ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сергей Волобуев: "Праздник будущего единства"

05 ноября 2011

Авторская колонка директора Центра политической аксиологии Центра социально-консервативной политики, члена Центрального Совета сторонников партии "Единая Россия" политолога Сергея Волобуева.

Сегодня часто можно услышать, что День народного единства – "искусственный" праздник. Будто бы нынешние власти специально "придумали" его в пику коммунистам и в противовес "красному дню календаря" – 7 ноября. Однако в реальности ведь было ровно наоборот. Именно 7-е ноября большевики ввели в пику 4-му, чтобы "почистить" историческуюпамять народа. День Казанской иконы Божией Матери (4 ноября по новому стилю и 22 октября по старому) был государственным праздником России на протяжении почти трех столетий, с 1649 по 1917 год. И лишь в советские 70 лет о нем "забыли".

Нужно отметить, что восстановление более древней исторической традиции в отношении ноябрьских праздников было произведено как нельзя вовремя. Так ли уж нужен нашему народу праздник 7 ноября? К сожалению, на сегодняшний день наше общество не пришло к единому мнению о том, чем были для России события 1917 года. Общественного консенсуса в отношении как октябрьской революции, так и всего советского периода у нас не наблюдается. Можно сказать, что общество у нас в каком-то смысле по-прежнему расколото на "красных" и "белых", и если для одних 7 ноября остается "красным днем календаря", то для других само наименование этой даты "праздником" выглядит кощунственным. Нужно ли было сохранять такую дату в календаре и усугублять этот раскол, в условиях, когда в нашем обществе и так хватает поводов для разделений?

Вообще же возвращение 4-му ноября статуса государственного праздника – показатель того, что наше современное общество все-таки объективно уже очень далеко ушло от советского. В самом деле, наш народ по-прежнему плохо знает свою историю, но все-таки, по сравнению с ситуацией 20-летней давности, сведений об истории России в массовом сознании стало гораздо больше. Причем в основном это сведения из истории старой, дореволюционной России. Будем откровенны, самый "провальный" исторический период в сознании наших сограждан – это период советский. Несмотря на то, что советское прошлое, казалось бы, бросается нам в глаза повсюду – большинство памятников героям революции ведь так и продолжают стоять на улицах, большинство названий улиц, связанных с ними, также остается на своих местах. Люди везде встречают имена Маркса-Энгельса-Володарского-Войкова, но кто на самом деле были эти люди, кажется, никого не интересует. Даже труп Ленина продолжает лежать в мавзолее, – и, несмотря на это, сегодня большинство детей и подростков вовсе не знают, кто такой Ленин!

Можно сказать, что сегодня наше общественное сознание выздоравливает, историческая память – углубляется. Октябрьская революция, наконец, перестала быть точкой отсчета, от которой наше общество ведет свою хронологию. Императоры и великие князья становятся ближе генсеков, а полководцы средних веков стали в один ряд с героями ХХ века. Люди сверяют свою совесть не с революционерами, а со святыми и праведниками.

Сама по себе история народного ополчения Минина и Пожарского, когда люди разных вер и национальностей смогли объединиться ради спасения родины, ради сохранения суверенитета страны – гораздо важнее и актуальнее для современного российского общества, чем тема борьбы пролетариата против монархии и капитализма. Проблема единства, проблема этнических и межрелигиозных отношений стоит в нашем обществе как никогда остро, и слишком многое в современной российской жизни напоминает нам о временах Смуты XVII века.Подтверждение тому – события на Манежной площади, "эхо" которых слышно до сих пор.

Кроме того, в каком-то смысле День народного единства – это очень современный праздник. Вспомним, что он был возрожден в атмосфере всенародной трагедии, как ответ на нее. Сама инициатива установления праздника 4 ноября, с которой выступили Русская Православная Церковь и Межрелигиозный совет России, датируется сентябрем 2004 года. То есть – несколько недель спустя после Бесланской трагедии. Я ясно помню, как, находясь в маршрутном такси на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, слушал по радио речь президента, произнесенную после штурма школы и гибели сотен детей. Президент обращался к российской нации. В маршрутке глупо хихикали тинейджеры. Из клубов и магазинов доносилась какая-то попса. Трансляция речи президента сменилась рекламной паузой, после которой ведущий поставил что-то "жизнеутверждающее"... Но я знаю, что в это же время тысячи людей шли в храмы и ставили свечи в память о погибших. Многие семьи из разных городов России потом принимали выживших детей Беслана в гости. Это они – российская нация.

Да, сегодня мы живем одновременно в двух Россиях, в двух совершенно разных странах. Одна – "рожденная революцией", страна постсоветских потребителей. Именно эта "Россия" поменяла в 1991-м году империю на джинсы и гламур, в ней ежегодно совершается 5 миллионов абортов, а ее правозащитники защищают террористов и "права человека" на наркотики и однополые браки. Это ее граждане "колбасятся" в клубах в дни траура. Это ее элита бесстыже кичится роскошью. Для них День народного единства – просто выходной, к тому же, "искусственно введенный".

И есть другая Россия. Россия, которая массово крестилась на рубеже 80-90-х годов. Россия, чьи солдаты и офицеры, преданные и проданные, удержали страну от распада в 90-е годы. Чьи граждане не хотят никуда уезжать, а собираются жить и работать "здесь".

Конечно, между этими двумя Россиями нет и не может быть единства. Или – или. Поэтому, конечно, День народного единства – это не констатация нашего актуального состояния, это лишь некая "максима", к которой мы можем стремиться. Это ответ здоровой части нашего общества на вызов сил, стремящихся сегодня разорвать нас на кровоточащие куски.

Можно сказать, что День народного единства – праздник, обращенный к будущему. Будущему, где останется только одна Россия – великая страна, которую не смогли уничтожить ни большевики, ни олигархи, ни коммунизм, ни масскульт.

Источник: Правкнига

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама