ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Молодежь, церковь и секуляризация

15 ноября 2011

Молодежь уходит из Церкви, можно констатировать, что в современной церковной жизни совершенно реально присутствует проблема расцерковления. Но почему молодые люди покидают Церковь? Чего они не находят в Церкви и что из церковной жизни наоборот отталкивает их? Об этом в своем докладе рассказывает доктор церковной истории, преподаватель ПСТГУ священник Георгий Ореханов.

Миф о вечном возрождении

Церковная история в период с 1991 и по настоящее время– период, на который оказали влияние два важнейших фактора. Во-первых, это крушение авторитарного режима, рождение свободы, к которой мы все оказались не готовы. Во-вторых, это новое "окно в Европу", канал, через который мы познакомились с новыми тенденциями европейской жизни, в частности, в сфере религии. На волне "новой жизни" мы все были близки сказать следующее: "вот, мы преодолеем пережитки тоталитарного атеистического режима, вот, мы исправим недостатки в церковной жизни, и все будет в порядке, в Церковь придет молодежь, интеллигенция, вся Россия". Однако до такого положения еще довольно далеко.

Казалось бы, последние статистические данные свидетельствуют о том, что очень серьезных поводов для беспокойства нет. Действительно, по данным Аналитического центра Юрия Левады, социологи которого в августе текущего года провели опрос 1600 россиян, с 2007 года количество православных в стране увеличилось на 13%, а мусульман – на 2%; число неверующих в стране сократилось в целом с 33% до 22%. Важно учесть, что в 1991 г. этот показатель был равен 57%, а в 1999 – 39%. Кроме того, показательно, что уже в этот период неуклонно сокращалось количество жителей России, вообще отрицавших существование Бога или "высшей силы" (с 21% в 1991 г. до 16% в 1999 г.) .

Показательно, что очевидный рост интереса к религии не сопровождается таким же "качественным" ростом, например, интенсивности посещения богослужений. В ходе упомянутого опроса центра Юрия Левады большинство респондентов (47%) признались, что никогда не посещают религиозные службы. Делают это еженедельно лишь 3%, ежемесячно – 7%, раз в году – 11%, еще реже – 10% опрошенных. Сравним эти показатели с аналогичными данными за период с 1991 г. по 1999: ежемесячно посещали богослужение 6-7% опрошенных . За период с 2007 по 2011 г. с 59% до 47% сократилось число тех граждан, кто никогда не ходил на религиозные службы, при этом теперь больше верующих делают это еженедельно или ежемесячно (в целом на 4%). Как только мы сталкиваемся не с количественными, а с качественными показателями, картина несколько меняется. В ходе опроса в 1999 г. выяснилось, что 82% русских считают себя православными, но из них только 40% – верующими. Другими словами, россияне воспринимают Православие не столько как мировоззрение и соответствующий ему образ жизни, но скорее как этно-культурную традицию .

Новые социологические исследования подтверждают выявленную ранее картину: "при том, что более половины россиян считают себя верующими православными, в воскресенье Христа твердо верят лишь 21. 82% россиян считают себя верующими в Бога, но при этом 46% респондентов, заявивших, что они считают себя православными христианами, отрицательно отнеслись к утверждению "Я верю в воскресение мертвых". Кроме того, по данным социологической службы "Среда", более половины россиян (51%) верят в возможность сглаза и порчи, причем среди них большую долю занимают лица с высшим (неполным высшим) образованием, учащиеся и студенты. Более трети опрошенных "прислушиваются к астрологическим прогнозам" .

Сейчас более важен другой вопрос: а какое место в это картине занимают дети и молодежь? К сожалению, официальной статистики, да еще по разным возрастным категориям, в России, насколько мне известно, пока не существует. Но разрозненные данные, присутствующие в православных средствах массовой информации и являющиеся итогом рефлексии церковной ситуации за последние 20 лет, свидетельствуют, что дети, выросшие в православных семьях и впитавшие Православие с молоком матери, довольно часто уходят из Церкви. Священнослужители свидетельствуют, что очень часто в церковных семьях дети не получают подлинного христианского духовного и нравственного воспитания. Заметим, что гипотетическая цифра "отошедших" в различных интервью священников варьируется, называют 2/3, 75%, 8 из 10 детей, выросших в церковных семьях, и т.д. Более того, в церковной жизни стало появляться представление, что дети, выросшие в храме, все равно когда-нибудь уйдут из него, поэтому нужно их приготовить к такому уходу. Вот какой совет своим прихожанам дает один из священников: "Как можно чаще причащайте маленьких детей, чтобы потом, когда они уйдут из церкви, им было легче вернуться" .

Таким образом, можно констатировать, что в современной церковной жизни совершенно реально присутствует проблема расцерковления. Каковы причины и особенности этого явления?

Молодежь в Церкви

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в Церковь пришло большое количество молодых людей, которые были поистине вдохновлены перспективой жизни в вере, перспективой создания христианской семьи и воспитания детей. Однако со временем оказалось, что молодые семьи начинают испытывать в этом процессе большие трудности, связанные, в первую очередь, с отсутствием опыта и традиции православного воспитания. Эксперименты "молодых родителей", по-своему понимавших, что такое пост, молитва, хождение в Церковь, привели к тому, что наши дети фактически были лишены детства. Важно при этом, что поколение, выросшее в эти годы, в значительной степени по-иному воспринимает традиционные для своих родителей ценности (музыка, кино, чтение и т.д.) .

Попытаемся на основании свидетельств различных источников (интернет-публикации, устные беседы, квази-богословские тексты) систематизировать причины ухода молодых людей из Церкви.

1. Ложное "церковное" воспитание в постсоветских семьях. Фарисейство родителей, причем и в семьях священников: "дети, повзрослев, открыли для себя двуличие своих родителей, которые в храме одни, а дома – другие" . Вообще отношения в семье, в том числе и христианской, часто характеризуются отсутствием доверительности, открытости, терпения родителей, уважения к детям. Важным следствием этого является то обстоятельство, что даже когда детей удается приобщить к церковной жизни, мы часто передаем им не веру, а маловерие.

2. Искажение церковной жизни, часто ложь квази-церковной среды, отсутствие любви и уважения к людям. Корыстолюбие и роскошь в жизни части духовенства, равнодушие и даже хамство по отношению к простым людям.

3. Неправда церковной жизни в более широком, социо-культурном контексте, часто невосприимчивость к реальным проблемам людей, социальная несправедливость, склонность к коммерциализации, "торжество неправды, несправедливости, наглости и алчности, а также унижение чести, совести, таланта и честного труда" . Суровым приговором выглядят слова известного московского священника, прот. А. Уминского: "Церковь сегодня не говорит ничего такого, о чем думают и говорят все люди, о тех проблемах, которые нас тревожат" .

4. Низкое качество богослужения, чтения и пения, отсутствие яркой проповеди и опыта катехизации, массового духовного образования и просвещения.

Мне кажется, можно говорить о том, что Православие во всей своей полноте, целостности, одновременно сложности и простоте, красоте и привлекательности практически неизвестно современному россиянину, причем не только молодому. Объяснить нашим современникам, что Бог есть Троица, что Христос – Богочеловек, пришедший искупить и спасти наш мир – архи-сложная миссионерская задача. Именно поэтому проповеди энергичных миссионеров-священнослужителей на рок-концертах или в среде байкеров превращаются часто в пресную агитацию, не имеющую реальных последствий.

5. Проблемы роста, кризис взросления, психологические, нравственные и духовные аспекты трансформации личности и характера, в первую очередь юношеский максимализм, желание скорой самореализации, которое не находит путей выражения в церковной жизни. В нашей церковной жизни отсутствует "образ христианского делания в мире". Очень часто нашим детям и нашей молодежи просто нечего делать в Церкви и в России, мы не можем вообще или плохо можем найти для них сферы применения талантов, устремлений, мотивации и горения.

6. Физическая и психологическая усталость, перегрузки, время, потраченное на многочисленные дополнительные занятия, кружки, транспорт, то, что можно назвать агнозисом "перегруженности рабочего графика" и "синдромом воскресного дня".

7. Неготовность и неспособность справится со своими собственными грехами, из которых главными являются грехи, связанные с сексуальной сферой.

8. Активное проникновение в российские реалии (образовательные, воспитательные, культурные, политические, социальные) элементов западного мышления т.е. усиление рациональной составляющей, которая в жизни европейского общества актуализировалась особенно ярко еще в эпоху Просвещения. Следствие – исключительно позитивистское воспитание в школе, рационально-позитивистский тип преподавания и науки в высшей школе. И, что очень важно, тотальная демократизация всех общественных институтов, которая в свое время повлекла за собой демократизацию в церковной жизни на Западе, тенденцию, проявляющуюся уже и в нашей церковной жизни.

9. И, наконец, последнее, но, пожалуй, самое значительное – секулярные тенденции современной жизни. Для русского молодого человека начала третьего тысячелетия актуальна, если не сказать – "остро поставлена", проблема восприятия современной европейской культуры, с одной стороны, далекой от веры и религиозности, с другой – привлекательной для молодежи, с точки зрения возможностей самореализации, образования, карьеры.

Таким образом, мы вплотную подошли к важному вопросу: к чему мы, являясь родителями, священниками, учителями, оказались не готовы?

Ответ на него должен учитывать несколько важных обстоятельств.

А) Проблема изоляционизма.

Речь идет о способности священнослужителей говорить с представителями молодежи на одном языке: "С таким изоляцинистским подходом за бортом Церкви рискует остаться вся молодежная культура. И молодежь вслед за своей культурой... В церкви просто не существует места, где технически может быть осуществлен диалог с молодежью: потенциальные собеседники разговаривают на разных языках. Церковная миссия в молодежной среде выглядит как спорадические неумелые вспышки активности, направленной, скорее, не на эффективную проповедь, а на заполнение отчетов для консисторских отделов "по работе с молодежью" .

В) Церковь и молодежные субкультуры.

Как мы увидим несколько ниже, в т. н. постмодернистскую эпоху для молодежи особое значение имеет религиозное самоопределение в рамках конкретной субкультуры. Именно поэтому мы в последнее время так часто слышим о миссии среди байкеров или посетителей рок-концертов. В Европе подобного рода деятельность уже оформилась в виде конкретных миссий, например, существуют миссии для серфингистов, молодежи из неблагополучных районов больших городов (например, в Англии речь идет о крупных промышленных центрах – Манчестере и других городах) и т.д. Очень характерны высказывания инициаторов подобных движений в разных странах мира, например: "Если вы хотите охватить миссией молодежную культуру, то вам следует перенести христианскую веру в эту культуру" – слова Райнхольда Кребса, регионального представителя лютеранского движения EJW в Вюртемберге (Германия). И еще одно показательное высказывание: "На мой взгляд, основной проблемой в большинстве европейских стран является преодоление установки "я католик, а значит христианин", то есть восприятия религии как наследства, вместо выстраивания личностных отношений со Христом" – эти слова принадлежат региональному руководителю организации христиан-серфингистов Филу Уильямсу .

Конечно, данная проблема уже начинает осмысляться и в России. Вот как ее формулирует свящ. Д. Свердлов: "Церковь сама сегодня представляет собой субкультуру, которая преломляет через себя и навязывает привычки и вкусы того большинства, которое на текущий момент составляет подавляющую статистическую массу прихожан. Как ни странно, но все еще продолжается дискуссия о взаимоотношениях церковного сообщества и рок-музыки. Человек ставится перед выбором: либо отказ от церковности, либо отказ от культурной самоидентификации, которая является частью самоидентификации личностной". Конечно, в такой постановке ситуация выглядит абсурдно – Церковь не может быть субкультурой,

Итоги двух десятилетий свободы

Я хотел бы присоединиться к двум важным выводам, которые по итогам "двух десятилетий свободы" делает немецкий специалист по истории Церкви проф. Х. Оме:

а) религиозное возрождение девяностых годов ХХ в. в России не привело к действительному широкому обновлению, не превратило "традиционную православную религиозность" в массовый феномен;

б) большой авторитет Русской Православной Церкви в значительной степени имеет для многих россиян в первую очередь национальное и культурное, а не религиозное измерение.

В настоящее время Россия впервые вплотную соприкоснулась с теми процессами в сфере веры и религиозности, которые были характерны для европейской культуры в середине 1960-х годов. Именно в этот момент Европа оказалась не готова к новым вызовам, идеологами и носителями которых стали, главным образом, представители поколения молодежи. Достаточно вспомнить пресловутую сексуальную революцию или впечатляющий триумф группы "Битлз", который имел далеко идущие последствия – возможно, в первый раз проблема успешной самореализации при отсутствии минимума необходимых ресурсов была поставлена столь остро. Россия, пережив страшную волну гонений на веру и Церковь, период насильственной атеизации населения, стоит перед новой волной секулярности, вызванной современными процессами (глобализация, модернизация образовательного процесса и т.д.).

Именно поэтому, учитывая накопленный опыт, перед лицом новых вызовов, нам необходимо серьезнейшее осмысление того, что с нами произошло за эти двадцать лет. Необходимо новое осмысление церковной традиции в современной жизни и поиск таких форм, в которых Благая Весть будет доступна для современного молодого человека, будет донесена до него на понятном ему языке. Как подчеркивает А. Десницкий, "потому так трудно дается нам разговор о расцерковлении, что он, на самом деле, подразумевает самый серьезный разговор о сути нашей церковности, о ее формах в современном мире, о практике духовной жизни" . В Церкви молодому человеку должно быть не только интересно, но здесь он должен находить пространство для свободной самореализации, и здесь, боюсь, введения формальной должности "ответственный за работу с молодежью" совершенно не достаточно. Как это не парадоксально и непривычно для всех нас, мы уже столкнулись с необходимостью сделать для молодого человека поколения постмодернизма актуальными Евангелие и Церковь, веру и Христа. И должны учиться сделать это убедительно, именно сделать, а не просто рассказать.

При этом в наших рассуждениях должно присутствовать четкое понимание того, от чего Церковь не может отказаться, не перестав быть Церковью. Противопоставление "религии страха" и "религии любви", стремление "не потерять молодежь" любыми средствами, в частности, разрешив ей делать в церковных границах все, что только заблагорассудится. Это опасная тенденция, ибо критика современной церковной жизни часто ведется с секулярных позиций. Мы должны понять, что критика секуляризма не может вестись с секулярных позиций. Эта критика должна быть взвешенной и сбалансированной, она не должна ограничиваться констатацией кризиса, ибо в конечном итоге кризис – это суд, т.е. переосмысление старого багажа и возможность реального церковного обновления, которое, в конечном итоге, есть всегда возвращение к Традиции.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама