ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Правила общения в сети для священников: Лучший способ развалить дело – организовать и возглавить

Протоиерей Игорь Прекуп :: 26 октября 2011

Как говорится, лучший способ развалить дело – это организовать и возглавить.

"Рекомендации", разработанные Православной Церковью в Америке и опубликованные в русском переводе на Правмире, производят, в общем, какое-то гнетущее впечатление. Понятно, что сетевое общение – реальность, с которой надо считаться как с данностью. Понятно и то, что, во избежание соблазна, надо как-то регламентировать общение в сети православных, особенно духовенства. Все это не вызывает сомнений... Так, что ж тогда осадок такой противный?

Позволю себе предположить, что дело в искусственности рекомендаций. Повод жизненный, а реакция – мертвящая. А потому, что не исходит из живого переживания и руководствуется не стремлением созидать, а попыткой предотвратить "несчастные случаи на производстве". В основе должно быть всегда созидание, тогда и правила техники безопасности не будут нагонять тоску. Не буду анализировать весь текст, в котором, кстати, есть немало отдельных дельных (простите за каламбур) советов, отмечу только несколько рекомендаций.

Священникам настоятельно рекомендуется не принимать запросы на добавление в "друзья" от лиц, с которыми они не были знакомы ранее. Число "друзей" в страницах социальных сетей нужно ограничивать только теми людьми, с кем вы раньше встречались лично.

Социальные сети тем и ценны, что дают возможность познакомиться людям, у которых, быть может, никогда в жизни не будет возможности "встретиться в реале". Я не говорю о множестве суррогатных "друзей". Нельзя из-за распространенности злоупотреблений перечеркивать добро, которым злоупотребляют. Оно, конечно, труднее найти формы и средства общения, которые свели бы эти злоупотребления на нет, но, при желании, да при компетентности в инфотехнологической сфере, думаю, добиться можно многого.

Лично я не люблю добавлять в друзья тех, кого не знаю, если не в реале, то хотя бы по публикациям. Стараюсь перед тем, как "френдить" заглянуть в "инфо" и посмотреть посты. Если меня что-то категорически не устраивает, я не добавляю в друзья, и всё.

Например, меня усердно теребит насчет дружбы в "ВКонтакте" один заштатный клирик с коммунистическими политическими убеждениями. Я со счету сбился жать на кнопку "отклонить приглашение". А сообщение с пояснениями писать неохота, потому что опасаюсь, как бы в ответ на вопрос: "а почему коммунизм – это плохо?" не послать его: "пошел вон, извращенец!" Но если у человека подобных патологий не наблюдается, я скорее всего приму приглашение. Потому что, если через меня, убогого, он/она что-нибудь такое прочтет, что заставит задуматься о вечном – смысл в нашем взаимном контакте есть; если через меня он/она выйдет на кого-нибудь из таких моих друзей, общение с которыми окажется им полезным – не зря мы числимся друг у друга в списке друзей.

Священникам, которые желают общаться с прихожанами через страницу в социальной сети, настоятельно рекомендуется создать групповой аккаунт, к которому всякий прихожанин может присоединиться. Цель создания личного профиля и группового аккаунта состоит в том, чтобы создать канал частного общения и сохранять разумные границы, разделяющие общение с прихожанами и кругом семьи, друзей и коллег

А стоит ли так уж стараться провести эту разделительную линию между прихожанами и "прочими человеками"? А если среди моих прихожан мои друзья? Вот, так получилось, что именно мне он доверяет как священнику, хочет именно ко мне ходить на исповедь, у меня в храме молиться, причащаться?

Или, допустим, коллега по школе (преподаватель, завуч, директор) благодаря нашему общению на работе преодолел условности и предрассудки, расположился к тому, чтобы ходить в храм и, естественно, хочет ходить к тому священнику, которого знает, которого не боится, с которым уже немало побеседовал на веро – и нравоучительные темы – мне его что, послать? "Не бывать тебе Иван Иваныч прихожанином нашим, эх! не бывать"?

А у меня конкретный случай был: назначили меня на приход, а среди прихожан – завуч одной гимназии, которая возжелала меня как педагога для своей школы. И мы стали коллегами. Теперь что, я должен был ей сказать: "Идите-ка, Людмила Николаевна, в какой-нибудь другой приход"?

Вероятно, хорошо как-то создавать разные круги общения по специфике, но не думаю, что стоит "настоятельно рекомендовать" священникам искусственно резать по живому свои отношения с людьми и сортировать их по секциям как продукты в холодильнике.

Когда заканчивается служение священника на приходе или в других местах, он должен удалить прихожан и подопечных из "друзей" или других списков контактов во всех формах электронной коммуникации.

А это вообще здорово! Как бы в продолжение предыдущей проблемы. "Вот, братья и сестры, никакие мы с вами больше не братья и не сестры. Мы теперь друг другу никто и звать нас никак!"

По этой логике получается, что священник должен рвать всякие отношения с теми, с кем породнился духовно за время своего служения. Ведь, если предписывается рвать эти отношения в социальных сетях, логично то же самое проделать в "реале"? Ладно, опустим тему духовного окормления, а просто человеческие отношения у священника с мирянами могут быть? Что это за духовные отношения, которые можно по указу устанавливать и по указу же разрывать?

Отсутствие душевности – это еще не духовность, а скорее, прикрывающееся личиной духовности, бездушие, от которого да сохранит нас Господь!

Не... Как пел в 90-е Сергей Крылов:

Не поеду!

Ни за что-о!..

В страшную Америку!!!

Примерно так.

Если же устанавливать правила поведения для священников в сети, то, в двух словах, они будут те же, что и в обычной обстановке. Только вот тут мы, думаю, можем себе представить каждый свою картину. Чтобы хоть чуточку унифицировать ее скажу так: не следует диктовать, как надо. Лучше напомнить об идеале, наметить желательные черты поведения, учитывая специфику аудитории, ну и обозначить пределы, за которыми начинается недопустимое.

Идеал нам всем известен: он соткан в Евангельском образе Спасителя. Желательные черты располагаются в русле идеала, с упором на искренность, естественность, живой ум, хороший слог, деликатность, чуткость, терпеливость, снисходительность к немощным – без этого всего в сетевом общении можно серьезно навредить, если о тебе знают, что ты – священник.

Ну, а пределы... Понятно, если священник позволяет себе в сети мат, иное явное сквернословие – это должно пресекаться жестко. Если унижает беззащитного, если клевещет, издевается над чувствами того, кто подобного себе не позволяет, и прочие подобные низости – к виртуальным пингвинам на вечное поселение!

См. также
Интернет
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама