В конце года в Египте должны состояться самые свободные в ее истории парламентские выборы с участием исламистов, либералов, консерваторов, левых и правых. Но свобода без толерантности опасна. Острый конфликт возник вокруг коптской общины – египетских христиан
Свобода без традиции уважения к процедурам (а откуда им взяться в Египте, в котором коррумпированную монархию в 1952 году сменил авторитарный режим, в разных модификациях просуществовавший до нынешнего года), без признания всеми участниками политического процесса цивилизованных "правил игры" может стать очень дискомфортной для меньшинств. В данном случае острый конфликт возник вокруг коптской общины – египетских христиан. Но ближайшие последствия дают некоторую надежду на то, что в Египте возможны перемены к лучшему.
Древняя религия
Христианство пришло в Египет в I веке нашей эры – по распространенному преданию, первым Александрийским патриархом был Марк, один из четырех евангелистов, ученик апостола Петра. Сейчас египетские христиане находятся в меньшинстве по сравнению с доминирующей в стране исламской общиной. Не менее 6 миллионов египтян исповедуют христианство – это примерно 8-10% населения страны. Среди них много представителей бизнеса и интеллигенции, оказывающих серьезное влияние на экономическую и духовную жизнь Египта. Например, Бутрос Бутрос Гали занимал высшие дипломатические посты в президентство Анвара Садата, а завершил свою карьеру на посту Генерального секретаря ООН. Его племянник Юсеф был министром финансов при Хосни Мубараке. После революции ему пришлось покинуть страну – так он мог избежать тюрьмы, в отличие от свергнутого президента и ряда его соратников (заочно его приговорили к 30 годам лишения свободы).
Коптская дилемма Египта
В Египте снова кровь
Красное воскресенье Египта
Впрочем, христиане в Египте не составляют единой общины. Некоторые из них подчиняются греческому православному Александрийскому патриарху, ведущему активную миссионерскую деятельность в Африке. Другие входят в состав Римско-католической церкви. Но подавляющее большинство египетских христиан принадлежат к Коптской церкви (слово "копты" происходит от греческого αiγvЇτ®ς египтянин), которая не признает решений Четвертого, состоявшегося в 451 году, и последующих Вселенских соборов. Сохраняющиеся теологические разногласия препятствуют молитвенно-каноническому общению между православными и коптами, хотя и не мешают поддерживать вежливые отношения – взаимные обвинения в ереси к нашему времени стали уже редкостью.
В одном Каире (не считая пригородов) расположено около ста коптских храмов и пять женских монастырей. В Александрии – около двух десятков церквей. Однако строить новые христианские храмы трудно – разрешения властей приходится ждать годами, а то и десятилетиями. Но исламские радикалы, несмотря на это, считают, что коптам предоставлено слишком много прав. В частности, они недовольны ремонтом коптских церквей, утверждая, что, согласно шариату, иноверные храмы запрещено ремонтировать без взимания специального налога – джизьи, которого в Египте в настоящее время не существует. Фундаменталисты требуют, чтобы состоятельная коптская община дополнительно раскошеливалась или примирилась с плохим состоянием своих церквей.
Жесткое противостояние
Насилие в отношении коптов началось еще до свержения Мубарака. В январе 2010 года некий Мухаммед Ахмед Мухаммед Хусейн открыл огонь из автомата по прихожанам коптской церкви в городе Наг-Хаммади погибли 7 прихожан и один полицейский, охранявший церковь. В этом месяце убийца был казнен. А на нынешний новый год произошел еще более трагичный теракт – взрыв около церкви в Александрии, в результате которого погибли 23 человек и несколько десятков получили ранения.
Александр Филоник: "Выступления коптов возникли спонтанно"
После свержения Мубарака положение коптов еще более ухудшилось – около 100 тысяч из них покинули страну за полгода. Уже весной по разным населенным пунктам Египта прокатилась волна столкновений. В городе Минья причиной конфликта стали обвинения со стороны христиан в похищении мусульманами женщин и насильственном обращении их в ислам. Мусульмане, со своей стороны, обвиняли коптов в принуждении женщин к отказу от ислама. В городе Кена возмущение мусульман вызвало назначение губернатором христианина-копта, который до этого занимал важную должность в полиции. В результате конфликты вылились в многотысячные демонстрации, прошедшие в разных городах страны, организованные как мусульманами, так и коптами; несколько человек в ходе этих конфликтов погибли.
В начале мая во время столкновений между мусульманами и коптами в Каире были убиты 15 человек и 230 получили ранения, была сожжена коптская церковь св. Марии, в руинах первого этажа которой был обнаружен обгоревший труп одного из церковных служителей. Египетские власти предприняли чрезвычайные усилия по восстановлению храма – уже 7 июня реставрированную церковь открыл премьер-министр Египта Эссам Шараф. Он назвал новое открытие церкви знаком единства между христианами и мусульманами страны и пообещал, что государство будет жестко пресекать все попытки посеять раздор между христианским и мусульманским населением Египта.
В то же время военный трибунал Египта приговорил после столкновений двух коптов к пяти годам тюрьмы. Их, в частности, обвинили в попытке превратить фабрику в христианскую церковь без разрешения со стороны властей. Коптская сторона считает их невиновными и утверждает, что их община получила разрешение на перестройку фабрики еще в январе, то есть в последние недели существования режима Мубарака. Сама фабрика была приобретена еще в 2006 году – так что копты ждали положительного решения более четырех лет, но в результате их активисты оказались в тюрьме.
Таким образом, власти страны маневрировали, стремясь не поссориться с мусульманским большинством и частично пойти навстречу коптскому меньшинству. Но решения, выгодные коптам, часто не исполняются – между теорией и практикой есть большая разница. Например, различные египетские инстанции выносили решения о том, что христианам, принявшим ислам и решившим вернуться обратно в христианство, позволяется снова получить запись в паспорт или свидетельство о рождении с указанием на принадлежность к христианству. В нынешнем году такое постановление издал Верховный административный суд Египта. Но большинство египетских судей – мусульмане – и многие их них трактуют законы и постановления, исходя из собственных религиозных предпочтений. Разумеется, когда копт переходит в ислам, то проблем с записями в документах у него не возникает.
Апогей конфликта
9 октября произошли события, которые можно считать апогеем противостояния. За несколько дней до них в городке Эдфу на юге страны была разрушена и сожжена недостроенная церковь, возведение которой, по официальной версии властей, осуществлялось без разрешения. Это событие переполнило чашу терпения коптской общины. Вечером 9 октября в центре Каира собрались до 10 тысяч христиан. В какой-то момент, когда армия и полиция блокировали толпу, неизвестные начали кидать в силовиков камни и коктейли Молотова. Военные стреляли на поражение. Итог: 26 погибших, сотни раненых. Силовики обвинили в случившемся коптов, а те доказывали, что стали жертвой провокации. Версию коптов поддержали левые партии, представители которых рассказали журналистам, что армия открыла огонь по мирным демонстрантам, а позже военные стали давить людей бэтээрами.
Трагедия в центре Каира вызвала общественное возмущение. Переходное правительство Египта всячески подчеркивает, что оно принципиально отличается от режима Мубарака – после жестокого разгона демонстрации коптов и подозрений в полицейской провокации его репутации был нанесен сильный удар. Поэтому в последующие дни египетские власти всячески демонстрировали свое сочувствие коптской общине. Тем более что один из самых влиятельных членов кабинета с самого начала резко осудил трагедию. Министр финансов Египта Хазем аль-Баблауи (выдающийся финансовый эксперт, долгое время работавший в Арабском валютном фонде) подал прошение об отставке. Правда, военные ее не приняли, видимо, опасаясь дальнейших негативных последствий для экономики. Дело в том, что столкновения с коптами привели к резкому падению ключевого индекса египетской биржи EGX30 более чем на 5%, чего не было уже десять месяцев.
Премьер Шараф встретился с главой Коптской церкви папой Шенудой III и выразил соболезнования от имени правительства Египта в связи с кровопролитием в Каире. Правительство издало указ, запрещающий все формы дискриминации, поправка, внесенная в уголовный кодекс государства, предусматривает штраф в размере не менее $5 тыс. за дискриминацию по признаку "пола, происхождения, языка, религии или убеждений". Государственному служащему, нарушившему новый указ, грозит три месяца тюрьмы или минимальный штраф в размере $16,8 тыc. Началось формирование комиссии по легализации культовых сооружений, которая призвана решать юридические вопросы, связанные со строительством мечетей и церквей. Власти подчеркивают, что новый закон станет единым для мусульманских и христианских культовых сооружений.
Шанс на лучшее
Солидарность с коптами проявила и часть мусульманского сообщества. Вечером 14 октября, после пятничной молитвы, сотни людей пришли к коптскому собору в Каире, чтобы продемонстрировать мусульмано-христианское единство. Еще более примечательно заявление исламского интеллектуала Мухаммеда Салима аль-Ава, возглавлявшего Международный союз мусульманских ученых: "Эти инциденты направлены на разрушение страны. Нападения были совершены лицами с огнестрельным оружие и ножами, атаковавшими и солдат армии и протестующих".
По его словам, у него есть доказательства того, что никто из коптских демонстрантов не совершал нападений на военных. Заявление аль-Ава важно, во-первых, потому что он весьма критически относится к Коптской церкви – в прошлом году он даже обвинил ее в хранении оружия в церквях и монастырях. А во-вторых, аль-Ава является одним из фаворитов президентских выборов, которые должны состояться в следующем году. Его кандидатуру могут поддержать многие исламские активисты.
Впрочем, не стоит предаваться слишком большому оптимизму. Если исламисты – пусть и умеренные – будут играть значительную роль в новом парламенте, далеко не факт, что законодатели одобрят либерализацию законодательства о храмах и другие толерантные меры. "Братья-мусульмане", правда, избрали на пост заместителя председателя своей партии "Свобода и справедливость" коптского ученого Рафика Хабиба, но это скорее исключение в мусульманской партии. Положение коптов как меньшинства в нестабильной стране до сих пор остается под угрозой.
Источник: Rus.ruvr.ru