ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Наука и жизнь вечная

Валентин Барышников :: 25 октября 2011

У меня, кажется, случилось нечто вроде теплового удара от частых слов о невыносимой летней жаре 1972-го года в документальном фильме Александра Архангельского, продемонстрированном на днях телеканалом "Культура".

"Кажется", потому что в ленте, наполненной волнующими рассказами удивительных, многое переживших людей о поисках духовной свободы, мне вдруг послышалось нечто противоположное – стремление ограничить духовную свободу других.

Мне хочется убедиться, что это лишь случайная иллюзия – ведь ситуацию 1970-х многие рифмуют с ситуацией начала 2010-х, а фильм Архангельского предлагает вполне определенный рецепт.

В одном из интервью Архангельский очень убедителен в объяснении, почему снял фильм о религиозных исканиях советской интеллигенции брежневского времени: за этим стоял личный, очень ясный опыт. Но в самой ленте этого личного опыта Архангельского нет. Есть закадровый голос с обобщением частных историй на целое поколение.

В рассказе об одном из своих героев – ученом, геологе Глебе Каледе – автор сообщает, что тот, пребывая в духовных поисках, вдруг обнаружил вокруг себя среди "людей с отблеском вечности в глазах" – скрытую религиозную общину.

Показалось ли мне, что логическим продолжением этой фразы будет утверждение, что нерелигиозные люди лишены отблеска вечности в глазах? Показалось ли мне противопоставление религиозных ученых атеистически настроенным (которые, впрочем, в фильме существуют лишь в виде богоборцев, ассоциированных с советской властью)?

Меня, человека естественнонаучного образования, чрезвычайно волнует тема взаимоотношений религии и науки, которая широко обсуждается в фильме.

Что означает фраза "Владыка Иоанн остро ощущал, что нарастает разрыв между научным познанием и глубоким исповеданием веры"? Я полагал, что этот разрыв появился, когда христианские фанатики громили Александрийскую библиотеку, и "нарастал", в основном, усилиями церкви задолго до всяческой советской власти – подробности можно узнать у Галилео Галилея и многих прочих.

Писательница Людмила Улицкая провозглашает в фильме, что вопрос о совместимости веры и знания умер. Она совершенно права – этот вопрос умер, но ровно настолько, насколько церковь не вмешивается в дела науки.

Я не понимаю сентенций вроде "геолог и священник Каледа не понаслышке знал, что материя не терпит чересчур материалистического обращения с собой", но, в конце концов, это можно считать поэтическим образом, как и всю тему борьбы природы со сверхрациональным (как Архангельский его называет) советским государством – хотя мне СССР запомнился, скорее, склонным к абсурду и далеким от здравого смысла и любой рациональности. Архангельский, вроде бы, представляет просвещенный религиозный опыт: "...понимал он и обратную опасность – фундаменталистской упертости, отказа от научного познания...", и приводит в качестве образа единения веры и науки волхвов – звездочетов и мудрецов, пришедших поклонится младенцу Иисусу.

Образ взят из проповеди Глеба Каледы "Волхвы". Позволю себе несколько цитат из нее: "...Ученые, которые по идее должны являться служителями истины, результаты своего изучения природы пытаются использовать для борьбы с Богом и истиной и ведут антирелигиозную пропаганду якобы для утверждения истины, ссылаясь на якобы научное исследование... ...Но вот когда научные исследования показывают ту же последовательность этапов творения, что и Библия, когда астрономия и физика, исходя из изучения природы, возвещают, что было некогда начало мира, когда раскопки археологов свидетельствуют, что Библия является одним из достовернейших исторических документов, когда исследования историков подтверждают историчность Христа, – тогда мы видим Иродово смущение атеистов...".

В качестве примера духовной ясности и силы Каледа приводит в пример пастухов, также пришедших поклониться Младенцу:

"...Насколько проще история пастухов истории волхвов! Они без изучения природы, без чтения Библии, непосредственно в простоте душевной получили богооткровение, что родился Христос, и быстро, в ту же ночь, увидели Его. Вот он – путь простой немудрствующей веры. Путь прекрасный и легкий. Этот путь мог пройти в одиночку и один человек. Но каждому ли возможен он? Человеку, чей ум изощрен в научных изысканиях, утончен современным скептицизмом, более свойственен тяжелый и длинный путь волхвов, через изучение природы и истории; но на этом пути совершенно обязательно изучение Священных книг. Они будут поддерживать в минуты сомнений, без них ученый не поймет смысла своих научных изысканий".

Ничего себе. Представление, что ученый в научных изысканиях руководствуется религиозными или антирелигиозными целями – какое забвение сути науки. Католическая церковь извинилась за Галилея, кажется, позже, чем Каледа составлял эту проповедь, но образ волхва воспроизведен без каких-либо комментариев в фильме Архангельского, датированном 2011 годом.

Атеизм многих ученых невозможно объяснить происками власти или врага рода человеческого. Церкви стоит поискать причину в себе и перестать наставлять науку в ее средствах и целях. Ученые могут быть религиозными людьми, но это конец пути, а не начало – предполагается, что ученый испытает мир научным, критическим методом и найдет собственное место в вере, иначе он действует, скорее, не как ученый, а как пастух. Ученый – тот, кто следует методу, а не подменяет его страстью.

Физик Стивен Хокинг описывает, как на конференцию по космологии, организованной в 1981 году в Ватикане отцами-иезуитами, в нем проснулся интерес к вопросу о возникновении и гибели Вселенной: "Католическая Церковь совершила большую ошибку в своих взаимоотношениях с Галилеем, когда, пытаясь подчинить закону вопрос науки, объявила, что Солнце обращается вокруг Земли. Теперь, через века, Церковь решила пригласить специалистов и получить у них консультацию по космологии. В конце конференции участники были удостоены аудиенции Папы. Он сказал, что эволюцию Вселенной после большого взрыва изучать можно, но не следует вторгаться в сам большой взрыв, потому что это был момент Сотворения и, следовательно, Божественный акт. Я был очень рад, что Папа не знал темы только что сделанного мной доклада о возможности того, что пространство-время не имеет границ, т. е. что оно не имеет начала, а значит, нет и момента Сотворения. Мне не хотелось разделять судьбу Галилея".

В фильме Архангельского религиозная жизнь описываемого им круга не раз сравнивается с катакомбной церковью первохристиан. Это чудесное, молодое, сильное религиозное чувство, и оно очень понятно мне. Но – или мне послышалась – тут прозвучала нота нетерпимости?

Рассказ о Сандре Риге, пережившем за веру тюрьму и психушку – одна из самых сильных частей фильма. Сам Рига рассказывает о самых страшных испытаниях с легкой улыбкой. Но окончание его мучений в 87-м описывает сам Архангельский: "бывшие научные атеисты ринулись в храмы. Пустые банананы, пришедшие на смену семидесятникам, побежали в сторону от церкви, и началась последняя проверка на прочность. Ты вырвался из богемной трясины, ты пронес свой призыв сквозь тюрьму и психушку, но тогда тебя подпитывало ощущение, что двери вот-вот распахнутся, что мир преобразится... А теперь все можно и ничего не нужно. Ты готов сохранить свою веру, оставшись с ней один на один?"

Я не хочу обсуждать условия, необходимые для сохранения веры. Речь о другом: мне лишь чудится в этих словах патернализм, покушение на чужую свободу, претензия на монополию в духовной сфере, на "отблеск вечности в глазах"? Надеюсь, что так, поскольку пребывание в катакомбах совсем не является прививкой терпимости – христианство, став официальной религией Римской империи, точно так же преследовало язычников, как прежде они – христиан.

Я знаю огромное число верующих ученых и убежден в глубине и силе их взглядов. Но я также более-менее уверен, что отблеск вечности можно отыскать в любых глазах, даже в глазах пустого мальчика-бананана или нерелигиозного ученого-физика, заглядывающего за Большой взрыв и считающего, что Бог, если он и создал Вселенную, то более не вмешивается в ее физические эволюции.

Архангельский и его герои приводят много чудесных примеров терпимости, сопровождающей духовные поиски. Свобода чужого выбора как залог собственной духовной свободы, осознание, что существует много путей – какой прекрасный урок для настоящего из столь недавнего прошлого. А то, что мне показалось в фильме противоречащим этим выводам – так, может, действительно, показалось. Тепловой удар, все-таки – жарко.

Источник: Радио "Свобода"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама