ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сделайте мне красиво

Елена Костандис :: 12 октября 2011

Рассуждения "сделайте мне красиво" слышат не только парикмахеры и программисты. О правах потребителя начинают рассуждать те "захожане", которые приходят в храм только для того, чтобы освятить крашеные яйца или отпеть ближнего, а вот смысл самого действия им неважен. Просто – так принято.

По работе я веду обширную переписку, и письма от партнеров иногда бывают весьма любопытные. Но одно, полученное недавно, сильно озадачило. Компания, с которой прежде обсуждался вопрос поездки группы в Иерусалим и Вифлеем на Рождество, сообщала мне, что группа поменяла маршрут и поедет в Бари. Это личное дело каждого – куда ездить на Рождество, но меня царапнула формулировка отказа: "Бари – это цивилизованная Европа, там вообще красиво и чисто. Туристам неохота видеть на Рождество орущие толпы и помойку. Да и потом, Рождество – это все же святой Николай".

Признаться, я до сих пор не побывала в Бари. Поэтому не могу сказать, насколько там красиво. Мне почему-то казалось, что коль скоро речь идет о религиозном туризме (пусть и не в строгом смысле паломничестве), то понятие "красиво" не всегда стоит на первом месте. Охотно признаю, что в Иерусалиме и в Вифлееме улицы будут не настолько вылизаны, как в цивилизованной Европе. Не могу не отметить правильности замечания о толпах (впрочем, в Бари на Рождество тоже, говорят, народа немало). Меня другое огорчило: то, что Рождество – это "все же святой Николай". Ну спасибо, что Николая оставили. А то был бы сплошной jingle bells без малейшего понятия, что же такое Рождество. Хотя, судя по всему, смысл праздника Рождества в данном случае был не особо интересен.

Я видела многих людей на праздновании Рождества в Иерусалиме. Сербов из разбомбленной миротворцами НАТО Югославии. Греческих крестьянок из нищих деревень, всю жизнь собиравших по медному грошику, чтобы раз в жизни побывать на Святой Земле. Румынских строителей с тяжелыми мозолистыми руками. Тихих и улыбчивых японцев. Кричащих в пароксизме радости православных арабов.

Не знаю, задавался ли кто-то из них вопросом, что улицы недостаточно чисты, а толпа недостаточно респектабельна. Вряд ли их это волновало. У них были несколько иные цели.

Рассуждения "сделайте мне красиво" слышат не только парикмахеры и программисты. О правах потребителя начинают рассуждать те "захожане", которые приходят в храм только для того, чтобы освятить крашеные яйца или отпеть ближнего, а вот смысл самого действия им неважен. Просто – так принято.

Судебный казус с екатеринбургским правозащитником Алексеем Коневым, бывший три года тому назад, скорее анекдотичен, но только анекдот этот весьма скверный. Напомню для тех, кто забыл: председатель общественной организации "Помощник потребителей" А. Конев подал в суд на местную епархию Русской Православной Церкви, поскольку, заказав отпевание родственника, остался недоволен качеством выполнения обряда. Конев даже не поленился провести проверку на предмет соблюдения епархией "Закона о защите прав потребителей", объясняя это тем, что Церковь "такой же исполнитель, как, например, химчистка или стоматологический кабинет". Правозащитник также рассказал, что в екатеринбургских храмах отсутствуют предусмотренные законом вывески и "информационные стенды исполнителя".

Вам уже смешно? Лично мне – нет. Даже если не брать в расчет вопиющую юридическую безграмотность г-на Конева (Церковь не является коммерческой организацией, поэтому сам иск был абсурден – впрочем, суд его и отклонил), то подобная история, при всей своей нелепости, не является для российского общества чем-то из ряда вон выдающим. В суд подал один юридически неграмотный склочник, а вот сколько тех, кто в суд не подает, но зато не устает жаловаться, что его не обслужили в храме по всем требованиям? Не так исповедовали. Не так спели. Свечница не улыбалась, как барышня на стойке приема. В храме было душно. Служба длилась долго. Да много, много всего. В обществе, которое труд учителя или врача считает сферой услуг, иного отношения к Церкви пока ожидать трудно. И если с тем, что учитель и врач хоть изредка должны получать хоть какое-то вознаграждение за свои труды, согласится каждый обыватель, то к служителям Церкви отношение еще хуже. Почему-то подразумевается, что их Господь манной небесной напитает, как древний Израиль в пустыне. Пытаешься человеку нецерковному объяснить, что Церковь живет на пожертвования – в ответ прилетает дежурная фразочка о "попах на мерседесах". Рассказываешь, что сегодня нет общего правила платить десятину, но ты в меру сил пытаешься это правило соблюдать – тебе тут же расскажут, на что именно эти деньги надо потратить, а Церковь, мол, и так "от денег пухнет" (цитата из разговора с одним антиклерикалом). Не знаю, не знаю... Может, и правда где-то в Русской Церкви есть священники-любостяжатели. Мне вот только, по слабости моей и недостоинству моему, их не показывают. За все то время, что я в Церкви – а это практически с младенчества, уже без малого сорок лет, – я таких не видела. Хотя жила в разных странах и самых разных священнослужителей встречала.

Но речь даже не об этом. Суть в том, что большинство "захожан" видит в Церкви именно сферу услуг. Сделайте так, как я хочу. Обслужите меня духовно. Что, за это еще и пожертвование полагается? Ну дают, совсем обнаглели!

Думаете, я утрирую? Ох, если бы. Все наблюдения взяты исключительно из нашей жизни. Например, была в одном Интернет-сообществе для родителей просто выдающаяся в своем роде запись под заголовком "Пишу в бешенстве". Что же так взбесило молодую мамочку? А вот что: хотела она крестить сына в другом городе, не в Москве. Будущий крестный папа – человек серьезный и занятой, некогда ему всякой ерундой заниматься, вот он и уезжает в командировку. Мамочка посылает узнать, можно ли крестить младенца без крестного отца, а тут ей сообщают "грустную новость, что с 1 марта какой-то там священный Синод запретил крестить без предварительных бесед, учений молитв (не знаю как это правильно называется),а уж об отсутствии крестного вообще и речи быть не может" (выделено мною – Е.К., за точность цитаты ручаюсь). В комментариях к записи другие мамы пытаются урезонить взбешенную особу, объясняя ей смысл Таинства, но куда там. Она неожиданно узнает, что за крещение еще полагается пожертвование, и это вызывает новый приступ гнева. А когда кто-то задает ей вопрос, зачем же ей нужно крестить ребенка, если она сама не понимает, что это за Таинство (и растить ребенка в Православии, судя по всему, не собирается), мамочка очень удивляется и отвечает: "Как это зачем? Надо. Очень надо!" Надо – и все. Потому что все так делают. Или потому что лишний повод для гулянки. Или бабка какая сказала, чтобы окрестили младенца, в помощь к ее, бабкиным, заговорам от сглаза.

А если мне надо – то сделайте мне красиво и так, как я хочу. И без всяких "учений молитв". Но самое интересное, что при всяческих социологических опросах эти люди уверенно назовут себя православными.

Несчастные советские граждане, выросшие и жившие под окрики "Мужчина, вас здесь не стояло! Вас много – я одна! Больше двух пачек в одни руки не пробивать!" – они теперь во многом пытаются компенсировать то прошлое хамскими окриками уже со своей стороны. Но пословица не зря говорит, что из хама не выйдет пана. Смердяков – он вечный лакей. "...вот эти-то всегда и начинают именно с того, что презирают ... среду свою, свой народ и даже веру его, иногда даже до ненависти" (Достоевский, "Дневник писателя").

И если подобное отвратительно просто в отношениях между людьми, то каково же оно в храме Божьем! Хочется этим людям задать вопрос: ну хорошо, это вот тебе неудобно в Церкви, этого тебе недодали – а ты-то сам, ты что принес? Сердце свое? Или хоть ноги немножко заставил поработать, выстояв службу? А не ныл, что у католиков так удобно – сидеть можно, и орган красиво играет, не то, что в этом варварском русском православии, никакой заботы о потребителе...

Или еще случай: две высокообразованные, утонченные дамы беседуют о Божественном. И одна из них роняет замечание, что, слава Богу, так удобно у них в приходе – проповедь говорится уже в самом конце службы. И почти никто на нее не остается, а все потихоньку расходятся по домам. Потому что слушать проповедь неинтересно и вообще ничего особо умного не услышишь. Не знаю, известны ли были дамам слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): "...священник, стоящий на амвоне, стоит как бы на камне, отваленном от дверей гроба Господня и "не может быть без пользы слово благовествования со святого места. Даже самое убогое слово с амвона учит истинам Православия". Может, известны. Но, боюсь, стремление сделать свою церковную жизнь удобной для себя кому-то будет важнее слов архимандрита Иоанна.

Не стоит думать, что подобная позиция – это знамение нашего постиндустриального общества. Нет ничего особо нового на свете. Снова читаем классику, на сей раз Толстого:

"Либеральная партия говорила, что в России все дурно, и действительно, у Степана Аркадьича долгов было много, а денег решительно недоставало. Либеральная партия говорила, что брак есть отжившее учреждение и что необходимо перестроить его, и действительно, семейная жизнь доставляла мало удовольствия Степану Аркадьичу.... Либеральная партия говорила, или, лучше, подразумевала, что религия есть только узда для варварской части населения, и действительно, Степан Аркадьич не мог вынести без боли в ногах даже короткого молебна и не мог понять, к чему все эти страшные и высокопарные слова о том свете, когда и на этом жить было бы очень весело ... Итак, либеральное направление сделалось привычкой Степана Аркадьича, и он любил свою газету, как сигару после обеда, за легкий туман, который она производила в его голове".

Читаем классику.

Там иногда можно найти ответы на многие вопросы.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама