ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Секуляризм выходит из подполья

Поляки не доверяют политизированной Церкви

Станислав Минин :: 02 ноября 2011

Успех "Движения Паликота" на польских парламентских выборах сложно назвать случайностью. Во всяком случае, данные социологических исследований последних лет подтверждают распространенность антиклерикальных настроений в Польше.

Антиклерикализм – не синоним антихристианства. Антиклерикал выступает за уменьшение влияния религиозных организаций (в случае Польши речь идет главным образом о Католической Церкви) на общественную, политическую жизнь, функционирование государственных институтов, а не против религии как таковой.

Последний опрос социологической организации TNS OBOP показал, что 66% поляков доверяют Католической Церкви. Не доверяют ей 29%. Казалось бы, рейтинг у Церкви неплохой. Однако, как отмечают исследователи, за последние семь лет доля поляков, доверяющих Церкви, снизилась на 12%. Доля не испытывающих к ней доверия, напротив, увеличилась на 10%. Нынешние показатели – худшие для Церкви начиная с 1994 года.

Две трети опрошенных считают, что участие католического духовенства в политической жизни страны является чрезмерным; лишь в 1994 и 1995 годах процент недовольных был выше. 42% полагают, что государство не должно руководствоваться социальным учением Церкви в своей деятельности.

Социологи из Института исследования общественного мнения (CBOS) наблюдают за тем, как менялась оценка деятельности Католической Церкви за последние полтора года. В апреле 2010 года эту деятельность оценивали положительно 73%, в июне – 64%, в сентябре – уже 54%, в январе 2011 года – 58%, в марте – 56%, в сентябре – 62%. Чем объясняется такая динамика и, в частности, резкое падение популярности Церкви осенью 2010 года?

На отношение поляков к Церкви влияет степень ее вовлеченности в политические процессы и скандалы. В августе и сентябре прошлого года в Варшаве радикально настроенные католические активисты не позволяли властям перенести в церковь Св. Анны деревянный крест, установленный весной у президентского дворца в память о погибших в смоленской авиакатастрофе. Активистов поддержали правая оппозиция и наиболее консервативная часть польского епископата, тогда как голос более умеренных и критически настроенных иерархов попросту не был слышен.

Все это привело к беспрецедентному подъему антиклерикальных настроений среди городской молодежи, выплеснувшихся на варшавские улицы в виде многочисленных манифестаций, митингов и хеппенингов (театрализованных акций). С кипящего котла сорвало крышку, недовольство вмешательством Церкви в политику и общественную жизнь оформилось в политические требования.

Не прибавил очков Церкви и коррупционный скандал вокруг деятельности государственной Имущественной комиссии. По данным TNS OBOP, 39% поляков считают, что государство должно возвращать Церкви собственность, экспроприированную коммунистами, или выплачивать компенсации, но ровно такое же число респондентов придерживаются диаметрально противоположной точки зрения.

Публицист издания Gazeta Wyborcza Катажина Вишневская перечисляет другие факторы, негативно сказавшиеся на доверии к Католической Церкви в Польше. В частности, она пишет о том, что Церковь одобрила захоронение погибшего президента Леха Качиньского и его супруги в краковском замке Вавель среди польских королей, что вызвало неоднозначную реакцию в обществе. На волне национальной скорби после крушения президентского самолета наиболее активно высказывались самые консервативные иерархи, представлявшие гибель Качиньского как мученическую смерть. Многими эта точка зрения, не совпадающая с оценкой большинства поляков, воспринималась как позиция Церкви.

Некоторые иерархи оказались вовлечены в президентскую кампанию 2010 года и открыто поддержали Ярослава Качиньского. Ультраконсервативное "Радио Мария" окончательно разделило епископат на своих сторонников и противников. Епископы начали публично спорить друг с другом, чего никогда не случалось прежде.

В глазах поляков Церковь постепенно превращается во внутренне конфликтный институт, в котором доминирует анахроничный консерватизм. Катажина Вишневская считает, что Польша повторяет историю католического Квебека 60–70-х годов, в котором падение популярности Церкви и отток верующих были вызваны ее политизацией.

Согласно последним данным Института статистики Католической Церкви (ИСКЦ), лишь 41% поляков посещают храмы по воскресеньям. Этот процент постепенно уменьшался на протяжении последних 20 лет. Представители Церкви не склонны драматизировать ситуацию, они указывают на то, что поляки стали чаще посещать храмы, не относящиеся к их приходу или вовсе находящиеся в других епархиях. "Изменились формы проявления религиозности", – говорит директор ИСКЦ священник Витольд Зданевич. Между тем результаты исследования наглядно показывают, что за 41% верной паствы Церковь должна благодарить южные епархии с традиционно дисциплинированными прихожанами, придерживающимися консервативных убеждений. В Тарнувской епархии по воскресеньям в церковь ходят 71% населения, а, например, в Лодзиньской – всего 27%.

В 2009 году студенты Лодзиньского университета провели опрос среди школьников, посещающих уроки Закона Божьего. Школьникам задавали простой вопрос: "Что вы делаете на этих занятиях?" Половина опрошенных ответила, что там они "выполняют домашнее задание по другим дисциплинам". Треть общается на уроках с друзьями. 5% школьников признались, что попросту спят. Преподаватель Закона Божьего превратился в Польше в персонаж школьного фольклора, занятия снимают на камеры, а ролики выкладывают на сайте YouТube.

Зачастую уроки превращаются в чистую формальность или профанацию, а единственным стимулом для их посещения является то, что оценка идет в аттестат зрелости и может положительно повлиять на общий балл. С содержательной точки зрения эти занятия непопулярны и бессмысленны – как для Церкви, так и для государственной школы.

По данным исследования CBOS, датированного 2009 годом, свыше 41% поляков называют себя верующими, но не следуют предписаниям Католической Церкви или какой-либо иной религиозной организации.

Моральная доктрина Католической Церкви также все чаще расходится с общественными настроениями. 47% поляков (опрос CBOS) считают допустимыми аборты, причем 11% выступают за безусловное право женщины на прерывание беременности. 45% считают, что геям и лесбиянкам нужно разрешить оформлять свои отношения легально. 73% поляков поддерживают право бесплодной супружеской пары завести ребенка методом экстракорпорального оплодотворения. Более того, даже право одинокой женщины завести ребенка таким образом одобряют 43%. Церковь, выступающая против экстракорпорального оплодотворения, выглядит пугающе несовременно в глазах большинства.

Польшу, конечно, нельзя назвать страной победившего или даже побеждающего секуляризма. Но выход антиклерикализма и секуляризма из левого подполья кажется и очевидным, и социально обоснованным.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /