполне допускаю, что лично она подвижница и бессребреница. Но на тётку уже двадцать лет льётся такой густой поток негатива из телевизора, из газет, из разговоров что количество перешло в качество. Если человеку год за годом твердить, что все вокруг свиньи он в конце концов поверит, даже если и не встанет сам на четвереньки и не захрюкает.
...А нам, христианам, приходится жить среди этого. Жить в обществе, где "презумпция зла" пропитывает мозги большинства. Причём очень часто и наши "православные" мозги тоже. Просто до поры до времени мы можем этого не замечать. Читая в Евангелие о добром самарянине, мы охотно верим в его высочайшие побуждения. А вот если наш знакомый подберёт на улице избитого человека и повезёт его в ближайшую больницу, да ещё простимулирует врачей мы на словах одобрим, а внутренне засомневаемся. Как-то странно. Как-то нетипично. И чего ещё можно ждать от него? Какого очередного неадекватна? Может, безопасности ради стоит подальше держаться от таких подвижников? Может, это шиза?
Да вот реальный пример. Есть у меня друзья, живущие в крошечном городке, фактически в деревне, и среди их соседей неблагополучная семья. Муж почти неподвижный инвалид, жена алкоголичка, и у них десятилетний сын. Друзья мои, когда соседка уходит в запой, забирают мальчика к себе и ежедневно ходят кормить его неподвижного отца. Так вот, над ними смеётся вся улица. Называют их чудиками, идиотами. С половиной из этих смеющихся мои друзья вместе стоят на церковных службах, причащаются из одной чаши. Это как? Это нормально?
Увы, с точки зрения улицы вполне нормально. "Сейчас каждый за себя. У вас что, своих проблем мало?". А вот альтруизм кажется в лучшем случае дурью, а то и замаскированным злодейством.
Надо трезво отдавать себе отчёт в обозримом будущем такое состояние общества не изменится. "Презумпция зла" останется преобладающей тенденцией. И если мы, христиане, будем творить дела милосердия на нас многие будут смотреть косо, от нас будут ожидать подлянок, в нашу искренность не поверят.
Но не стоит ужасаться. Мы ведь призваны делать добро не ради похвалы, и даже не ради того, чтобы переделать общество. А просто ради Христа. Которого, вспомним, многие Его современники тоже подозревали в обмане и корысти. Нормально. Пусть подозревают, а мы будем делать.
Ну и напоследок: а при чём тут бритва Оккама? Да, в общем-то, и не при чём. Просто мало ли что в метро вспомнится.
Источник: Фома