ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

На кону Манежка, или как преподавать религию в школе Горизонт сознания

Наталья Иванова-Гладильщикова :: 15 ноября 2011

Споры о том, нужно ли изучать религию в школе, начались еще в 2004-м, после заседания Совета по делам науки при Президенте. Одни опасались, что введение "основ религиозных культур" – не что иное, как массированная атака Русской православной церкви на школу. Так и могло произойти, если бы вдруг не вспомнили, что Россия – многонациональная страна, что в ней есть мусульмане (а заодно и буддисты с иудеями). К тому же школа у нас отделена от церкви. И тогда постепенно возникло решение, что курс этот будет делиться на шесть модулей: четыре религиозных – основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур. И два светских – основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Тем не менее, количество недовольных множилось: с одной стороны это были католики с протестантами, которые не были упакованы в модули. А с другой – все та же РПЦ, стремившаяся к тотальному внедрению православия. Именно поэтому от работы над книгой по "Основам светской этики" поочередно отказывались питерские и московские ученые. Так, Вадима Перова из СПбГУ попросили исключить пассаж о том, что для религиозной этики главная ценность – это Бог, а для светской – человек, на том основании, что они не понравятся священнослужителям. Дьякон Андрей Кураев, к которому попал черновик учебника, раскритиковал его в своем блоге. А Патриарх Кирилл на Рождественских чтениях призвал верующих разъяснять содержание предмета "светская этика", который предлагается на выбор наравне с религиозными курсами: "Многие склонны полагать, что речь идет о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика – это атеистическая мораль" (то есть, – не-мораль – Н.И-Г).

Какой веры четвероклашки

И все-таки, курс "Основы религиозных культур и светской этики" в 2009-м году начали экспериментально вводить в последней четверти 4-го и первой – 5-го класса, сначала в 19-ти, а потом – в 21-м субъекте РФ. А с 2012-го года он будет преподаваться по всей стране. Результаты апробации подводили на этой неделе на заседании Общественного совета Минобрнауки.

Выяснилось, что родители (а именно они делают свой выбор) в массе своей проголосовали за светские предметы: "основы светской этики" выбрали 42% семей, "основы мировых религиозных культур" – 18%, православие предпочло 30%, ислам – 9%, буддизм – 1%, иудаизм – менее 1%. То есть, атеистически-культурологическое направление курса предпочло 60 процентов. Это понятно: родители не хотят драк и выяснения отношений в школе, которые неминуемо последуют, когда учеников неравными кучками поделят на православных и мусульман, а также прочих буддистов с иудеями. То есть, если раньше младшеклассники и не задумывались над вопросом, кто какой национальности и какой веры, то теперь очень даже задумаются. И если прежде экстремистские националистические организации начинали вербовать своих членов ближе к 18-ти, то теперь начнут с весьма нежного возраста. Их положение облегчено. Причем, силами государства.

"Свою главную задачу – воспитание терпимости, толерантности этот курс не решает, – подчеркнул главный редактор радиостанции "Эхо Москвы", член Общественного совета при Минобре, Алексей Венедиктов. – Показательная ситуация в Чеченской Республике: 99,9 процента школьников выбрали модуль по основам ислама. И только 0,12 процента решили изучать православие. Все выбирают "про себя", а не про других".

Можно себе представить, какими изгоями чувствуют себя эти 0,12 процентов православных среди моря мусульман (из 19 681 четвероклассника Чечни только 24 человека выбрали православие). Такая же ситуация и с мусульманами в русской глубинке. Учителя говорят, что "меньшинства" выбирают религию большинства класса. И это понятно. Как правило, класс делится лишь на две неравных группы. А русская или мусульманская глубинка выбирают свою монорелигию.

В качестве какого-то выхода из ситуации Алексей Венедиктов предложил в конце курса по каждой отдельной религии ввести 4-5 уроков по основам всех четырех вероучений. Ведь цель курса – показать, что есть и другие люди, у которых – иные обычаи, они по-другому едят, одеваются. Если бы дети в раннем возрасте узнавали не только про традиции и верования своей семьи, но и семьи соседа по парте, может, и вырастали бы другими. Это могло бы стать первым этапом приближения к пониманию другого. "Ведь в основе Манежки – непонимание, боязнь другого".

Нужна История мировых религий

А не лучше было бы сделать по-другому? Ввести общий для всех курс "Истории мировых религий": ведь квалифицированных учителей, способных преподавать отдельно основы буддизма или иудаизма, очень мало. Но кто и как напишет такой учебник для четвероклассников? Ведь десятилетним детям практически невозможно преподавать не только историю разных религий, но и светскую этику. Игорь Карачевцев, директор гимназии № 166 С-Петербурга, победитель конкурса "Учитель года России – 2003", несколько лет назад говорил обозревателю "Русского журнала": "В "светской этике" много концепций: и древнегреческие, и концепции ХVIII века, и нового времени. В немецкой этической философии один взгляд, в русской религиозной – другой. Есть определенная трудность. Ученики с трудом усваивают многоликость точек зрения. А в 4-м классе ребенок может воспринимать лишь две точки зрения: одну хорошую, а одну – плохую. А здесь – все хорошие, но все разные. Это понимание воспитать можно только постепенно. Осознание этого приходит студенту, аспиранту или человеку с большим опытом".

Конечно, в идеале нужно, чтобы дети знакомились с Историей мировых религий и со светской этикой в старших классах. Как это и было изначально задумано. И был даже написан учебник "Религии мира: история, культура, вероучение" под редакцией академика Александра Чубарьяна. С сентября 2007-го года началась его апробация в некоторых школах Москвы. Первые разделы рассказывали, что такое религия, как она возникла. Дальше шло описание шести религий: православия, католичества, протестантизма; иудаизма, ислама и буддизма (и некоторых других религий). Второй важный аспект – проблема нравственности, морали. Если религия поможет в вопросах воспитания, – прекрасно. Есть еще один момент: дети ходят в музеи. А все картины великих мастеров имеют библейское содержание. А в этом учебнике – специальный раздел: религия и искусство.

Конечно, в эпоху ЕГЭ, когда образование ориентировано на натаскивание к тестам, а не на размышления (к тому же, программы и без того страшно перегружены), такой предмет окажется мало востребован старшеклассниками. Курс "основ религиозных культур и светской этики" нужен только при условии тотальной разгрузки и пересмотра школьных программ. А главное – пересмотра целей образования. А это может произойти только в результате его подлинной (а не формальной) реформы.

Источник: Русский журнал

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама