ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

На кону Манежка, или как преподавать религию в школе Горизонт сознания

Наталья Иванова-Гладильщикова :: 15 ноября 2011

Споры о том, нужно ли изучать религию в школе, начались еще в 2004-м, после заседания Совета по делам науки при Президенте. Одни опасались, что введение "основ религиозных культур" – не что иное, как массированная атака Русской православной церкви на школу. Так и могло произойти, если бы вдруг не вспомнили, что Россия – многонациональная страна, что в ней есть мусульмане (а заодно и буддисты с иудеями). К тому же школа у нас отделена от церкви. И тогда постепенно возникло решение, что курс этот будет делиться на шесть модулей: четыре религиозных – основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур. И два светских – основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Тем не менее, количество недовольных множилось: с одной стороны это были католики с протестантами, которые не были упакованы в модули. А с другой – все та же РПЦ, стремившаяся к тотальному внедрению православия. Именно поэтому от работы над книгой по "Основам светской этики" поочередно отказывались питерские и московские ученые. Так, Вадима Перова из СПбГУ попросили исключить пассаж о том, что для религиозной этики главная ценность – это Бог, а для светской – человек, на том основании, что они не понравятся священнослужителям. Дьякон Андрей Кураев, к которому попал черновик учебника, раскритиковал его в своем блоге. А Патриарх Кирилл на Рождественских чтениях призвал верующих разъяснять содержание предмета "светская этика", который предлагается на выбор наравне с религиозными курсами: "Многие склонны полагать, что речь идет о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика – это атеистическая мораль" (то есть, – не-мораль – Н.И-Г).

Какой веры четвероклашки

И все-таки, курс "Основы религиозных культур и светской этики" в 2009-м году начали экспериментально вводить в последней четверти 4-го и первой – 5-го класса, сначала в 19-ти, а потом – в 21-м субъекте РФ. А с 2012-го года он будет преподаваться по всей стране. Результаты апробации подводили на этой неделе на заседании Общественного совета Минобрнауки.

Выяснилось, что родители (а именно они делают свой выбор) в массе своей проголосовали за светские предметы: "основы светской этики" выбрали 42% семей, "основы мировых религиозных культур" – 18%, православие предпочло 30%, ислам – 9%, буддизм – 1%, иудаизм – менее 1%. То есть, атеистически-культурологическое направление курса предпочло 60 процентов. Это понятно: родители не хотят драк и выяснения отношений в школе, которые неминуемо последуют, когда учеников неравными кучками поделят на православных и мусульман, а также прочих буддистов с иудеями. То есть, если раньше младшеклассники и не задумывались над вопросом, кто какой национальности и какой веры, то теперь очень даже задумаются. И если прежде экстремистские националистические организации начинали вербовать своих членов ближе к 18-ти, то теперь начнут с весьма нежного возраста. Их положение облегчено. Причем, силами государства.

"Свою главную задачу – воспитание терпимости, толерантности этот курс не решает, – подчеркнул главный редактор радиостанции "Эхо Москвы", член Общественного совета при Минобре, Алексей Венедиктов. – Показательная ситуация в Чеченской Республике: 99,9 процента школьников выбрали модуль по основам ислама. И только 0,12 процента решили изучать православие. Все выбирают "про себя", а не про других".

Можно себе представить, какими изгоями чувствуют себя эти 0,12 процентов православных среди моря мусульман (из 19 681 четвероклассника Чечни только 24 человека выбрали православие). Такая же ситуация и с мусульманами в русской глубинке. Учителя говорят, что "меньшинства" выбирают религию большинства класса. И это понятно. Как правило, класс делится лишь на две неравных группы. А русская или мусульманская глубинка выбирают свою монорелигию.

В качестве какого-то выхода из ситуации Алексей Венедиктов предложил в конце курса по каждой отдельной религии ввести 4-5 уроков по основам всех четырех вероучений. Ведь цель курса – показать, что есть и другие люди, у которых – иные обычаи, они по-другому едят, одеваются. Если бы дети в раннем возрасте узнавали не только про традиции и верования своей семьи, но и семьи соседа по парте, может, и вырастали бы другими. Это могло бы стать первым этапом приближения к пониманию другого. "Ведь в основе Манежки – непонимание, боязнь другого".

Нужна История мировых религий

А не лучше было бы сделать по-другому? Ввести общий для всех курс "Истории мировых религий": ведь квалифицированных учителей, способных преподавать отдельно основы буддизма или иудаизма, очень мало. Но кто и как напишет такой учебник для четвероклассников? Ведь десятилетним детям практически невозможно преподавать не только историю разных религий, но и светскую этику. Игорь Карачевцев, директор гимназии № 166 С-Петербурга, победитель конкурса "Учитель года России – 2003", несколько лет назад говорил обозревателю "Русского журнала": "В "светской этике" много концепций: и древнегреческие, и концепции ХVIII века, и нового времени. В немецкой этической философии один взгляд, в русской религиозной – другой. Есть определенная трудность. Ученики с трудом усваивают многоликость точек зрения. А в 4-м классе ребенок может воспринимать лишь две точки зрения: одну хорошую, а одну – плохую. А здесь – все хорошие, но все разные. Это понимание воспитать можно только постепенно. Осознание этого приходит студенту, аспиранту или человеку с большим опытом".

Конечно, в идеале нужно, чтобы дети знакомились с Историей мировых религий и со светской этикой в старших классах. Как это и было изначально задумано. И был даже написан учебник "Религии мира: история, культура, вероучение" под редакцией академика Александра Чубарьяна. С сентября 2007-го года началась его апробация в некоторых школах Москвы. Первые разделы рассказывали, что такое религия, как она возникла. Дальше шло описание шести религий: православия, католичества, протестантизма; иудаизма, ислама и буддизма (и некоторых других религий). Второй важный аспект – проблема нравственности, морали. Если религия поможет в вопросах воспитания, – прекрасно. Есть еще один момент: дети ходят в музеи. А все картины великих мастеров имеют библейское содержание. А в этом учебнике – специальный раздел: религия и искусство.

Конечно, в эпоху ЕГЭ, когда образование ориентировано на натаскивание к тестам, а не на размышления (к тому же, программы и без того страшно перегружены), такой предмет окажется мало востребован старшеклассниками. Курс "основ религиозных культур и светской этики" нужен только при условии тотальной разгрузки и пересмотра школьных программ. А главное – пересмотра целей образования. А это может произойти только в результате его подлинной (а не формальной) реформы.

Источник: Русский журнал

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама