ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Записки из подполья... религиозной жизни в СССР

Протоиерей Кирилл Каледа :: 18 октября 2011

В понедельник, 17 октября, на телеканале "Россия-Культура" состоится премьера документального фильма Александра Архангельского "Жара" – о духовных поисках советских людей в 1970-1980-е годы.

Было ли это время духовного подъема и возрождения? Что грозило верующим в Советском союзе? Где молодые люди могли почерпнуть знания о Боге? Об этом и многом другом рассказал Правмиру участник фильма протоиерей Кирилл Каледа.

Главное и второстепенное

Когда говорят о духовном возрождении 70-80-х годов, я не могу согласиться. По крайней мере, по внутренним ощущениям.

Тогда была сильна идеологическая обработка молодежи, и очень многие молодые люди – на самом деле честные, неиспорченные – искренне верили в коммунистическую доктрину и пытались следовать тем наставлениям, которые им предлагали комсорги. Среди моих университетских товарищей было немало таких людей.

Были и те, кто пытались искать что-то вне коммунистической идеи, казавшейся им лживой, фальшивой. Они шли на бардовские концерты, на выставки нетрадиционного искусства, в том числе – на выставки авангардистов на Малой Грузинской [1]. Ведь это было что-то необычное, нестандартное, не формально заученное, раз из раза повторявшееся на партийных или комсомольских собраниях и лекциях по марксизму-ленинизму.

Я и сам ходил на Малую Грузинскую. С интересом, не более. Серьезного духовного влияния эти вернисажи не имели.

Единицы пытались искать духовность и религиозность.

Кто-то окунался в увлечение различными восточными религиями – потому что они проще, а христианство, православие считалось чем-то второсортным, для отсталых. Потом многие (по крайней мере, с кем я знаком) завершали поиски приходом к православию.

Были среди моих знакомых и те, кто крестились, а дальше никаких шагов не делали. Поскольку они объявили себя воинами Христовыми, а оружия в виде молитвы, щита в виде участия в таинствах на себя не надели, они подвергались различным искушениям, некоторые падали в глубочайшую духовную яму. Но некоторым все же удалось вернуться в Церковь.

70-е – то время, когда диссидентство еще не совсем загнали в угол. В Церкви, однако, было меньше диссидентов – по той простой причине, что там находили решение всех основных жизненных вопросов, осознавали, что политическая борьба второстепенна. Зачем заниматься второстепенной деятельностью, когда нашли главное?

Партийцем можешь ты не быть, но комсомольцем – быть обязан

Говорить о том, что ты верующий, было нежелательно. У нас в университете был случай (уже после того, как я его окончил), когда студент не встал на минуту молчания памяти только что скончавшегося Брежнева. Свое поведение студент объяснил тем, что он человек верующий, и потому не желает этого делать. В итоге его выгнали из института. И это далеко не единичный случай, когда студентов отчисляли из-за религиозных взглядов.

Многие верующие, по крайней мере из круга моих друзей, избегали вступления в комсомол, что влекло за собой определенные сложности. Так, отказ от комсомольского значка ограничивал круг вузов, в которые можно было поступить. Двери институтов и факультетов, так или иначе связанных с идеологией, накрепко закрывались, и верующий уже не мог мечтать стать студентом, скажем, истфака.

Вполне логично, что это осложняло и поступление на работу, продвижения по службе. Думать о поездках за границу и в голову никому не приходило. Возможны были и более серьезные проблемы.

Так что мы старались соблюдать осторожность, тем более наше семейство: папа был тайным священником, дома совершал богослужения.

Например, просто пригласить ребят из класса или со двора в гости мы возможности не имели. Дома висели иконы, которые закрывались очень редко. Родители, понимая, что нам нужно общение с друзьями из верующих семей, старались сделать так, чтобы мы чаще встречались с ними, пусть для этого и приходилось ездить в разные концы Москвы.

Верующие, как правило, знали друг друга – встречались в храмах. Семьи, которые сберегли веру преемственно, сохранили и связи между собой, поддерживали их, понимая, что без общения с единомышленниками по вере невозможна нормальная жизнь.

Не надо думать, что мы, собираясь с друзьями, только пели псалмы и читали молитвы. Хотя порой вместе ходили на службу, ездили в Лавру на Троицу, в день, когда вспоминают преподобного Сергия Радонежского.

Мы еще и катались на велосипедах, ходили в походы, ездили к друзьям на дачу, где нас ждал полный комплекс дачных дел и забав – от участия в ремонте дачного дома до ночных посиделок у костра. Любили послушать, что говорят о жизни наши родители, родители друзей.

Уроки православия

В Москве в те времена существовали своего рода кружки, где духовные наставники собирали вокруг себя молодежь, проводили какую-то просветительскую работу. Например, беседы, напоминающие семинары по изучению Священного Писания, или литературные вечера, в основе которых была христианская составляющая.

Так, собирала на литературные беседы у себя дома на Тверском бульваре филолог Вера Алексеевна, тетя Вера. После ее бесед многие воцекровлялись. К этому кругу близки были священник Сергий Правдолюбов, настоятель Троицкого храма в Троицком-Голенищеве, клирик того же храма отец Николай Кабанов.

Наш папа в течение длительного времени проводил семинары по изучению православия. Они были разные по форме, по тематике, по составу приглашенных. В первую очередь папа ориентировался на нас, детей. Я, поскольку родился в серединке между остальными детьми, прошел курс дважды – сначала со старшими, потом с младшими.

Тематика занятий была разная: изучение Священного Писания, богослужения, Символа веры, иногда – литературные беседы. Занятия проходили систематически, в определенное время, обычно раз в две недели. Иногда папа выступал ведущим этих занятий, иногда мы получали задания, сами разбирали тему с помощью рекомендованной литературы, которую нужно было еще найти... То есть такие настоящие семинарские занятия.

Среди тех, кто в них участвовали – Алексей Гоманьков, сын Владимира Ивановича Гоманькова, сегодня доктор геолого-минералогических наук; ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин; ныне покойная схимонахиня Екатерина (Сахарова), тогда просто Наташа Сахарова...

Появлялись и кружки, организованные самой молодежью. Так, был интересный кружок, собравшийся вокруг Анатолия Фролова – теперь отца Анатолия, протоиерея, настоятеля храма святителя Тихона в Клину. В нем активное участие принимал мой младший брат Василий [2]. Из этого круга вышло много интересных людей, и не только священнослужителей. Например, Юрий Ахметович Минуллин, директор паломнической службы "Радонеж". Ребята регулярно собирались, тоже изучали Священное Писание, богослужения, обсуждали нравственные проблемы внутреннего роста, ходили вместе в храмы и совершали паломнические поездки.

Тогда паломничество было несколько иным, чем сегодня. Это сейчас – сел на автобус и поехал в Оптину пустынь. А тогда в Оптиной в алтаре стояли трактора. Но все равно ребята – старшие школьники, студенты – собирались и ехали...

Большое влияние на московскую молодежь имели несколько священников. Например, протоиерей Всеволод Шпиллер. Он регулярно говорил запоминающиеся проповеди в храме святителя Николая в Кузнецах и сумел создать общину, из которой вышли известные священнослужители – отец Владимир Воробьев, отец Александр Салтыков, покойный отец Александр Куликов. К этому кругу был близок и нынешний владыка Пантелеимон (Шатов). В отличие от предыдущих групп, это была крепкая община при храме.

Несколько иного плана был приход храма Илии Пророка "Обыденного". Настоятель храма отец Николай Тихомиров и клирик храма отец Александр Егоров не умели говорить яркие проповеди, но их духовный облик, их пастырская деятельность привлекали в храм очень многих людей, в том числе интеллигенцию.

Отец Александр Егоров был духовником отцов Максима Козлова, Артемия Владимирова, Николая Соколова, моей сестры матушки Иулиании [3]. Он был и мои духовником, который вел меня с детства и оказал огромное влияние на мое духовное становление. Об отце Александре сложно рассказывать – вроде бы ничего особенного не происходило. Он просто самыми простыми словами мог сказать о главном так, что ты понимал, как и куда двигаться дальше.

В Обыденский переулок ходили потомки бывших дворянских родов, много молодежи.

В конце 70-х – начале 80-х в Обыденском мы наблюдали уникальное явление. Тогда повсюду происходило "закручивание гаек", в храме люди старались здороваться друг с другом только глазами – иначе было небезопасно. И вот, на этом фоне в Обыденском собралась группа молодых людей, которая, как теперь бы сказали, на волонтерских началах стала ремонтировать храм. Во главе молодежи оказался мой товарищ Сергей Тутнов, сейчас он – известный художник и живет во Франции. Некоторые участники после этого ремонта начали свою деятельную жизнь в Церкви.

Много молодежи собиралось на проповеди отца Виталия Борового, который несколько лет был настоятелем Богоявленского кафедрального собора. Он регулярно проповедовал, несмотря на свою напряженную богословскую деятельность, на занятость в Отделе внешних церковных сношений.

Нельзя не сказать и о значении отца Александр Меня с определенным колоритом его личности и его общины, которая тогда была создана и существует до сих пор.

Дискуссии вызывала деятельность отца Дмитрия Дудко с его "вопросами и ответами", с его яркими проповедями. К отцу Дмитрию, чтобы разрешить какие-то сомнения, приходило много молодежи, в том числе и невоцерковленной. Он за свою деятельность подвергался репрессиям (ему запрещали служить, арестовывали в 1980 году).

Светлые лица

Для меня большое значение имело общение с исповедниками. Некоторые приходили к нам в дом – это были старшие друзья родителей, к некоторым ездили мы сами. И это общение было не какого-то специально обучающе-поучающего плана. Хотя Николай Евграфович Пестов, известный духовный писатель, проводил с нами, молодежью, беседы на темы Священного Писания, особенностей богослужения.

Но чаще мы просто сидели за столом, пили чай. И эти потрясающие люди рассказывали истории из своей жизни, из жизни Церкви, или просто делились какими-то своими наблюдениями, мыслями, порой по самым будничным вопросам.

Это были удивительные уроки. Но, повторяю, не в формате наставления, назидания. Уроки жизни. Глядя на них, я понимал, что все мои сомнения – глупость, ведь вот передо мной сидит человек, столько вынесший, переживший. А его лицо – светится.

В 70-80-е они были уже в преклонном возрасте, но эти люди, прошедшие через страдания, обладали неким духовным светом, к которому окружающие стремились. Они имели огромное значение для жизни Церкви в то время. Во многом благодаря этим столпам Церковь сумела затем, в 90-е годы, восстать.

Здесь можно назвать много имен. Среди духовенства – отец Василий Евдокимов, клирик Ташкентской епархии, духовный сын старца Нектария Оптинского, отца Бориса (Холчева). Да и сам отец Борис (Холчев), духовный сын Алексия Мечёва, скончался в 1970-х годах. Удивительный отец Николай Иванов (Николай Павлович Иванов) – тайный священник, сотрудник журнала Московской Патриархии, человек, который прошел через лагеря, тюрьмы и сподобился того, что его открыто отпевали – он скончался в 90-е.

Приезжали мы к протоиерею Тихону Пелиху в Сергиев Посад, в его дом на Красюковке, к матушке Михаиле (Шитовой), за плечами которой тоже были лагеря... Общались с Дмитрием Евгеньевичем Мелиховым, известным психиатром, духовным сыном отца Алексия Мечёва, членом христианского студенческого движения; с последними дивеевскими монахинями – схимонахиней Маргаритой, тетей Фросей (Лахтионова Евфросиния Фоминична), матушкой Серафимой (Булгаковой), жившей в селе Выездном около Арзамаса.

На самом деле мы все призваны к исповедничеству, свидетельству о Христе перед окружающим миром. Но сейчас, думаю, исповедничество в узком смысле, о котором мы и говорим, когда человек претерпевает страдания, гонения за веру, но принимает мирную, не мученическую кончину, невозможно.

По сто акафистов

Ошибки верующих и тогда, и сегодня – схожи. И в то время был синдром неофитства. Люди брались за все и сразу, читали по сто акафистов в день (я, конечно, утрирую, пытаясь передать суть).

Иногда именно такие "неумеренные" либо получали расстроенную психику, либо уходили из Церкви. Я, к сожалению, знаю такие случаи.

Также и сейчас среди людей, которые приходят в Церковь, наблюдается этот симптом неофитства, когда люди бросаются соблюдать строго правила, поститься по монастырскому уставу и так далее, забывая, что они – младенцы в вере, и им надо есть мягкую пищу, а не твердую. А острая, жареная – может привести к язве и более тяжелым последствиям. В духовном плане происходит то же самое.

Я понимаю тех, кто сегодня говорит, что тогда, в 70-е и 80-е, прийти к вере было легче. Это еще четко обозначил папа: тогда было явное противопоставление, когда ты либо в одном лагере, либо – в другом. Граница между лагерями была очень резкая. Либо ты верующий и принимаешь определенные тяготы, связанные с этим, осознаешь, что, скорее всего, окажешься за бортом общественной жизни. Либо – неверующий, и получаешь какие-то, пусть мнимые, земные, но блага, можешь надеяться на хорошую работу, заграничные поездки...

Хотя быть настоящим христианином – это всегда ношение креста. Сейчас эти границы размыты, все упрощено, комфортно. Много церквей, и не надо ехать через весь город для того, чтобы соседи не увидели, как ты в церковь зашел. Даже правила вечерни можно перед телевизором совершать – очень удобно. Правда, у меня как-то не получается.

Тогда было понимание: ты переступаешь определенную грань – значит выпадаешь из Церкви. А сейчас границы размыты, и не угадаешь – переступаешь или нет...

Примечания:

1.В 1975 – 1991 гг. по адресу Малая Грузинская, 28 располагался независимый профсоюз художников, графиков, фотографов и их выставочный зал.

2. Василий Глебович Каледа – доктор медицинских наук, профессор заместитель главного врача Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук.

3. Игумения Иулиания (Каледа) – настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама