ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Наука и жизнь вечная

Валентин Барышников :: 25 октября 2011

У меня, кажется, случилось нечто вроде теплового удара от частых слов о невыносимой летней жаре 1972-го года в документальном фильме Александра Архангельского, продемонстрированном на днях телеканалом "Культура".

"Кажется", потому что в ленте, наполненной волнующими рассказами удивительных, многое переживших людей о поисках духовной свободы, мне вдруг послышалось нечто противоположное – стремление ограничить духовную свободу других.

Мне хочется убедиться, что это лишь случайная иллюзия – ведь ситуацию 1970-х многие рифмуют с ситуацией начала 2010-х, а фильм Архангельского предлагает вполне определенный рецепт.

В одном из интервью Архангельский очень убедителен в объяснении, почему снял фильм о религиозных исканиях советской интеллигенции брежневского времени: за этим стоял личный, очень ясный опыт. Но в самой ленте этого личного опыта Архангельского нет. Есть закадровый голос с обобщением частных историй на целое поколение.

В рассказе об одном из своих героев – ученом, геологе Глебе Каледе – автор сообщает, что тот, пребывая в духовных поисках, вдруг обнаружил вокруг себя среди "людей с отблеском вечности в глазах" – скрытую религиозную общину.

Показалось ли мне, что логическим продолжением этой фразы будет утверждение, что нерелигиозные люди лишены отблеска вечности в глазах? Показалось ли мне противопоставление религиозных ученых атеистически настроенным (которые, впрочем, в фильме существуют лишь в виде богоборцев, ассоциированных с советской властью)?

Меня, человека естественнонаучного образования, чрезвычайно волнует тема взаимоотношений религии и науки, которая широко обсуждается в фильме.

Что означает фраза "Владыка Иоанн остро ощущал, что нарастает разрыв между научным познанием и глубоким исповеданием веры"? Я полагал, что этот разрыв появился, когда христианские фанатики громили Александрийскую библиотеку, и "нарастал", в основном, усилиями церкви задолго до всяческой советской власти – подробности можно узнать у Галилео Галилея и многих прочих.

Писательница Людмила Улицкая провозглашает в фильме, что вопрос о совместимости веры и знания умер. Она совершенно права – этот вопрос умер, но ровно настолько, насколько церковь не вмешивается в дела науки.

Я не понимаю сентенций вроде "геолог и священник Каледа не понаслышке знал, что материя не терпит чересчур материалистического обращения с собой", но, в конце концов, это можно считать поэтическим образом, как и всю тему борьбы природы со сверхрациональным (как Архангельский его называет) советским государством – хотя мне СССР запомнился, скорее, склонным к абсурду и далеким от здравого смысла и любой рациональности. Архангельский, вроде бы, представляет просвещенный религиозный опыт: "...понимал он и обратную опасность – фундаменталистской упертости, отказа от научного познания...", и приводит в качестве образа единения веры и науки волхвов – звездочетов и мудрецов, пришедших поклонится младенцу Иисусу.

Образ взят из проповеди Глеба Каледы "Волхвы". Позволю себе несколько цитат из нее: "...Ученые, которые по идее должны являться служителями истины, результаты своего изучения природы пытаются использовать для борьбы с Богом и истиной и ведут антирелигиозную пропаганду якобы для утверждения истины, ссылаясь на якобы научное исследование... ...Но вот когда научные исследования показывают ту же последовательность этапов творения, что и Библия, когда астрономия и физика, исходя из изучения природы, возвещают, что было некогда начало мира, когда раскопки археологов свидетельствуют, что Библия является одним из достовернейших исторических документов, когда исследования историков подтверждают историчность Христа, – тогда мы видим Иродово смущение атеистов...".

В качестве примера духовной ясности и силы Каледа приводит в пример пастухов, также пришедших поклониться Младенцу:

"...Насколько проще история пастухов истории волхвов! Они без изучения природы, без чтения Библии, непосредственно в простоте душевной получили богооткровение, что родился Христос, и быстро, в ту же ночь, увидели Его. Вот он – путь простой немудрствующей веры. Путь прекрасный и легкий. Этот путь мог пройти в одиночку и один человек. Но каждому ли возможен он? Человеку, чей ум изощрен в научных изысканиях, утончен современным скептицизмом, более свойственен тяжелый и длинный путь волхвов, через изучение природы и истории; но на этом пути совершенно обязательно изучение Священных книг. Они будут поддерживать в минуты сомнений, без них ученый не поймет смысла своих научных изысканий".

Ничего себе. Представление, что ученый в научных изысканиях руководствуется религиозными или антирелигиозными целями – какое забвение сути науки. Католическая церковь извинилась за Галилея, кажется, позже, чем Каледа составлял эту проповедь, но образ волхва воспроизведен без каких-либо комментариев в фильме Архангельского, датированном 2011 годом.

Атеизм многих ученых невозможно объяснить происками власти или врага рода человеческого. Церкви стоит поискать причину в себе и перестать наставлять науку в ее средствах и целях. Ученые могут быть религиозными людьми, но это конец пути, а не начало – предполагается, что ученый испытает мир научным, критическим методом и найдет собственное место в вере, иначе он действует, скорее, не как ученый, а как пастух. Ученый – тот, кто следует методу, а не подменяет его страстью.

Физик Стивен Хокинг описывает, как на конференцию по космологии, организованной в 1981 году в Ватикане отцами-иезуитами, в нем проснулся интерес к вопросу о возникновении и гибели Вселенной: "Католическая Церковь совершила большую ошибку в своих взаимоотношениях с Галилеем, когда, пытаясь подчинить закону вопрос науки, объявила, что Солнце обращается вокруг Земли. Теперь, через века, Церковь решила пригласить специалистов и получить у них консультацию по космологии. В конце конференции участники были удостоены аудиенции Папы. Он сказал, что эволюцию Вселенной после большого взрыва изучать можно, но не следует вторгаться в сам большой взрыв, потому что это был момент Сотворения и, следовательно, Божественный акт. Я был очень рад, что Папа не знал темы только что сделанного мной доклада о возможности того, что пространство-время не имеет границ, т. е. что оно не имеет начала, а значит, нет и момента Сотворения. Мне не хотелось разделять судьбу Галилея".

В фильме Архангельского религиозная жизнь описываемого им круга не раз сравнивается с катакомбной церковью первохристиан. Это чудесное, молодое, сильное религиозное чувство, и оно очень понятно мне. Но – или мне послышалась – тут прозвучала нота нетерпимости?

Рассказ о Сандре Риге, пережившем за веру тюрьму и психушку – одна из самых сильных частей фильма. Сам Рига рассказывает о самых страшных испытаниях с легкой улыбкой. Но окончание его мучений в 87-м описывает сам Архангельский: "бывшие научные атеисты ринулись в храмы. Пустые банананы, пришедшие на смену семидесятникам, побежали в сторону от церкви, и началась последняя проверка на прочность. Ты вырвался из богемной трясины, ты пронес свой призыв сквозь тюрьму и психушку, но тогда тебя подпитывало ощущение, что двери вот-вот распахнутся, что мир преобразится... А теперь все можно и ничего не нужно. Ты готов сохранить свою веру, оставшись с ней один на один?"

Я не хочу обсуждать условия, необходимые для сохранения веры. Речь о другом: мне лишь чудится в этих словах патернализм, покушение на чужую свободу, претензия на монополию в духовной сфере, на "отблеск вечности в глазах"? Надеюсь, что так, поскольку пребывание в катакомбах совсем не является прививкой терпимости – христианство, став официальной религией Римской империи, точно так же преследовало язычников, как прежде они – христиан.

Я знаю огромное число верующих ученых и убежден в глубине и силе их взглядов. Но я также более-менее уверен, что отблеск вечности можно отыскать в любых глазах, даже в глазах пустого мальчика-бананана или нерелигиозного ученого-физика, заглядывающего за Большой взрыв и считающего, что Бог, если он и создал Вселенную, то более не вмешивается в ее физические эволюции.

Архангельский и его герои приводят много чудесных примеров терпимости, сопровождающей духовные поиски. Свобода чужого выбора как залог собственной духовной свободы, осознание, что существует много путей – какой прекрасный урок для настоящего из столь недавнего прошлого. А то, что мне показалось в фильме противоречащим этим выводам – так, может, действительно, показалось. Тепловой удар, все-таки – жарко.

Источник: Радио "Свобода"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама