Время мгновенно превращает современность в историю. Для тех, кому интересны людские судьбы, это может стать трагедией. Еще вчера человек жил, а теперь его нет, и с ним ушел в прошлое нерв эпохи, ценнейшее свидетельство очевидца. Время безжалостно и не прощает расслабленности или уверенности в том, что все еще можно успеть.
По счастью иногда люди успевают рассказать историю своей жизни, записать свои воспоминания, и тогда наступает праздник – читатель имеет уникальную возможность узнать о подвиге незаметных героев, живших рядом с нами.
Книга Татьяны Щипковой – это редкий случай, когда о судьбе верующих "в эпоху большой нелюбви" можно узнать от непосредственного участника событий. Автор "Женского портрета в тюремном интерьере" один из тех людей, на ком в буквальном смысле слова держалась христианская традиция. Это может показаться странным, поскольку Татьяна Щипкова пришла к вере молодым человеком, преподавателем французского языка и латыни Смоленского педагогического института. Но этот осознанный выбор следования за Христом не просто изменил ее жизнь, не просто сделал ее исповедником, а заложил те зримые семена, которые проросли в ее детях и внуках, в ее учениках. Теперь добрые плоды может принести и ее книга.
Читать "Женский портрет" одновременно очень легко и очень сложно. Легко потому, что это подлинно христианский текст, в котором через описание ужаса советских тюрем и колоний светится любовь к людям. Любовь строгая, ответственная без показной сентиментальности и той "доброты", которой страдали друзья Иова. Эта "доброта" всегда готова отречься от Бога и собственных убеждений, ради спасения тела. У Татьяны Щипковой не раз был выбор облегчить свою судьбу – прекратить рассказывать студентам о Христе, не посещать тайные православные семинары, соблюдать большую конспирацию, сотрудничать с администрацией колонии, просто быть как все, и не высовываться. Но она не могла скрыть святыню под спудом, не могла не знакомить заключенных девушек с молитвами, русской поэзией, или просто веселым играм в чепуху или в буриме. Она не могла пройти мимо человека, поскольку в каждом из них видела образ Божий, видела то достоинство, которое пыталась уничтожить пенитенциарная система, прикрываясь лицемерными лозунгами об исправлении через труд и лишая женщин самого необходимого – лекарств, возможности уединиться, следить за собой, умыться.
К сожалению, наша повседневная жизнь состоит не только из героев. Книга Татьяны Щипковой дает целую галерею женских портретов – от убийц и воров, до людей, посаженных за свою веру, от молодых людей, пришедших к вере в 70-е годы, до следователей и надзирателей тюрьмы. От заключенных, помогавших друг другу, до тюремных врачей, отказывавшихся лечить больных. Целая вереница людских судеб и обстоятельств эпохи проходит перед глазами читателя благодаря запискам Татьяны Щипковой. Написанные прекрасным русским языком, они послужат неоценимым источником сведений для всех, кто интересуется тем, как люди в СССР приходили к вере, какие карательные меры применяла к ним система, и как им удавалось сохранить человеческое достоинство и пронести свою веру через радости и страдания.
Татьяна Щипкова обладала редкой в наши способностью ходить с прямой спиной, и потому читать ее книгу очень трудно. Иногда читатель чувствует себя неловко, как будто подглядывает через замочную скважину в душу женщины, которая могла дать пощечину дружиннику за то, что тот больно сжал ей руку, пытаясь отобрать записную книжку. При чтении "Женского портрета" слишком часто возникает трепетное отношение прикосновения к опыту подлинной праведности, к "свету, который светит во тьме". Этот свет заставляет пересматривать собственные стереотипы, вырывает из уютного мирка спокойного христианства, в котором мы себе позволяем пройти мимо другого, поскольку он не нашего круга, поскольку мы видим много сучков в его глазу. Все эти бесконечные оправдания собственной нелюбви перестают работать при встрече с человеком с прямой спиной, который умеет находиться в самом центре ситуации и брать ответственность за происходящее.