ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Обиженные и возмущенные,

или как говорить о религии не задевая чужих чувств

Виталий Каплан :: 21 октября 2011

"Вы оскорбляете мои религиозные чувства!" – такие слова можно было услышать всегда, но в последние годы они участились. Не только в России – это общемировой процесс (достаточно вспомнить скандалы с карикатурами в датском журнале). Христиане оскорбляются не реже представителей других религий. На слуху у всех и судебные процессы по поводу выставок "Осторожно, религия" и "Запретное искусство", и христианские пикеты против фильма "Код да Винчи", и многое другое. Эти вещи воспринимаются верующими как первые ласточки будущих гонений, как наступление апокалиптических времён.

Атеисты, впрочем, "включают обратку" и говорят, что они тоже люди, у них тоже чувства, и само наличие религии в обществе для них унизительно и оскорбительно. Обиды же христиан они воспринимают как прелюдию к установлению тоталитарного православного режима, когда всех невосторженно мыслящих отправят на костры. Словом, претензии – взаимные.

Казалось бы, зачем вообще об этом говорить? Известно же, кто жаждет обидеться, тот всегда найдёт повод, а кто хочет обидеть, тому бесполезно что-либо объяснять – это может лишь подлить масло в огонь.

Но, мне кажется, говорить на эту тему всё-таки надо. Во-первых, неплохо бы нам, христианам, разобраться в том, что является обидой, а что нет, и как нам следует реагировать на обиды. Если мы начнём обижаться на всё подряд, да ещё и по каждому поводу жаловаться светской власти, мы серьёзно повредим своей душе. Впрочем, если с милой улыбкой спустим любую обиду – тоже повредим.

Во-вторых, есть немало неверующих людей, которые вовсе не хотят оскорблять нашу веру и наши чувства, но не знают, как с нами общаться, чтобы ненароком не задеть. Нередко такие люди хотят получить чёткую и понятную инструкцию, что можно, а что нельзя.

Разумеется, в этой колонке на сайте "Фомы" я излагаю исключительно собственную позицию, а не общецерковную. Кроме того, говорю исключительно об обиженных чувствах христиан – представители других религий могут сами сказать за себя.

Итак, начнём с того, что считать оскорблениями. Я убеждён, что никакой серьёзный разговор о религии оскорбительным для христианина быть не может. Да, наша вера может казаться собеседнику ошибочной, а то и попросту вредной. Да, он может стоять на богоборческих позициях. Что ж, имеет право. Никто не обязан относиться к предмету нашей веры с тем же благоговением, что и мы сами, и, вступая в спор, мы всё время должны это учитывать. То, что для нас выглядит кощунственно, для неверующего собеседника будет лишь попыткой осмыслить новые для себя вещи. Если начать стучать кулаком по столу и требовать уважения и почтения к святыням, разговор умрёт не начавшись.

А вот настоящие оскорбления, настоящее кощунство возникают там, где нашу святыню затрагивают походя, в легкомысленном трёпе, в сетевой перебранке. Никакие серьёзные наезды на христианство не выводили меня из себя, а вот грязная шутка, скабрезный намек, высказанные "ради красного словца" создавали ощущение, будто в душу нагадили.

Поэтому даю первый конкретный совет доброжелательным неверующим: если не хотите нас обидеть – не шутите с нами и при нас на религиозные темы. Если всерьёз хотите поспорить, если вас что-то возмущает в нашей вере и в нас, христианах – что ж, давайте говорить, давайте спорить. Но не мимоходом и не в шутливой манере.

Второй конкретный совет: вы, уважаемые неверующие, не всегда понимаете, где у нас, христиан, шкура толще, а где тоньше. Бывает, что атеист, не желая нас обидеть, очень осторожно, подбирая вежливые слова, рассказывает историю о каком-то плохом священнике – и он же адресует нам шуточки по поводу Тела и Крови Христовых. Так вот: всё, что касается "земной" стороны церковной жизни, не вызывает у нас священного трепета. Обличайте на здоровье, стерпим. Но вот то, что относится к самой сути нашей веры – то есть когда речь заходит о Христе, о Богородице, о Таинствах – тут, пожалуйста, аккуратнее. Тут вы можете ударить по живому, сами того не замечая.

Теперь о том, как нам, христианам, относиться к явным, очевидным оскорблениям веры. Думаю, тут вряд ли возможна единая и чёткая инструкция. С одной стороны, можно вспомнить и слова Христа насчёт подставленной щеки, и слова апостола Павла: "Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?" (1 Кор. 6:7) – их, вырывая из контекста, нередко используют для того, чтобы обосновать смирение перед богохульниками (хотя апостол писал о внутрихристианских конфликтах). С другой стороны, можно вспомнить, как Иисус сплёл из воловьих жил бич и выгнал торгующих их храма – это, тоже вырвав из контекста, используют для обоснования силовой реакции на кощунства.

Понятно, что смирение как христианскую добродетель никто не отменял, что в идеале христианин ко всему должен относиться со смирением, в том числе и к оскорблению своей веры. Другой вопрос, в каких формах это смирение должно проявляться. И тут нет единого ответа, потому что люди разные, ситуации разные, и в каждом конкретном случае нужно искать своё решение.

Да, я понимаю, что когда возмущённые алтарники разносят кощунственную выставку "Осторожно, религия!" – это вряд ли акт глубочайшего смирения, и ясно, что объективно это работает против Церкви, отталкивает от неё ещё не определившихся людей. Но и хватать человека за руку – остынь, смолчи! – я стану вовсе не в любом случае. Люди же все разные, с разным темпераментом, разным менталитетом. Кто-то лучше умеет держать себя в руках, кто-то хуже, и потому невозможно провести единую границу – мол, по сю сторону ещё можно, а по ту уже никому нельзя. Иной раз оскорбление твоей святыни ранит душу столь же болезненно, как издевательство над твоими родителями или детьми. Бывает так, что смолчать в этой ситуации означает проявить никакое не смирение, а обычную трусость. И тем самым загадить свою душу. "Промолчи – попадёшь в палачи", как пел когда-то Александр Галич.

Но и тут скрывается тонкий соблазн – разрешить себе любые действия под предлогом защиты веры. Это очень сладкий яд – почувствовать себя не просто человеком, не просто христианином, а воином, сражающимся за Христа, причём размахивающим вполне земным оружием, как некогда апостол Пётр, отрубивший ухо слуге первосвященника... Понятно, что в наши дни меч заменяют судебные иски, но суть всё та же. Но нельзя забывать, что "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6:12).

А лично для себя я давно решил: если сталкиваюсь с прямым, сознательным оскорблением веры, то даю понять оскорбившему, как верующие люди воспринимают его слова. Смириться – это не значит утереться. Но в драку не лезу и в суд не подаю. Если в планы Господа входит наказать богохульника, Он и так найдёт способ это сделать. А может, столкнувшись с открытой, честной, но притом неагрессивной реакцией, богохульник о чём-то задумается...

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама