ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Священник в мировой паутине

Священник Сергий Круглов :: 28 октября 2011

Недавнее сообщение о том, что Священным Синодом Американской Православной Церкви были приняты рекомендации для священников по использованию социальных сетей, вызвало резонанс и в российской церковной среде.

Что и неудивительно: социальные сети интернета – не только средство коммуникации, но и трибуна, более-менее доступная и свободная. И сообщения о том, что некие власти предержащие (государственные или церковные) обращают на эту трибуну по тому или иному поводу внимание, отзывается в российском интернет-сообществе болезненно, подчас едва ли не паникой. Мол, не идет ли некто во главе роты ОМОНа нас "организовать и возглавить", проще говоря – контролировать-пресекать-закрывать, ограничивать гласность и свободу слова...

Вполне понятны по этому поводу и раздумья церковных деятелей: раз социальные сети могут быть и амвоном, и местом коммуникации, а значит – местом христианской проповеди, апологетики, миссии, благотворительности, даже совместной молитвы людей, рассеянных по лицу земли, но имеющих возможность быть вместе в интернете в онлайновом режиме, – то надо ли как-то по-особому организовать бытование в этой сети священнослужителей?..

Из тех отзывов православных людей (в том числе священников) на информацию, которые можно прочесть уже сегодня (хотя бы вот и на "Правмире"), ясны следующие точки зрения. Кто-то считает, что надо подобное ввести и у нас, да еще и пожестче, в виде строгой церковной цензуры, чтоб "не баловались" и не впадали в ересь и прелесть. Кто-то – что можно и ввести, но откорректировав с прикидом на российскую действительность и загадочную российскую душу. Кто-то – что такие рекомендации есть ущемление свободы и заорганизованность, и что пусть всё в соцсетях идёт само, по воле ветра и волн... Сколько людей – столько мнений.

Читайте также:

Священник Димитрий Свердлов: Нужны объективные критерии оценки интернет-деятельности

Правила общения в сети для священников: Лучший способ развалить дело – организовать и возглавить

Прочтя американский документ, всякий, думаю, поймет: он составлен все-таки более для американцев, исходя из насущных реалий и проблем американской жизни (например, пункты, касающиеся детей и молодежи, и т.д.). В строках его более всего сквозит забота о том, что является в нынешнем западном обществе одним из довлеющих факторов – забота о политкорректности. Нам в нашей российской церковной (пока еще) вольнице это бывает и дико, и непривычно.

Вообще, политкорректный лексикон – например, слово "толерантность" – в нашей церковной среде считается почему-то вражьим, относящимся к апостасии и прочим ужасным вещам, так что церковные консерваторы не только светских критиков Церкви, но и церковных либералов ругают "толерастами".

А меж тем, если присмотреться к жизни мира мирского, то видишь, что сегодня в России именно Православная Церковь (за инославных не скажу, не знаю, как там в Лондоне, я не был) – при всех ее нестроениях, алчно подмечаемых критично настроенными СМИ и властителями умов, при всех даже грехах и вопиющих несуразностях в деятельности отдельных церковных деятелей – является чуть ли не единственным островом подлинной толерантности, сиречь взаимотерпимости, в море житейском.

В Церкви нашей кого только нет – ригористы и вольнодумцы, монархисты и демократы, последователи о.Меня и о.Шмемана бок о бок с поклонниками о.Шаргунова и о.Сысоева. Ярящиеся ярятся, спокойные спокойствуют, теплохладные млеют и посещают храм лично два раза в год, третий же раз – по телевизору через канал "Союз", а ревнители катакомбного первохристианства живут коммунами и предают смерти ананий и сапфир. Одни духовную балду пинают, другие предаются суровым бдениям, пощениям и исихастским Богосозерцаниям, адепты народного благочестия посвящают жизнь крестным ходам, поклонению святыням и святынькам и составлению анналов "Православные чудеса в ...цатом веке", а "голым умом живущие" (по выражению Андрея Платонова) обличают таковых в язычестве и обрядоверии. Каждый волен выбирать себе приход, батюшку, образ жития, зачастую поедом то одни, то другие друг друга поедают и анафематствуют, крики, вопли, скандалы меж детьми, – а все ж таки заесть друг друга окончательно не могут, потому что Бог не дает, всех терпя и принимая, всех наказуя и милуя, со всеми возясь и никого не отвергая. И как-то всё это, пока еще не грянул конец света и Суд, уживается под теплым омофором церковным, так что в самом деле кому только на Руси Бог есть Отец, тому и Церковь – потенциальная мать, пожалуйста, двери для всех отворены, хочешь – заходи, хочешь – выходи... И толерантность эта подлинная, потому что – не человеческая, установленная законодательно, а – Божья.

И такая же картина – в наших социальных сетях. И скандально там бывает, и всяко – но все как-то живо. Как в жизни.

Вот меня тут спросили: какие бы вы на основе своего опыта пребывания в том же Живом Журнале правила вывели для священника, общающегося в этих сетях? А какие правила – такие же, как и во всей прочей жизни, основанные на человеческом и христианском разумении...

Уточню только: всё, что я тут пишу, – это ИМХО, личное мнение, и правила эти, очень приблизительные, если я для кого и пытаюсь сформулировать, то прежде всего для себя самого, а если пригодятся кому-то еще – то и на доброе здоровье.

Первое. Не врать. Вранье, неискренность, нарочитость – видны собеседнику всюду, хоть в живом общении, хоть в виртуальном.

Использовать ли всякие ники, аватарки и прочие элементы интернет-игры..? Мне лично это претит – куда важнее оставаться самим собой, тогда и возможен живой разговор с собеседником.

Второе. Уважать собеседника, кто бы он ни был. Разговор по принципу: "я – орденоносный иерей, а ты – никто, я стою в позе учительной, а ты нишкни и внимай" – недопустим. И вообще, люди не дураки, и простое памятование о том, что твой собеседник может знать о Церкви, разбираться в ее догматах, канонах и реалиях лучше тебя, даже если он иноверец или атеист, весьма душеполезно.

Никогда не надо бояться говорить "не знаю" и благодарить за то, что собеседник тебя чему-то научил. Вообще, вежливость, простота, умение слышать другого – бесценные вещи, от них в общении много взаимополезности.

Третье. Уважая собеседника, вовсе не обязательно соглашаться с его убеждениями, не надо смущаться ради человекоугодия выражать свою веру. Ну, это и так всем, думаю, понятно, тем паче речь идет не вообще о блоггере или вконтактнике, а о священнике.

Четвертое. Или даже первое, по важности... Давать отчет себе самому: то, что я пишу в том же блоге, – что это? Нарочито миссионерский посыл? Проповедь ли церковная? Или просто человеческие размышления, в которых есть место и несовершенству, и сомнениям, а значит – место возможности в диалоге попросить прощения и сказать "я был не прав"?..

Пятое. О неупотреблении мата, ругани, троллинге, участии в массовой травле кого-то на форумах, влезании в чужие разговоры с поучениями, о здравом правиле "тебя не спрашивают – ты и не сплясывай" – нечего и говорить.

И шестое. Некоторые православные блоггеры, в том числе священники, стараются, чтоб в профайле в списке френдов были у них только благонадежные православные личности, и считают, что общение с человеком иной религиозной, культурной или не дай Бог сексуальной ориентации само по себе может скомпроментировать их, а через них – и Церковь....

Сомнительная позиция, на мой взгляд. Кто бы ни был человек – но если он искренне вопрошает тебя о твоей вере, о чем-то важном, – как можно его отринуть? Господь, как мы знаем, не боялся общаться с мытарями и блудницами ...

Ну, и главная рекомендация священнику – сев к компу, перекрестись и скажи молитвенно: "Укрепи мя, Господи, яко посреде хожду сетей многих!", нацепи необходимые гаджеты – броню правды, шлем спасения, щит веры и меч духовный – и смело кликай мышью, ибо ежели Бог за нас, то кто затроллит или забанит нас.

СВЯЩЕННИК В БЛОГЕ

Повсюду ночь. И лишь в ЖЖ не ночь:

Не диски жесткие, се, трутся и вертятся:

То кто-то жизнь там выцарапывает прочь,

То скрипло комменты скринятся.

О отзовись на этот смертный скрип! о позови

Того и этого по именам их кровным,

И сотни призрачных друзей благослови

Перстосложением именословным.

К тому они хотят (их скепсис – только вид!),

Кто их елеем сострадания помажет,

Кто утлый крестик их нательный освятит

И свечи затеплять покажет!

Нет, не к тому, кто прозорлив, кто вычищен и свят,

Кто светит без теней, в плевке смертей не гаснет,

Кто белый и стерильный хлад

Приравнивает к горней ясни, –

К тому. кто плоть,

Кто взъял на рамена обеты бденья,

К тому, кто, словно Ты, Господь,

Смиренно ошибается и молит о прощеньи,

Кто знал соблазн, кого сомненье жгло,

Кто звал, рыдая:

"Искусство ты мое сестро!

Религия ты брат моя родная!"

Люблю Тебя! Пасу Твоих овец

На диких кручах виртуального покоя,

Но это – ночь, и я устал, Отец.

Сам упаси, Своей Рукою,

Умри за всякого – чтоб в пропасть не упал,

С отчаянным чтоб, с детским криком

Он вечной памяти Твоей не миновал,

Не канул в ночь сгоревшим юзерпиком.

См. также
Интернет
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама