ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Suddeutsche Zeitung": Томас Урбан. Новые границы, старые границы. НАТО, ЕС, расширение на Восток – и ирония истории

02 апреля 2004

2 апреля станет по-настоящему исторической вехой. Но в старой Европе, в нынешних 15 государствах-членах ЕС, этой дате значения пока не придавалось. В этот день в Брюсселе будут торжественно отмечаться успехи трех бывших советских республик, которые в понедельник вступили в НАТО, – Эстонии, Латвии и Литвы, в общей сложности насчитывающих 7 млн жителей. Начиная с 1 мая их границы станут частью восточного рубежа ЕС, идущего через Польшу, Словакию и Венгрию на юг.

Новая восточная граница НАТО и ЕС пройдет, в основном, вдоль старого культурного рубежа, отделив католическую Европу с ее Реформацией и Просвещением от области господства православия, не знавшей ни разделения властей, ни гражданского общества. Ирония истории: в XXI веке Европу опять разделит граница Великой схизмы XI века. Ключевое понятие "общий европейский дом", которым симпатичный, но нерешительный Михаил Горбачев полтора десятка лет назад очаровал западноевропейских интеллектуалов, становится в истории не более чем маленькой сноской. Потому как эта Россия, управляемая Владимиром Путиным, развивается совершенно в традициях империализма и цезарепапизма, отдаляясь от фундаментальных ценностей Запада, то есть от прав человека, самоопределения и демократии.

Эстонцы, латыши и литовцы, которых "старые европейцы" чаще всего называют одним словом "прибалты", все громче дают понять, что они хотят участвовать в обсуждении как минимум политики Европейского союза по отношению к его восточным соседям. Это положение красной нитью прошло через все доклады Третьего немецко-балтийского диалога, организованного Фондом им. Фридриха Эберта в Риге, который собрал многочисленных дипломатов, политиков и политологов. Здесь много говорилось об отношении старой Европы к территориям по ту сторону старой-новой европейской границы, которое должно стать более жестким. Потому как оно, с точки зрения прибалтов, пока что наивно туманно.

В то время как, например, французский президент Жак Ширак и федеральный канцлер Герхард Шредер после недавних российских выборов, которые характеризовались манипуляциями на различных уровнях, в унисон расхваливают прогресс в области демократизации России, все политики и журналисты от Таллина до Риги и Вильнюса бьют в колокола. И прибалты в этом отнюдь не одиноки: почти во всех государствах, бывших сателлитах Москвы, смотрят на это так же, и прежде всего в Польше, которая в последние месяцы не раз демонстрировала, что она хочет расставлять в ЕС акценты.

Расширение ЕС на Восток, без сомнения, приведет к возникновению напряженности вдоль культурной границы, как уже десять лет назад в своем бестселлере "Война цивилизаций" предсказывал Самуэль Хантингтон. Но на двух участках будущая восточная граница ЕС и НАТО не совпадает со старой религиозной и культурной границей: российско-эстонская граница проходит значительно восточнее, она рассекает православную область – ведь подавляющее большинство жителей города Нарва на востоке Эстонии русские.

Польско-украинская граница проходит значительно западнее, она отрежет украинских католиков от Запада. Преобладающее большинство населения Западной Украины принадлежит к Униатской церкви, которая еще называется греко-католической. Во Львове, центре Западной Украины, как и с западной стороны границы – в Польше, Венгрии и Словакии, – возникло гражданское общество с его разнообразием прессы, общественной активностью и даже с альтернативными культурами.

В восточной, православной части Украины, как и в России, обо всем этом даже нет и речи. Там в обществе господствует провинциальная апатия, а в государстве, которое имеет черты полицейского, доминируют коррумпированные промышленные кланы. Это в новых государствах ЕС подтверждает верность весьма популярного, исходящего тоже от Хантингтона пропагандистского тезиса о том, что в православном обществе ментальные традиции исключают возникновение демократических структур. Единственное исключение – это Греция, но только потому, что осознание себя первой демократией превалирует над ментальными категориями византийского цезарепапизма.

Оба расхождения между политической и культурной границами потребуют от ЕС особой политики, на которой настаивают прибалты вместе с Польшей и другими новыми членами. Более однозначной по отношению к России – политики, которая будет жестче настаивать на соблюдении прав человека. Побочным эффектом этого станут программы ЕС по содействию русскому меньшинству в Прибалтике, где в общей сложности проживает более миллиона так называемых "еврорусских".

На примере этих "еврорусских", существование которых до сих пор едва ли принималось всерьез европейскими политиками на пространстве между Берлином, Брюсселем, Парижем или даже Римом и Лондоном, можно будет также измерить успех или неудачу великой попытки расширения ЕС на Восток. Если их интеграция в общество будет удачной, а условия их жизни существенно улучшатся, это будет иметь огромный резонанс по всей России, в которой при Путине мышление на уровне "враг-друг" все больше определяет политику в традиции славянофилов XIX века.

Ведущие российские политики в эти дни на фоне вступления прибалтийских стран в НАТО решили, что Западная Европа для них – не партнер, а конкурент или, того хуже, враг, и вновь вытащили старые сценарии холодной войны, как если бы России с ее 150 млн жителей грозила опасность.

Новые члены также будут требовать от ЕС последовательной политики в отношении Украины. Вторая по величине бывшая советская республика, не в последнюю очередь из-за попыток ее руководства копировать недемократические методы правления Кремля, оказалась на политической обочине. Расчет новых членов ЕС строится на том, что стабилизация Украины – это обязательное условие для предотвращения возрождения российской империи, которая по определению не может быть демократической.

Этот страх перед возрождением империи заставляет политиков из стран, которые имеют печальный опыт принудительного членства в советском блоке, смотреть и через Атлантику в направлении Вашингтона. Прибалтийские страны, Польша, Чехия, Словакия и Венгрия восстанут против отдаления Европы от США, к чему стремится часть политической элиты Франции, а также Германии.

Жители Восточной Европы считают себя более близкими в культурном отношении не только к западноевропейцам, но и к североамериканцам, но никак не к живущим по соседству русским. И хотя ЕС географически расширяется на восток, он становится более атлантическим.

"InoPressa", 1 апреля 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама