ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Священник в мировой паутине

Священник Сергий Круглов :: 28 октября 2011

Недавнее сообщение о том, что Священным Синодом Американской Православной Церкви были приняты рекомендации для священников по использованию социальных сетей, вызвало резонанс и в российской церковной среде.

Что и неудивительно: социальные сети интернета – не только средство коммуникации, но и трибуна, более-менее доступная и свободная. И сообщения о том, что некие власти предержащие (государственные или церковные) обращают на эту трибуну по тому или иному поводу внимание, отзывается в российском интернет-сообществе болезненно, подчас едва ли не паникой. Мол, не идет ли некто во главе роты ОМОНа нас "организовать и возглавить", проще говоря – контролировать-пресекать-закрывать, ограничивать гласность и свободу слова...

Вполне понятны по этому поводу и раздумья церковных деятелей: раз социальные сети могут быть и амвоном, и местом коммуникации, а значит – местом христианской проповеди, апологетики, миссии, благотворительности, даже совместной молитвы людей, рассеянных по лицу земли, но имеющих возможность быть вместе в интернете в онлайновом режиме, – то надо ли как-то по-особому организовать бытование в этой сети священнослужителей?..

Из тех отзывов православных людей (в том числе священников) на информацию, которые можно прочесть уже сегодня (хотя бы вот и на "Правмире"), ясны следующие точки зрения. Кто-то считает, что надо подобное ввести и у нас, да еще и пожестче, в виде строгой церковной цензуры, чтоб "не баловались" и не впадали в ересь и прелесть. Кто-то – что можно и ввести, но откорректировав с прикидом на российскую действительность и загадочную российскую душу. Кто-то – что такие рекомендации есть ущемление свободы и заорганизованность, и что пусть всё в соцсетях идёт само, по воле ветра и волн... Сколько людей – столько мнений.

Читайте также:

Священник Димитрий Свердлов: Нужны объективные критерии оценки интернет-деятельности

Правила общения в сети для священников: Лучший способ развалить дело – организовать и возглавить

Прочтя американский документ, всякий, думаю, поймет: он составлен все-таки более для американцев, исходя из насущных реалий и проблем американской жизни (например, пункты, касающиеся детей и молодежи, и т.д.). В строках его более всего сквозит забота о том, что является в нынешнем западном обществе одним из довлеющих факторов – забота о политкорректности. Нам в нашей российской церковной (пока еще) вольнице это бывает и дико, и непривычно.

Вообще, политкорректный лексикон – например, слово "толерантность" – в нашей церковной среде считается почему-то вражьим, относящимся к апостасии и прочим ужасным вещам, так что церковные консерваторы не только светских критиков Церкви, но и церковных либералов ругают "толерастами".

А меж тем, если присмотреться к жизни мира мирского, то видишь, что сегодня в России именно Православная Церковь (за инославных не скажу, не знаю, как там в Лондоне, я не был) – при всех ее нестроениях, алчно подмечаемых критично настроенными СМИ и властителями умов, при всех даже грехах и вопиющих несуразностях в деятельности отдельных церковных деятелей – является чуть ли не единственным островом подлинной толерантности, сиречь взаимотерпимости, в море житейском.

В Церкви нашей кого только нет – ригористы и вольнодумцы, монархисты и демократы, последователи о.Меня и о.Шмемана бок о бок с поклонниками о.Шаргунова и о.Сысоева. Ярящиеся ярятся, спокойные спокойствуют, теплохладные млеют и посещают храм лично два раза в год, третий же раз – по телевизору через канал "Союз", а ревнители катакомбного первохристианства живут коммунами и предают смерти ананий и сапфир. Одни духовную балду пинают, другие предаются суровым бдениям, пощениям и исихастским Богосозерцаниям, адепты народного благочестия посвящают жизнь крестным ходам, поклонению святыням и святынькам и составлению анналов "Православные чудеса в ...цатом веке", а "голым умом живущие" (по выражению Андрея Платонова) обличают таковых в язычестве и обрядоверии. Каждый волен выбирать себе приход, батюшку, образ жития, зачастую поедом то одни, то другие друг друга поедают и анафематствуют, крики, вопли, скандалы меж детьми, – а все ж таки заесть друг друга окончательно не могут, потому что Бог не дает, всех терпя и принимая, всех наказуя и милуя, со всеми возясь и никого не отвергая. И как-то всё это, пока еще не грянул конец света и Суд, уживается под теплым омофором церковным, так что в самом деле кому только на Руси Бог есть Отец, тому и Церковь – потенциальная мать, пожалуйста, двери для всех отворены, хочешь – заходи, хочешь – выходи... И толерантность эта подлинная, потому что – не человеческая, установленная законодательно, а – Божья.

И такая же картина – в наших социальных сетях. И скандально там бывает, и всяко – но все как-то живо. Как в жизни.

Вот меня тут спросили: какие бы вы на основе своего опыта пребывания в том же Живом Журнале правила вывели для священника, общающегося в этих сетях? А какие правила – такие же, как и во всей прочей жизни, основанные на человеческом и христианском разумении...

Уточню только: всё, что я тут пишу, – это ИМХО, личное мнение, и правила эти, очень приблизительные, если я для кого и пытаюсь сформулировать, то прежде всего для себя самого, а если пригодятся кому-то еще – то и на доброе здоровье.

Первое. Не врать. Вранье, неискренность, нарочитость – видны собеседнику всюду, хоть в живом общении, хоть в виртуальном.

Использовать ли всякие ники, аватарки и прочие элементы интернет-игры..? Мне лично это претит – куда важнее оставаться самим собой, тогда и возможен живой разговор с собеседником.

Второе. Уважать собеседника, кто бы он ни был. Разговор по принципу: "я – орденоносный иерей, а ты – никто, я стою в позе учительной, а ты нишкни и внимай" – недопустим. И вообще, люди не дураки, и простое памятование о том, что твой собеседник может знать о Церкви, разбираться в ее догматах, канонах и реалиях лучше тебя, даже если он иноверец или атеист, весьма душеполезно.

Никогда не надо бояться говорить "не знаю" и благодарить за то, что собеседник тебя чему-то научил. Вообще, вежливость, простота, умение слышать другого – бесценные вещи, от них в общении много взаимополезности.

Третье. Уважая собеседника, вовсе не обязательно соглашаться с его убеждениями, не надо смущаться ради человекоугодия выражать свою веру. Ну, это и так всем, думаю, понятно, тем паче речь идет не вообще о блоггере или вконтактнике, а о священнике.

Четвертое. Или даже первое, по важности... Давать отчет себе самому: то, что я пишу в том же блоге, – что это? Нарочито миссионерский посыл? Проповедь ли церковная? Или просто человеческие размышления, в которых есть место и несовершенству, и сомнениям, а значит – место возможности в диалоге попросить прощения и сказать "я был не прав"?..

Пятое. О неупотреблении мата, ругани, троллинге, участии в массовой травле кого-то на форумах, влезании в чужие разговоры с поучениями, о здравом правиле "тебя не спрашивают – ты и не сплясывай" – нечего и говорить.

И шестое. Некоторые православные блоггеры, в том числе священники, стараются, чтоб в профайле в списке френдов были у них только благонадежные православные личности, и считают, что общение с человеком иной религиозной, культурной или не дай Бог сексуальной ориентации само по себе может скомпроментировать их, а через них – и Церковь....

Сомнительная позиция, на мой взгляд. Кто бы ни был человек – но если он искренне вопрошает тебя о твоей вере, о чем-то важном, – как можно его отринуть? Господь, как мы знаем, не боялся общаться с мытарями и блудницами ...

Ну, и главная рекомендация священнику – сев к компу, перекрестись и скажи молитвенно: "Укрепи мя, Господи, яко посреде хожду сетей многих!", нацепи необходимые гаджеты – броню правды, шлем спасения, щит веры и меч духовный – и смело кликай мышью, ибо ежели Бог за нас, то кто затроллит или забанит нас.

СВЯЩЕННИК В БЛОГЕ

Повсюду ночь. И лишь в ЖЖ не ночь:

Не диски жесткие, се, трутся и вертятся:

То кто-то жизнь там выцарапывает прочь,

То скрипло комменты скринятся.

О отзовись на этот смертный скрип! о позови

Того и этого по именам их кровным,

И сотни призрачных друзей благослови

Перстосложением именословным.

К тому они хотят (их скепсис – только вид!),

Кто их елеем сострадания помажет,

Кто утлый крестик их нательный освятит

И свечи затеплять покажет!

Нет, не к тому, кто прозорлив, кто вычищен и свят,

Кто светит без теней, в плевке смертей не гаснет,

Кто белый и стерильный хлад

Приравнивает к горней ясни, –

К тому. кто плоть,

Кто взъял на рамена обеты бденья,

К тому, кто, словно Ты, Господь,

Смиренно ошибается и молит о прощеньи,

Кто знал соблазн, кого сомненье жгло,

Кто звал, рыдая:

"Искусство ты мое сестро!

Религия ты брат моя родная!"

Люблю Тебя! Пасу Твоих овец

На диких кручах виртуального покоя,

Но это – ночь, и я устал, Отец.

Сам упаси, Своей Рукою,

Умри за всякого – чтоб в пропасть не упал,

С отчаянным чтоб, с детским криком

Он вечной памяти Твоей не миновал,

Не канул в ночь сгоревшим юзерпиком.

См. также
Интернет
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама